8 ступеней Аштанга йоги от индийского философа Патанджали

8 ступеней Аштанга йоги от индийского философа Патанджали

Восьмиступенчатая йога Патанджали ключи к Восьмиступенчатой йоге патанджали Патанджали

, что, надеюсь, расширит границы понимания этого понятия, и приведёт к повышению эффективности практики как для действующих, так и потенциальнх йогинов и йогинь.

Считается, что Патанджали жил во II в. до н.э., является основателем йоги и автором произведения «Йога-сутры». Есть мнение, что в Сутрах он лишь изложил то, что существовало задолго до его рождения, чему я склонна верить. В Йога-сутрах представлена некая последовательность в продвижении на пути йоги, состоящая из восьми ступеней или принципов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Рассмотрим каждую более подробно.

Ступень 1.

— обет по отношению к внешнему миру. Патанджали выделяет пять обетов: ахимса, сатья, астея, брахмачарья и апариграха.

— ненасилие, непричинение вреда. С первого взгляда всё ясно, не убивай, не причиняй вреда, относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Однако на деле оказывается всё не так-то просто. Мы используем кожаные изделия, кто-то до сих пор употребляет животных в пищу, да даже просто, сказав недоброе слово, мы можем причинить непомерное зло. При этом зачастую мы путаем, что есть на самом деле польза, а что есть вред. Порой кажется, что, жалея кого-то, мы проявляем сострадание и милосердие, тем самым не наносим такому человеку вреда. Хотя не исключено, что именно этому человеку нужно жёстко сказать о том, что пора бы прекратить жаловаться и ныть, и начать видеть в проблеме плюсы.

Одним из критериев определения, как же поступать, может служить понимание, к чему приведут ваши слова или действия: к развитию или деградации. Если вы пожалеете, и человек не сделает выводов, и в следующий раз снова придёт, чтобы его выслушали и пожалели, то это деградация. Ахимса нарушена. Если же после выговора человек поймёт, что действительно, чего это он всё ноет и ноет, и возьмет, да и изменит ситуацию, то это развитие. Таким образом, вы помогли и, несмотря на внешнюю грубость, ахимсу не нарушили. К сожалению, в жизни не всё так прямолинейно, и необходимо развивать в себе тонкое восприятие каждой отдельно взятой ситуации. Однако, начинать стремиться к соблюдению данного обета можно с малого, например, стать вегетарианцем, экономить воду, не грубить людям и т.п.

Практиковать ахимсу весьма сложно, но важно понимать, что это в первую очередь стремление к избавлению от враждебности, развитие сострадания и милосердия ко всем живым существам, а также отсутствие злых намерений, то есть каждое действие, слово или мысль должны быть во благо.

— правдивость, воздержание ото лжи и самообмана. Говорить правду. Часто задают вопрос: «А как же быть, если приходится выбирать между правдивостью и ахимсой. Например, вы совершенно точно знаете, что, сказав правду, кто-то от этого погибнет?» В этом случае нужно исходить из кармических последствий. За враньё, что называется, во благо, кармические последствия будут не столь долгими и ужасными, сколько за смерть живого существа, поэтому, скорее всего, будет правильнее нарушить сатью, нежели ахимсу. Но, опять же, всё не так однозначно, если нарушив сатью, вы создадите иллюзию на века, следуя которой множество и множество живых существ будет окутываться мороком, то, может, правильнее нарушить ахимсу.

— честность, неворовство, неприсвоение чужого. Быть честным как с собой, так и с другими. Согласно комментариям к Йога-сутрам Патанджали плодами соблюдения астеи являются ясновидение и интуитивное осознание. То есть это способность видеть вещи как они есть на самом деле. Казалось бы, тоже всё понятно, не воруй, не бери чужого, но, к сожалению, в наше время, пожалуй, все как один не соблюдают этот принцип: цены завышены, налоги платят единицы, да и вообще налоги тоже завышены и куда они в итоге идут — большой вопрос. В обществе паразитов и потребителей крайне сложно разобраться, что есть правда, что есть ложь, где ты честен, а где кормишь демонов. Как раз это результаты повсеместного нарушения сатьи. С одной стороны, можно оправдываться тем, что нас поставили в такие условия, с другой — всё же необходимо максимально стараться не усугублять сложившуюся ситуацию, стараться создавать честное общество, начиная с себя.

Брахмачарья

— чувственное (плотское) воздержание. На мой взгляд, воздержание должно осуществляться также как и шауча (см. ниже) на уровне тела, речи и ума. Брахмачарья — это не просто отказ от физического контакта, а также контроль поведения, речи и мыслей. Это важный аспект практики йоги особенно на начальном этапе. Так как практик, не утвердившийся на пути, если не возьмёт под контроль свою сексуальную энергию, может быстро покончить с йогой и уйти совсем в другом направлении. Другими словами, он будет отвлекаться и постоянно сливать накопленную энергию через нижние центры. За вожделение и похоть отвечает свадхистана чакра — это вторая чакра снизу. Занимаясь йогой, мы неустанно поднимаем уровень энергии и прикладываем максимум усилий для реализации этой энергии на более высоких центрах, но если постоянно её «сливать», то прогресс будет приходить гораздо медленнее, если вообще будет. Согласно Патанджали, утвердившийся в брахмачарье избавляется от страха смерти.

— нестяжательство, ненакопительство, не принятие даров. Здесь имеется в виду, что у йога не должно быть ничего лишнего. Это от части связано с тем, что на поддержание любой вещи, принадлежащей нам, мы тратим свою энергию. Самый яркий пример — машина, вот представьте, что у вас их три. Сколько нужно энергии, чтобы их обслужить, и имеется в виду не только непосредственное участие, возможно, у вас есть личный механик и тому подобное, но и им нужно что-то платить, соответственно работать вам нужно будет больше, чтобы больше зарабатывать. Так и с любой другой вещью. Все окружающие нас вещи существуют за счёт нашей энергии, и не важно — дорогие они или дешёвые, крупные или мелкие. Наверняка, многие отмечали, что стоит выкинуть хлам и на душе как-то легче, именно от того, что уменьшается неконтролируемый отток сил.

Помимо этого, человек, так или иначе, начинает себя отождествлять с окружающей его материей. Могут начать развиваться такие качества, как жадность, эгоизм, привязанность. Все эти качества являются препятствиями на Пути. Йог должен спокойно расставаться как с людьми, так и с вещами, оставлять только самое необходимое.

Патанджали концентрация капля океан йога Пратьяхара Патанджали отключение чувств reality-yoga_яма запреты Патандлали счастье успех йога нияма йога Патанджали рекомендации правила

Что будет после Самадхи?

Что будет потом? Согласно примерам тех, кто дошел до этой ступени, на ней человек наконец-то освобождается от рабства своих чувств, неисполненных желаний, страданий и заблуждений, теперь он живёт так, как и должен жить человек — свободный, осознающий и очень счастливый, ведь наша истинная природа Сат Чит Ананда – Вечное Сознание, Вечное Существование, Вечно новое Блаженство. Самадхи – это состояние осознания нашей истинной природы. И кстати, именно при полном осознании нашей истинной природы автоматически происходит абсолютное следование Ямам и Ниямам, каналы прочищены, человек выздоровел от самого большого своего заблуждения: что он отдельный индивид с определёнными свойствами и ограниченными силами.

Часто для описания последних ступеней йоги Патанджали любят применять образ океана и капли:

  • Дхарана (концентрация) – это океан и капля.
  • Дхьяна (медитация) – это океан.
  • Самадхи (самадхи) – это океан в капле т. е. капля уже осознает свое единство с океаном и действует как океан, потому что на самом деле является океаном, хотя внешне для окружающих продолжает выглядеть, как капля.

Самадхи Патанджали йога капля стала океаном

Цель восьмой ступени йоги Патанджали – полностью осознать свою истинную Высшую природу.

Ещё очень хорошее представление о самадхи дает поэма Парамахансы Йоаганды «Самадхи», написанная им в «Автобиограяии йога», скачать её можно здесь.

Таким образом, все восемь ступеней Патанджали взаимопроникают друг в друга. Ямы и Ниямы (подробнее здесь) – это вообще характеристики нашей Высшей природы, которым всегда надо стараться следовать (для собственного же блага), но которые полностью реализуются только при достижении цели восьмой ступени.

Можно практиковать отдельные ступени в отрыве от остальных (третью (Асана), четвертую (Пранояма), шестую (Дхарана) — эти точно можно отдельно), но даже если что-то и практиковать отдельно, то эффективность достижения этого без внимания к другим ступеням снижается. Поэтому, дабы всё получилось наилучшим образом, следуйте Восьмиступенчатой йоги Патанджали.

Это не значит, что не надо работать над концентрацией, пока вы не отключите телефоны чувств (полностью не переключите каналы энергии, текущей вовне), просто знайте, к чему надо стремиться и не задерживайтесь на уровне асан и пранаям, если ваше тело и позвоночник и так здоровы. Всё это средства, не надо делать их целью, цель настолько прекрасна, что не стоит медлить. Конечно, самадхи от нас никуда не уйдёт, но зачем отказывать себе в счастье быть истинно счастливыми?

Теперь значение Восьмиступенчатой йоги Патанджали вам известно. Любое истинное духовное направление развивает способность чувствовать энергии (это естественно происходит при очищении каналов тонкого тела) и усиливает способность к концентрации. Восемь ступеней хорошо показывают, к каким целям и результатом следует стремиться, чтобы реализовать свой Высший потенциал и быть всегда абсолютно счастливыми.

Лучшим способом развить чувствительность к энергиям и перенаправить их вовнутрь и вверх являются энергизирующие упражнения Парамахансы Йогананды и медитация.

Буду рада обучить вас этим невероятно эффективным техникам освоения Восмьступенчатой йоги Патанджали.

Пишите комментарии, и до встречи в реальности йоги!

Комментарии

  1. Mikepn:
    08.01.2016 в 03:55

Третью ступенью Аштанга-йоги являются Асаны . Важно понимать, что асаны – это своеобразный инструмент для гармоничного духовного развития, а не самоцель йоги. Однако эта система особых физических упражнений, позволяет управлять не только энергией, но и физиологическими процессами в теле. При правильном выполнении асан на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы оказывается тренирующее и тонизирующее воздействие.

17.03.2020 в 22:03

Добрый час ! Сердечно Благодарю. Мне очень понравилась ваша подача материала. Чувствую нежность, искренность чистоту . Все так понятно, просто и доступно. Это так радует и так во время . Я сама преподавала йога-терапия ( для начинающих) был большой перерыв, сильные проработки, что даже хатху была не в состоянии выполнять. Медитация меня спасла….Сейчас пришло время снова праводить йогу. Я переехала …в общем все начинать с начало ….. Благодарю ! Благодаря вам я нашла весь материал для быстрого повторения и переосознания йоги… Моя миссия донести йогу как можно большому количеству женщин- простому обывателю и мне очень интересно донести правильно и доступно … Благодарю, что вы есть.

22.03.2020 в 08:10

Рада, что через меня Бог помог. Искренне желаю успехов в вашей работе, служении и стремлениях;)

30.03.2020 в 21:35

Прекрасная работа,благодарю. Грамотно и понятно, это дает большое продвижение сознанию,думаю Бог радуется,я радуюсь,думаю каждый радуется получая эти знания,и Вы делаете это с радостью. ),это прекрасно.

8 ступеней Аштанга-йоги – руководство для счастливой жизни и духовного развития

Первые четыре ступени помогают обрести контроль над телом.

Автор Йога-сутр Патанджали в своем трактате называет йогу аштангой, что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень).

Восемь ступеней аштанга-йоги – это руководство к тому, как прожить полную и счастливую жизнь. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы.

Первые четыре ступени аштанга-йоги Патанджали помогают совершенствовать свою личность и обрести контроль над телом. Это готовит нас ко второму этапу внутреннего путешествия, в ходе которого нам предстоит познакомиться со своими чувствами и умом и в результате достичь высшего состояния сознания.

Первая ступень, яма – это совокупность этических правил поведения, регулирующих наши отношения с другими людьми. Яма – это универсальный закон, который можно свести к золотому правилу нравственности – «не делай другому того, чего не желаешь себе». К пяти ямам относятся: Ахимса – ненасилие, Сатья – правдивость, Астейя – неворовство, Брахмачарья – воздержание, Апариграха – нестяжательство.

Нияма

Нияма, вторая ступень йоги, относится к сфере духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.

К пяти ниямам относятся: Шауча – чистота, Самтоша – удовлетворенность, Тапас – пыл, религиозное рвение, Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.

Асана

Асаны – это специальные позы, практикуемые в йоге. Они являются третей ступенью йоги. С точки зрения йогинов, тело является храмом души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.

Пранаяма

Четвертая ступень аштанга-йоги – это пранаяма, контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии». Это неудивительно – пранаяма не только способствует омоложению организма, но и продлевает жизнь. Пранаяму можно практиковать как отдельную технику (т.е. в положении сидя выполнять ряд дыхательных упражнений) или же включить ее в регулярную программу занятий йогой.

Пратьяхара

Пратьяхара, пятая ступень аштанга-йоги, означает отвлечение чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

Дхарана

Каждая ступень аштанга-йоги готовит нас к последующей. Так и пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Разумеется, мы уже развили определенную способность к концентрации в ходе предыдущих трех стадий. Но несмотря на то что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.

Дхьяна

Медитация или созерцание, седьмая ступень аштанга-йоги, предполагает непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей. Чтобы достичь этого состояние нужны сила и выносливость. Но не отчаивайтесь! Помните, йога – это процесс, и каждый этап нашего внутреннего путешествия ценен сам по себе.

Самадхи

Патанджали описывает заключительную стадию аштанги как состояние блаженства. Здесь медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной. Для кого-то это прозвучит слишком громко и будет казаться далеким от реальной жизни. Но задумайтесь на минутку: чего именно вы хотите от своей жизни? Разве ваши мечты, надежды и желания не об одном и том же – не о радости, самореализации, свободе? То, что Патанджали описал как прохождение восьмиступенчатого пути, на самом деле есть то, к чему стремится каждый из нас – к миру. Заключительная ступень йоги – это просветление – то, чего нельзя купить и чем нельзя владеть. Просветление можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.

8 ступеней Аштанга йоги от индийского философа Патанджали

Аштанга-йога является частью распространенной по всему миру индийской философии. Первое описание этого направления было составлено в «Йога-сутре» мастером Патанджали.

Что это такое?

Фото 1

Название «аштанга» на санскрите означает «восемь ступеней», из которых состоит данное направление. «Начальным разделом» считаются первые 4 ступени, которые развивают контроль над своим телом и чувствами, делают жизнь более гармоничной и способствуют пониманию происходящих событий. Для простого человека начального этапа бывает достаточно, если он не стремится достичь наивысшей цели.

Ступени Аштанга-йоги признаны мастерами в качестве руководства к проживанию полноценной, благополучной жизни. Именно поэтому в йоге часто встречаются рекомендации нравственно-этического содержания, соблюдая которые ученик сможет достичь духовного просветления.

Начальные ступени помогают усовершенствовать личностные качества и научиться контролировать свое тело. Достижение высоких результатов на этом этапе позволяет человеку достичь более высокого уровня сознания.

8 ступеней

Фото 2

Классическая йога Патанджали – это 8 ступеней.
Нравственные принципы

Яма включает в себя пять основных принципов, которые помогают контролировать деятельность человека на протяжении жизни:

    ;
  • правда во благо (сатья); ;
  • не стяжательство (апариграха);
  • честность во всем (астея).

В тексте «Хатха-йога-прадипика», датированном XV веком нашей эры, содержится информация о дополнительных принципах:

  • всепрощение и добросердечность (кшама);
  • мужественность и стойкость духа (дхрити);
  • сочувствие в действии: помощь или утешение (дайя);
  • усмирение своего эго (аарьяв);
  • ограниченное питание в определенные дни (мтахара).
  1. Нияма

Соблюдение правильного образа жизни.

Фото 3

Патанджали в «Йога-сутре» определил пять главных требований к ученику.

  • чистота тела, ума, слов (шауча);
  • удовлетворение от настоящего момента независимо от окружающей действительности (сантоша);
  • дисциплинированность, умение преодолевать сложности (тапас);
  • смообразование на основе духовных и светских книг, а также восхваление Всевышнего через произнесение его священных имен (джапа);
  • признание Всевышнего и его силы, находящейся за пределами человеческого понимания (ишвара-пранидхана).

В некоторых учениях содержатся дополнительные правила:

  • абсолютная вера (астикья);
  • чистосердечное пожертвование, благотворительность (дана);
  • регулярное обучение высшим духовным знаниям (сиддханта-шравана);
  • духовный рост (мати);
  • контролирование своей стыдливости (лайджа).
  1. Асана

На этой ступени обучающийся йоге начинает освоение специальных упражнений.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  1. Пранаяма

Уделяется особое внимание соблюдению дыхательных циклов для лучшего понимания аштанга-йоги.

  1. Пратьяхара

Познание своего духовного начала и взаимодействия с окружающей действительностью.

  1. Дхарана

Концентрация внимания и сохранение его на должном уровне для слияния с Всевышним.

  1. Дхяна

Дарует ощущения единства со Вселенной через медитацию.

  1. Самадхи

Просветленное состояние, чувство благости, единения с высшими силами. Достижение самадхи является главной целью учения йоги, оно необходимо для погружения в состояние нирваны.

В результате правильно выполненных медитативных и практических занятий человек обретает мир, выходящий за рамки осознания умом. Наступает состояние блаженства и единства со всем сущим.

Это и есть все ступени, которые объединены в название Аштанга-йога.

Есть также такое направление Аштанга-виньяса йога, которая предлагает комплексы и серии последовательностей асан.

Полезное видео

Посмотрите это видео по теме Восьмиступенчатой йоги:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Йога сутры Патанджали

Ещё до начала нашей эры индийский мудрец Патанджали собрал все свои знания о йоге жизни в 196 фраз, которые в наше время известны как Йога сутры Патанджали.

Это сборник правил и наставлений, которые созданы для того, чтобы каждый практикующий мог достичь счастья и внутреннего покоя.

В наше время Йога сутры – это классические произведение, описывающее восемь ступеней йоги.

Подробнее о каждой ступени читайте по ссылке.

Сутра и йога

У слов сутра и йога есть несколько вариантов перевода, но чаще всего слова йога используют в контексте слов «связь» или «контроль», а слово сутра переводят как нить. Таким образом, можно сказать, что йога сутры – это знания о связи с Абсолютом и о контроле ума, которые соединены одной нитью, представляют единую цепочку нанизанных на одну нить знаний. Если эти знания не связывать между собой, то это будет лишь набор отдельных бусин.

Йога сутры: практика

В наше время считается, что практика йога сутр Патанджали доступна лишь продвинутым йогинам, но на самом деле – это заблуждение.

Этот древний труд так же полезен и тем, кто только начинает практиковать йогу и осознанное отношение к жизни. С помощью правил, прописанных в йога сутрах человек может значительно быстрее пройти путь восьми ступеней йоги и достичь Самадхи.

Согласно йога сутрам Патанджали асаны йоги – это лишь третья ступень, и, прежде чем на неё перейти, необходимо освоить первые две – Яму и Нияму.

То есть, перед тем как начать практику асан, – с помощью соблюдения правил Ямы и Ниямы, которые подробно описаны в труде Патанджали, – необходимо очистить тело, разум и эмоции, найти внутренний баланс и обрести гармоничное взаимодействие со своим внутренним миром.

Йога сутры Патанджали: краткое описание содержания

Всего в йога сутрах Патанджали – четыре главы.

В первой главе автор описывает йогу как инструмент, позволяющий достичь самореализации, блокировав негативные паттерны ума.

Также Патанджали классифицирует в пять групп всё, что человек видит, слышит, чувствует и испытывает на опыте.

Прамана – правильное знание

  • Знание, полученное хотя бы через один орган чувств.
  • Вывод, основанный на здравом смысле.
  • Свидетельство авторитетного источника (священные писания, гуру, мастера)

Випарьяйя или авидья – неправильное знание

Знание, основанное на несуществующем объекте и по сути являющееся заблуждением, а также неверное понимание истинной природы мужского и женского начала.

Викальпа – воображение

Воображение, основанное на том, чего на самом деле не существует – придуманный персонаж, сказка и т.п.

Нидра – сон

Глубокий сон без сновидений, доступ к бессознательному, в котором скрыто знание внешнего мира.

Смрити – память

Способность человека осознавать и воспроизводить опыт, полученный через органы чувств, при повторном его переживании.

Также в йога сутрах Патанджали можно найти методы управления деятельностью ума, способы освободиться от влечения или отвращения.

Несмотря на то, что йога является ответвлением философии санкхьи (философия индийского дуализма, основанная Капилой), которая является атеистической точкой зрения на мир, Патанджали в йога сутрах вводит понятие Бога, как высшего сознания, которого не касается природа человеческих переживаний.

Согласно тексту сутр Патанджали мантра АУМ – это Бог (Ишвара). Повторение этой мантры помогает преодолеть болезни, сомнения, лень, влечение, ошибочное восприятие реальности и многое другое.

Во второй главе Патанджали описывает страдания и способы их преодоления.

Также в своём трактате Патанджали уделил внимание законам кармы и перерождений, раскрыл различные аспекты йоги и предложил разделить йогу на внешнюю и внутреннюю.

Внешними аспектами йоги считаются яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара, внутренними – дхарана, дхьяна и самадхи. Все части йоги взаимосвязаны и ведут практикующего по медленному, но цельному пути развития.

Подробное описание каждого аспекта читайте по ссылке.

Йога сутры Патанджали – настольная книга каждого, кто с помощью йоги хочет самосовершенствоваться, достичь самореализации и познать мудрость предков.

Что такое аштанга йога?

По сути, все виды йоги можно обозначить общим термином – хатха йога, совокупность физических упражнений. Отдельные виды/школы йоги отличаются тем, что внимание уделяется отдельным акцентам во время практики и авторством методики.

Аштанга йога – одна из самых известных систем йоги, которая была впервые описана мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» и вошла в традиционную индийскую философию.

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая», то есть система состоит из 8 ступеней. Первые четыре ступени этой системы условно называют «йогой начального раздела», и предназначены они для развития способности человека управлять своим телом и чувствами. Для «обычного человека», не стремящегося к самадхи – высшей цели, следование первым 4-м ступеням достаточно и необходимо для гармоничной жизни и понимания себя и окружающего мира.

Аштанга йога: восемь ступеней

1. Яма

Яма – основные регулирующие принципы жизнедеятельности каждого человека.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 основных принципов ямы:

Ненасилие (ахимса) – по отношению к себе и другим людям, а также окружающему живому миру. Подразумевается не только физическое ненасилие, но и ментальное (мысленное и словесное). Данный принцип зачастую воспринимают радикально (полный отказ от животной пищи, отказ от выполнения обязанностей, связанных с причинением вреда живому и так далее).

Но во всем должна быть мера – если по состоянию здоровья вы действительно нуждаетесь в продуктах животного происхождения, то нужно слушать свой организм. Первоначально, возможно, не удастся наблюдать полную ахимсу. Тем не менее, нужно просто постоянно держать в уме определение ахимсы и пытаться следовать ему.

Правдивость (сатья) – в отношении не только других людей, но и себя. Речь также идет о корректном и однозначном выражением собственных мыслей (не допускать двусмыслия).

Честность (астея) – запрет воровства или желания присвоить чужое. Практикуя данный принцип, человек достигнет спокойствия ума, когда знает, что ему принадлежит лишь то, что ему положено.

Половое воздержание (брахмачарья) – контроль похоти, сохранение целомудрия до брака и нераспущенность в брачных отношениях. Принцип предполагает отсутствие даже мысленного вожделения в отношении лиц противоположного пола, кроме как своего спутника (мужа, жены).

Человек должен контролировать желания, а не находиться в их власти. Как только желания начинают править разумом, человек теряет свободу.

Нестяжательство (апариграха) – непривязанность к материальным благам, ненакопительство (хранение вещей, которые нам не требуются).

Данный принцип также касается пищи: мы должны есть, чтобы удовлетворить голод и жить полноценной жизнью. Но даже когда голод удовлетворен, иногда мы склонны есть больше, только потому, что нам нравится вкус. Когда мы потребляем избыток пищи, это вредно воздействует на организм. Пища не переваривается хорошо, что ведет к возникновению заболеваний.

В других источниках, в частности, в Хатха-йоге-прадипике (текст о хатха-йоге, предположительная дата 15 век н.э.) добавляются дополнительные, но не менее важные принципы:

прощение, милосердие (кшама);

стойкость, мужество (дхрити);

сострадание (дайя) – это не реакция на ситуацию, а действие: физическая помощь либо словесное утешение;

смирение (аарьяв) – работа с собственным эго;

умеренный аппетит (мтахара) – ограничение пищи и соблюдение необходимой организму диеты в надлежащее время.

2. Нияма

Нияма — предписанные обязанности человека, правила образа жизни отдельного индивидуума.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 правил:

Чистота (шауча)- подобно ахимсе, эта чистота также является физической, словесной и умственной.

Физическая чистота предполагает внутренние очистительные процедуры (шуддхи-крийя, будут рассмотрены в отдельной статье), а также внешнюю чистоту – опрятность внешнего вида тела и одежды.

Словесная чистота предполагает ограничение болтливости, говорить тогда, когда это действительно нужно.

Умственная чистота достигается избавлением от ненужных мыслей и блужданий ума.

Удовлетворенность настоящим (сантоша). Это состояние ума, а не реакция на любое внешнее событие, инцидент. Следовательно, состояние удовлетворённости может контролироваться умом и оно независимо от внешних обстоятельств.

На самом деле источник счастья находится в этом состоянии ума. И главная причина страданий — в Тришне (жажда). Тот, кто постоянно учится довольствоваться настоящим, освобождается от жажды и обретает счастье.

Выносливость, самодисциплина (тапас). Преодолевать трудности с достоинством – это тапас. Изучая йогу или практикуя её, вы можете столкнуться с физическими трудностями в асанах или пранаямах либо со сложностями следования принципам.

Такие трудности и сложности (от слов «труд» и «ложь», обратите внимание) нужно спокойно или с радостью принимать и продолжить учебу. Это тапас.

Самообучение (свадхьяя), изучение духовной и светской литературы. Также включает в себя джапу (повторение святых имён Господа).

Принятие Бога и вера в божественную силу, которая находится вне нашего воображения (ишвара-пранидхана).

В других источниках добавляются следующие правила:

твердая вера (астикья);

благотворительность (дана). Пожертвование должно происходить от сердца, самостоятельно, с любовью и уважением.

постоянное изучение священных текстов (сиддханта-шравана);

развитие духовного «интеллекта» (мати);

контроль стыда (лайджа). Уметь различать и стыдиться плохих и не стыдиться нормальных вещей.

Практически все, кто начинает практиковать упражнения аштанга йоги без глубокого осознания цели, задаются вопросом, обязательно ли соблюдать яму и нияму? Разве нельзя практиковать только асаны и/или пранаяму? Ответ прост – если не практиковать яму и нияму, то вы не достигнете тех же результатов, каких можете достичь практикуя все 4 ступени в совокупности.

Кроме того, указанные принципы на самом деле являются не ограничениями, а свободой от ограничений. Йога начинается со свободы от ограничений.

Яма прямо говорит о том, как человек должен вести себя в обществе, а Нияма дает руководство по отношению к индивидууму. В ступенях Яма-принципы идут первыми, это указывает на то, что йога сначала рассматривает общество, а затем человека.

В первоисточниках описания ямы и ниямы сделаны очень тщательно, чтобы привести путника к самадхи. Однако для нас, простых людей, цель занятий йогой — не самадхи, а жить счастливо и с удовлетворенностью. И, если мы попытаемся следовать, например, принципу ахимсы, как это понимается в текстах, то это может оказаться невозможным для нас в современном мире.

Поэтому мы должны попытаться следовать описанным принципам и правилам, гибко подстраивая их под себя, главное – идти по данному пути, иметь намерение. Опыт показывает, что по мере продолжения изучения йоги возрастает тенденция следовать Яме и Нияме. В любом путешествии необходимо знать о пункте назначения и следовать в этом направлении. Время, затраченное на путь, может быть разным для всех, но, как известно, путь осилит идущий.

3. Асана

Асана – это поза йоги, предполагающая определенное положение тела.

В Хатха-йоге Прадипике говорится, что «Асаной можно достичь здорового здоровья, стабильности, легкости тела и разума».

Выделяют четыре уровня прогрессии в практике той или иной асаны. По достижении четвертого уровня считается, что вы овладели асаной.

уровень. Асана предполагает устойчивое положение, тело удерживает определенную позу в течение длительного времени, одновременно обеспечивая устойчивость всех мышц, растянутых или расслабленных. На этом этапе для стабилизации тела в практикуемой позе вам требуется приложить усилия.

уровень. Как только стабильность асаны будет достигнута в течение определенного периода времени, на следующем уровне будет чувствоваться комфорт в занятом положении. Нужно уметь поддерживать асану и чувствовать себя легко.

уровень. Теперь нужно стараться постепенно расслаблять мышцы в занятой позе, с практикой расслабления можно добиться большей стабильности и комфорта в положении. Когда тело расслаблено, ум также становится спокойным и расслабленным, и вы сможете фокусироваться, а не отвлекаться на физические ощущения.

уровень. Ум может легко фокусироваться на предмете медитации, это говорит о более высоком уровне опыта практики асаны.

В идеале, считается, что если вы можете удерживать асану в течение трех часов без дискомфорта, то это говорит о мастерстве на физическом уровне. Если вы можете сосредоточить ум на одном объекте во время указанной продолжительности практики, тогда вы владеете также ментальным (или умственным) уровнем.

Естественное состояние тела и ума — это расслабленное состояние. Регулярной практикой асан такое расслабленное состояние достигается без усилий. Эффект от такой практики асан вы сможете увидеть и в повседневной жизни: тело и ум станут более эффективными, выносливыми, повысится иммунитет, вы сможете легко и осознанно контролировать эмоции.

Виды и полное пошаговое руководство практики асан аштанга йоги подробно описаны в соответствующем разделе нашего сайта (позы йоги).

4. Пранаяма

Пранаяма – это контролируемое дыхательное упражнение.

Практикуя пранаяму регулярно, можно научиться управлять ритмами пранической энергии и достигать здорового тела и разума. Патанджали в «Йога-сутрах» упоминает о пранаяме как о достижении высших состояний осознания, и уточняет, что дыхание является важной практикой достижения Самадхи.

5. Пратьяхара

Пратьяхара – это сознательное отвлечение чувств от объекта мысли.

Целью данной ступени является повышение силы разума путем психической подготовки. Практическим примером пратьяхары условно можно назвать состояние, требуемое для успешной практики Шавасаны (поза мертвеца).

Первый этап Шавасаны предполагает физическую релаксацию. На этом этапе тело сначала занимает комфортное положение, мышцы постепенно расслабляются, замедляется дыхание и, наконец, тело полностью обмякает.

На втором этапе Шавасаны вы «выходите» из внешнего мира, не теряя при этом полного контакта с ним. Это опыт пратьяхары. Большинству из нас может быть знакомо это состояние: когда вы в нем, можете почувствовать, что находитесь на дне колодца. Вы осознаете звуки вокруг, но они не создают никаких помех телу и разуму. Это состояние нереагирования.

Патанджали в «Йога-Сутрах» писал, что последние три ступени аштанга-йоги, которые описаны ниже, в совокупности называются «Саньям» (контроль) и их следует рассматривать вместе. Кроме того, между указанными ступенями нет четкой границы. По достижении определенного прогресса на одной из ступеней, вы автоматически продвигаетесь и на следующих ступенях. Три этапа смешиваются друг с другом так же легко, как цвета смешиваются на холсте художника.

6. Дхарана

Дхарана – концентрация ума в определенных границах.

Подразумевается фиксация ума на сущности определенного объекта либо мысли. Интересно отметить, что самая высокая ступень психической концентрации, зафиксированная и описываемая современными психологами, более или менее похожа на описание Дхараны, то есть первичной стадии концентрации, по описанию Патанджали.

Регулярная практика дхараны усиливает практику йоги, улучшая способность практикующего оставаться сосредоточенным, сохранять спокойствие.

Прогрессивная практика дхараны ведет к дхьяне.

7. Дхьяна

Дхьяна – это состояние полной, глубокой концентрации, или медитация.

Это достижение полного контроля над разумом. Медитация воспринимает сознание вне сознательных, подсознательных и бессознательных состояний и ведет к сверхсознанию.

Дхьяна опирается на практику асаны, пранаямы, пратьяхары и дхараны. И все эти ступени в совокупности приводят к полному отчуждению ума от мирских привязанностей и более глубокому пониманию предмета медитации. На заключительном этапе йог больше не рассматривает это как практику медитации, поскольку он настолько погружен в медитативный акт, что больше не может отделять себя от него.

8. Самадхи

Самадхи – итоговая цель практики йоги и конечное состояние бытия ума, это просветление и предварительное состояние нирваны.

Причем этот результат можно представить скорее как ряд этапов, которые разворачиваются в прогрессии. Самадхи могут испытать не только йоги-отшельники, проживающие в пещерах Индии. Большинство медитирующих, которые практикуют регулярно в течение часа или двух каждый день, могут достичь первого этапа самадхи (углубленная практика дхьяны) в течение нескольких лет, если им дается надлежащее обучение.

Таким образом, дхарана (концентрация разума на объекте медитации во время медитативной практики) в конечном итоге превращается в дхьяну (сравнительно легкий поток сознания от ума к объекту), а дхьяна развивается в самадхи. Самадхи начинается тогда, когда отношения между умом и объектом углубляются до такой степени, что сознание концентрируется, а осознание объекта доминирует над умом.

Аштанга йога — что это такое?

Аштанга йога

Виды йоги

Аштанга йога входит в число известнейших систем хатха йоги и относится к традиционной философии Индии. Впервые эту систему описал в «Йога-сутре» мудрец по имени Патанджали, который жил во втором столетии до нашей эры.

Создателем аштанга йоги Патанджали можно считать только условно, так как существует мнение, что он просто систематизировал умения и знания, которые уже были известны в Индии. В своей работе Патанджали обобщил разрозненные фрагменты разных школ и свел их воедино, создав обобщенную систему. По своей сути данный труд представляет собой обобщенное практическое руководство, с помощью которого можно двигаться по ступеням, постепенно развивая дух, дисциплинируя ум и тело.

Аштанга йога

Аштанга йога — на что направлена?

Если классическая йога основное внимание уделяет релаксации, выработке гибкости и различным дыхательным тренировкам, то Аштанга йога направлена на формирование силы тела и твердости духа. Эта система предусматривает достижение самадхи – духовного совершенства медитирующего, его полного душевного равновесия. Чтобы достичь самадхи, человеку необходимо пройти несколько последовательных этапов, являющихся достаточно непростыми.

С санскрита понятие «Аштанга» переводится как «восьмиступенчатая». 4 первые системы считаются начальными. Освоив их, человек сможет управлять своими чувствами и телом. Если человек не настолько амбициозен, чтобы пытаться добиться высшей цели, ему достаточно освоения только четырех ступеней.

Аштанга йога: 8 ступеней к просветлению

1. Яма

На данной ступени идет освоение таких важных жизненных принципов, как ненасилие, правдивость, честность, нестяжательство, половое воздержание. Данный свод правил в определенной степени подобен смертным грехам в христианской религии. Адепты аштанга йоги исповедуют ненасилие, невозможность причинения вреда ни одному живому существу. А вот в аштанга йоге ненасилие воспринимается шире, нежели заповедь «не убий» в христианстве. Убивать запрещается не только людей, нельзя наносить вред и животным. Также необходимо всегда говорить правду, не брать чужого, контролировать похоть, сохранять до брака целомудрие и не становиться распущенным в брачных отношениях. Нестяжательство подразумевает отказ от хранения ненужных вещей, от привязанности к материальным благам. Необходимо трудиться над развитием сострадания, милосердия, смирения, умеренного аппетита, стойкости духа.

2. Нияма

На этой ступени ведется работа над соблюдением определенных правил жизни каждого индивидуума. Всего выделяется пять таких правил. Это чистота (физическая, мысленная, словесная), умение довольствоваться настоящим, самодисциплина и выносливость, самообучение, вера в Бога.

3. Асана

В йоге асанами называются статичные позы, предполагающие сохранение различных положений тела. Освоение каждой асаны предполагает прохождение четырех уровней прогрессии. Считается, что человек овладевает асаной в тот момент, когда он достигает четвертого уровня.

йога в городе

4. Пранаяма

Этим термином называют дыхательные упражнения с самоконтролем. Правильное дыхание – важная составляющая йоги. Практикуя пранаяму, вы научитесь управлению пранической энергии, что сделает здоровыми ваши разум и тело.

5. Пратьяхара

Освоив эту практику, вы можете отвлекать свои чувства от того объекта, о котором думаете. Одной из разновидностей пратьяхары можно с некоторым допущением назвать то душевное состояние, которое сопровождает выполнение позы мертвеца, носящей название Шавасана.

Шавасана — это поза для расслабления тела и души. Если вы чувствуете душевное беспокойство, вас что-то волнует, то сделайте эту медитацию. Также можно выполнять ее перед сном.

6. Дхарана

Развивает концентрацию умственной деятельности в конкретных границах – на сущности какой-либо мысли либо объекта. Систематическая практика дхараны ускоряет процесс освоения йоги, помогает сохранять спокойствие и сосредоточенность в любых ситуациях, даже самых напряженных и стрессовых. Регулярная практика данной ступени приводит к дхьяне – состоянию абсолютной концентрации.

йога на закате

7. Дхьяна

Это медитация, состояние глубочайшей концентрации. Оно состоит в достижении абсолютного контроля над разумом. Дхьяна достигается последовательной практикой предыдущих ступеней. В комплексе эти ступени обеспечивают полное отчуждение сознания от всех мирских привязанностей, переход к более глубокому осознанию медитации.

8. Самадхи

Это окончательная цель аштанга йоги, предполагающая просветление, начальное состояние нирваны, которое испытывают йоги-отшельники, живущие в индийских пещерах. Достичь начального этапа самадхи способны многие медитирующие, которые ежедневно по одному либо два часа практикуют аштанга йогу.

ментовские войны 12 нтв

орудия смерти 2 трейлер

хороший доктор 1 сезон 18

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector