Единение через действие: основа и суть Карма-йоги

Карма-йога: единение через действие

Карма-йога: единение через действие

Наиболее известным источником указаний о том, как делать Карма-йогу в нашей стране является «Бхагават-гита», разошедшаяся многомиллионными экземплярами в переводе, который не является общепризнанным*. В этом преломлении термин Карма-йоги приобретает несвойственные ему смыслы: то служения другим людям (иногда — бедным и обездоленным), то богу в его личностно форме, в зависимости от намерения комментатора. Это может свести с толку любого йога, ведь оригинальные источники неоднократно заявляют, что йога не достигается ни хорошими поступками, ни религиозными действиями.

Карма-йогу делать, в общем-то, несложно, если понять, что Карма-йогой НЕ является (тут как раз главная загвоздка). Нет списка «одобренных» действий для Карма-йоги, и нет действий, которые гарантированно являются Карма-йогой.

Эффективность практики определяется:

  1. пониманием логики того, как работает эта техника (о сути Карма-йоги коротко изложено ниже),
  2. способностю действительно отбросить цель в начале, в течение и после завершения действия;
  3. сложностью выполняемых действий или количеством приложенных к ним усилий. На практике, если вы готовы посвящать Карма-йоге годы, то использовать можно любое действие (легендарное дзенское «носить воду и колоть дрова»).

Карма-йога хороша тем, что не требует от человека того, что ему обычно несвойственно:

  • статичности (как в асанах),
  • задержки дыхания (как в пранаяме),
  • однонаправленной концентрации (как в медитации).

Поэтому иногда считается, что Карма-йога легче других йог. Кто-то скажет: «Да, мне интересно было бы попробовать новый и явно популярный в мире тип йоги, но я совсем не хочу чистить сортиры?!» Ответ — это и необязательно.

Существует несколько пластов, или уровней, понимания Карма-йоги: для людей, соответственно, в Гунах невежества, страсти и благости:

  • Люди в состоянии преобладающего невежества ленивы, боязливы и малоподвижны. Поэтому, для устранения самых тяжелых омрачений, им предписывается трудоемкая, грязная и неприятная работа (те самые туалеты). Несложно догадаться, что если в ашраме вас приставили чистить туалет — то вас считают человеком в Гуне невежества (Тамаса). Это не обидно, т.к. большинство людей находится в этом модусе.
  • Люди в страсти — горды, интеллектуализированы, подвижны, возбудимы, ориентированы на результат, успех. Поэтому для них предписывается бесполезная, неспешная, «медитативная» и одновременно не интеллектуальная и не «престижная» работа. Их надо заставить испачкаться, выглядеть «неудачником» — но при этом не выделяя (иначе такой человек сразу кинется играть роль САМОГО грязного и т.п.). Например, подметать двор в ветреную погоду. Или копать и закапывать ямы. Или просто убираться в помещении, мыть посуду: неквалифицированный труд, который не принесет долговременной пользы. Известному тибетскому йогу Миларепе его Мастер несколько раз давал задание строить дом (в горах!). А потом заставлял разбирать по камешку и строить в другом месте.
  • Люди в Саттве (благости) и сами смутно понимают, для чего нужна вся эта «работа» по ашраму: ни для чего. Можно было бы нанять индусов из низшей касты за копейки быстро и качественно сделать все, что плохо и долго делают западные послушники. Дело не в результате. Единственный результат, который требуется — это «отпустить» результат, отчаяться в его достижении, «не думать о белой обезьяне». Когда цель пропадает, она достигнута. Йогам в благости можно давать работу любого типа, но обычно их ставят на кухню, в качестве проверки — не загордятся ли (ведь кормить людей — как бы «полезная» работа, вот тут и проверяется, глупец ты или способен готовить еду как будто чистишь туалет — без гордости за мнимую заслугу).

Карма-йога («соединение через действие») — это вообще любая — не обязательно «благородная» или «полезная», по мнению общества — деятельность, которая НЕ имеет целью достижение своего логичного результата. Явное или скрытое намерение изменить что-либо в самом себе, в мире или других людях с помощью данной деятельности говорит о том, что это — НЕ Карма-йога:

  • Если ваша работа в том, что вы полицейский, адвокат, учитель или ездите в горячие точки и с риском для жизни раздаете там гуманитарную помощь — это, конечно, полезно для социума, но это не Карма-йога.
  • Если вы жертвуете деньги в детский дом, нищему на паперти или «Гринпис» — это хорошо, но это не Карма-йога.
  • Если вы перевели старушку через дорогу — это не Карма-йога.
  • Если вы не дали просящему милостыню наркоману денег на «дозу», если усмирили хулигана, дали полезный совет или поддержку человеку в беде, даже спасли жизнь — это не Карма-йога.

Почему «Не»? Во всех вышеуказанных случаях действие совершалось с целью получения результата (помощь, спасение, обучение, сохранение лесов — какой бы «хорошей» цель не казалась, это цель. А в Карма-йоге цели нет и быть не может.

Карма-йогу не стоит путать с общественно-полезной деятельностью и пожертвованиями, которые тоже полезны, особенно для людей в Невежестве и Страсти: первым тяжело расстаться с «кровью и потом заработанным», а у вторых уже масса планов, как вложить эти деньги с большей пользой и выгодой для всех. Но деятельность в русле пожертвования: подать нищему, убрать двор — направлена на результат, а значит, это не Карма-йога — и может лишь дать толчок, сдвинуть с мертвой точки, создать условия для дальнейшей более глубокой практики.

Даже если человек не получает деньги за свои труды (по спасению мира или отдельно взятой старушки или зверюшки), у него могут быть другие мотивы:

  • выглядеть хорошо перед другим людьми, друзьями или самим собой,
  • «замолить грехи»,
  • избавиться от чувства обиды, пустоты в жизни, почувстовать собственную важность, значимость, полезность,

или что угодно другое. В таком случае мнимое проявление любви к ближнему является лишь изощренным актом пюбви с самому себе.

Выполняемая с такими нечистыми (с точки зрения йоги, а не закона или социума) намерениями, Карма-йога не принесет никаких результатов, кроме очевидных: бабуля безопасно перейдет через дорогу, а туалет будет чист еще полдня.

Выполнение любой деятельности ради какой-либо цели — действие, обусловленное кармой, законом кармы. Это еще одно звено в цепи причин и следствий, которые не дадут вам быть свободным от кармы. Таким образом, человек, который «выполняет» Карма-йогу как «служение» — не йог, а слуга, и не знает Карма-йогу, такое сознание будет костенеть. Накопление заслуг (благими действиями) не приводит к Освобождению, как известно из Вед.

Карма-йога не социальна и не асоциальна, она просто вне логики «полезно-вредное», которая принята в социуме. Йоги не пытаются спасти мир, зная, что это не нужно. Они могут помогать кому-то, или не помогать, или даже мешать — но все это без корысти, без цели в уме (живут без-умно). Поэтому йоги не причиняют много зла, в отличие от людей, которые стремятся научить других людей жить правильно.

У опытного Карма-йога, в результате практики, вся жизнь превращается в Карма-йогу: ведь большую часть действий (исключая какие-то необходимые для жизни тела и имеющие цель) он совершает без интенции.

Но даже действия, заведомо направленные на результат, можно совершать с более чистым сознанием. Знаменитый святой Рамана Махарши незадолго до ухода из жизни заявил своему ученику, что (примерно) «если вы будете есть как бы не для себя, то уже этого достаточно». Возможно, идея Мастера заключается в том, что даже по определению эгоистические действия можно совершать с умом, погруженным в сознание Единства, и бескорыстно — просто как ественное природное действие. МОжет ли корыстное действие быть простым, как природное явление: река течет, я ем? Проверим на практике Карма-йоги!

Все действия могут стать Карма-йогой, даже глупые, по мнению окружающих. С каждым шагом, с каждым действием (при этом неважно, насколько эффективно было его выполнение и насколько велик результат) Карма-йог еще больше очищает свое сознание от корысти и причинной-следственных пут. Ближайшим результатом этого будет освобождение от всех неврозов, явных и скрытых, от этих «ограничительных клапанов», подчас весьма радикально сокращающих «подачу» счастья, силы и мудрости в нашу жизнь. Карма-йога, как и Йога-нидра, фактически универсальный инструмент: она может и лечить болезни, и избавлять от роковых пристрастий, и укреплять характер, и конечно, ускорять йогический прогресс**.

Карма-йога — не замена регулярной практике других йог. Если ваша «Карма-йога» затрудняет обычную практику — безжалостно отбрасывайте ее, и «откатывайтесь» к «обычной» йоге, до поры, когда появится время возможность делать Карма-йогу в дополнение, а не в ущерб занятиям.

*«Бхагават-гита» и остается самым авторитетным источником по Карма-йоге. Дело лишь в том, чтобы внимательно изучить хотя бы 2 разных варианта перевода и комментариев, т.о. сведя к минимуму «человеческий фактор». Трактовка термина «Карма-йога» в разных переводах может быть разной.

**По всем этим направлениям работал известный врач, йогатерапевт, Гуру и учитель йоги С.С. Сарасвати, который в преклонные годы неоднократно подчеркивал важность использования Карма-йоги своим преемникам и ученикам.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Единение через действие: основа и суть Карма-йоги

Карма-йога считается одной из основных разновидностей йоги. Ее еще называют буддхи-йогой, либо йогой деятельности. Она основана на Бхагавад-Гите. Это древнеиндийский религиозно-философский сборник, который включает в себя 700 стихотворений на санскрите.

Карма

Фото 1

Закон кармы: что посеешь, то и пожнешь.

Карма – деяние или поступок. Кармой считают какое-либо событие, имеющее определенную цель. Если плотник изготавливает стул, то говорят о его конкретных действиях, а если на ветру развивается какое-то знамя, то это не считается действием, в этом случае говорят, что знамя просто движется. В этом заключается разница между движением и действием. Существует понятие закона кармы, когда люди получают поощрение или наказание за свои плохие или хорошие поступки.

Этот вид йоги называют йогой деятельности, потому что она преподает правильный образ жизни, как нужно относиться к окружающим, и какие действия совершать в той или иной жизненной ситуации. Карма-йога поясняет, как можно стать йогином без прохождения обучения в специальной школе. Она является приложением ко всем другим видам йоги, потому что с ее помощью люди никогда не забывают о своей цели и стремятся к ней.

Что такое?

Фото 2

Это направление означает абсолютно любую деятельность, не имеющую цели достижения личных результатов. Эта деятельность не обязательно должна быть полезной и хорошей. Если она нацелена на то, чтобы поменять что-то в себе или в окружающих людях, то это не является карма-йогой.

Работа, совершаемая ради определенной цели – действие, продиктованное законом кармы. Поэтому, нельзя от нее полностью освободиться. Люди, которые воспринимают карма-йогу как «службу», считаются не йогами, а слугами, чье сознание со временем окостеневает. Накопление наград за совершение хороших поступков все равно не приведет к абсолютному освобождению, как говорится в Ведах.

Карма-йога не поддается логике, принятой в обществе. Ее последователи не делают попыток спасти мир, когда знают, что в этом нет нужды. Если они кому-то помогают, либо, наоборот, мешают, то они делают это без определенных целей и намерений. Поэтому йоги причиняют меньше вреда, чем те люди, которые пытаются научить окружающих правильной жизни.

У тех, кто имеет опыт в этом направлении, жизнь преобразуется в карма-йогу, потому что большинство деяний они совершают без намерений.

Основные принципы

Фото 3

Основой карма-йоги является непривязанность. Люди, которые занимаются этим видом йоги, не должны быть склонны к чему-то плохому или хорошему, к удовольствию или страданиям.

Это не означает полное безразличие человека ко всему. Он просто отстраненно относятся ко всему происходящему или к собственной деятельности. Он не имеет желания отгородиться от всего мира, он осознает тот факт, что все происходит по определенным законам, что у всего есть своя судьба.

Практика

В Бхагавад-Гите выделены три главных принципа занятий карма-йогой:

  1. Делать работу ради самого действия, а не ради результата. Быть безразличным к успехам и неудачам.
  2. Работа с максимальной продуктивностью, но без лишнего фанатизма.
  3. Не быть привязанным к результатам своей деятельности. Когда работа будет сделана, оставить ее с пониманием того, что результат зависит от Всевышнего.

Это классические принципы в занятиях карма-йогой. Если соблюдать их достаточно продолжительное время, то можно постепенно открыть в собственном сознании новые неисследованные зоны. Все духовные подвижники мечтают о том, чтобы освободиться от кармы, нажитой ранее.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Парамахамса Сатьянанда считал, что нужно избавиться от колючек с шипами. Как этого добиться? Он был уверен, что если бескорыстно служить другим, то эгоистическая карма будет уменьшаться. Освобождаясь от привязанностей со временем, садхака поднимается к новой точке духовного развития.

Фото 4

Высшей точкой в карма-йоге считается, когда человек поддерживает определенный образ жизни, в котором он помогает другим людям расти, развиваться, совершенствоваться, делает их жизнерадостными. Это не обязательно должны быть материальные вещи, такие как деньги, еда, одежда, но и духовные – идеи, мысли, убеждения.

Если человек достаточно долгое время будет соблюдать это правило, сформирует в себе безразличное отношение к результатам своей деятельности, то клубок его кармы станет быстро распутываться, делая его более свободным и счастливым.

Во время занятий карма-йогой многие ее сторонники угождают в распространенную ловушку. Чтобы ее преодолеть, требуется научиться чувствовать окружающий мир и действовать только в тех случаях, когда это на самом деле нужно. Главное, всегда помнить про эти нюансы, тогда практика станет максимально эффективной.

Полезные видео

Посмотрите эти видео, чтобы лучше понять тему:

Аудиокнига Свами Вивекананды:

Упражнения

В карма-йоге нет привычных для всех упражнений. В ней занятиями считается сама работа, выполнение повседневных обязанностей. Их следует делать, находясь в правильном расположении духа.

Фото 5

Превратить повседневную работу в занятия по карма-йоге достаточно легко:

  1. Прежде, чем начать работу, нужно правильно настроиться, вспомнив всю суть карма-йоги. На это может уйти пара месяцев, но потом работа будет выполняться качественнее, с хорошим настроением и без лишних нервов по поводу результатов.
  2. Следующим этапом станет медитация над процессом работы. Чаще всего это помогает быть внимательнее во время работы, выполнять ее более эффективно. Можно заметить, что сам процесс деятельности становится важнее, чем результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Практика карма йоги

карма йога

Карма означает действие. Данное слово происходит от санскритского корня «кри», который дословно переводится «действовать». Закон кармы гласит, что когда мы выполняем любые действия, последствия не заставят себя ждать. Карма начинается с рождением тела, которое нужно кормить, умывать, и одевать. Пока есть тело, данные действия, никогда не будут полностью исчерпаны. Наша жизнь полна действий, из колеса которых мы не можем выбраться, как бы ни хотели мы некоторых из них избежать.

Древние тексты, советуют нам принять нашу судьбу, и выполнять действия, не упуская ни одной составляющей нашей многомерной и разнообразной жизни. Выполнение действий с отсутствием привязанности к их плодам является методом изживания нашей кармы.

В Бхагавад Гите Кришна наставлял Арджуну на активные действия на поле боя, потому что тот был воином, и его кармой являлась борьба за справедливость. Он говорил Арджуне, что карма йога – это действие ради действия, а не фокусировка на ожидании его плодов. Практика Карма йоги — это один из главных путей, изложенных в ведической традиции.

Результаты собственных действий

Карма — это не благословение или наказание, ниспосланное нам Всевышним. Закон кармы гласит, что если я выпил десять стаканов виски, то я буду страдать от похмелья и отсутствия ясности ума. В данном случае никто не заставлял меня страдать. У меня был выбор: выпить воду или виски.

Однако если мы рассматриваем закон кармы на поверхностном уровне, то логические объяснения еще работают, но как только мы начинаем углубляться в причины тех или иных реакций, понимание закона кармы становится более трудным процессом. Это происходит из-за того, что наши системы ценностей, морали и нравственности, понятия что такое хорошо и плохо не всегда соответствуют (а порой даже и близко не соответствуют) тем законам и правилам, по которым живёт Вселенная.

Согласно закону кармы, все, чего мы добились в настоящем — это результат усилий, предпринятых в прошлом. Дружба и вера будут окружать человека, который имеет хорошую карму. Такому человек не просто повезло, хорошая карма — это заслуженная воздаяние за правильный характер жизни, который резонирует с Мирозданием. Суть понятия кармы отражает всем известная пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь».

практика карма йоги

Наше сегодняшнее состояние ума — это результат наших прошлых действий. Семя, посеянное в почву, всходит и превращается в могучее растение, конкурирующее с другими за питательные вещества и солнце. Таким же образом мы можем посеять семя в уме и подпитывать его положительными либо негативными эмоциями.

Существует много неясности и непонимания в отношении кармы в целом и карма йоги в частности.

Одни понимают дисциплину карма йоги только как физическую работу, игнорируя участие ума в данном процессе.

Другие путают понятия «карма» и «кама». «Кама» означает желание, а никак не действие. Следование своим желаниям — это дело выбора каждого. Однако, следуя по пути «камы» мы уподобляемся человеку, который развел костер и думает, что если он будет постоянно подбрасывать в него дрова, то в один прекрасный момент огонь насытится ими и исчерпает себя. Но все мы знаем, что этого не происходит, и с ростом пламени огонь требует всё большее количество дров…

Взаимодействия и реакции

Карма йога определяется как любое действие, осуществленное в медитативном состоянии сознания. Не только само действие должно быть полностью сознательным, но и отношение к действию. Практика карма йоги подразумевает соблюдение полностью не эгоцентричного подхода.

Конечно, если мы выйдем на пенсию и переедем жить в приятное место, вдали от посторонних глаз, навязчивых людей, уйдя от суеты современного мира, то можем сполна насладится размеренностью и спокойствием жизни и вполне возможно, что на некоторое время нам получится избежать реализации негативных самскар (скрытых впечатлений).

Уход в отшельничество издавна был известен как способ побега от страданий мира. В таких условиях вы можете легче придерживаться высоких духовных идеалов, забыть об обязанностях Вашей прошлой жизни. Вы можете практиковать медитацию и чтение святых книг, испытывать приятные впечатления тонкого опыта, но вряд ли у Вас получится полностью очистить свой ум от негативных самскар. Как только будут созданы необходимые условия для их проявления – Ваш ум сразу же превратится в неконтролируемого демона.

Именно поэтому путь карма йоги, путь служения в центре современного общества со всеми его страданиями, бедами и несовершенствами можно расценивать как совершенный вызов и возможность интенсивного духовного роста.

В той или иной степени практика карма йоги становится неотъемлемой частью каждого духовного искателя. Наша реакция на различные объекты, на различных людей, представляет увлекательную область исследования.

карма йога

Основы практики карма йоги

Бхагавад Гита говорит о трех основных вещах в практике карма йоги:

1. Работать ради действий, а не для его плодов, сохранять ровное отношение к успеху и неудаче.

2. Работа с совершенством и эффективностью, максимально хорошо выполняя свою работу, но без излишней навязчивости.

3. Отказаться от привязанности к результатам своего труда. После того, как Вы закончили работу, оставить её и понять, что любой успех или неудача был сделан при помощи Всевышнего, а не благодаря Вашему эго.

Эти принципы являются классическими для практики карма йоги. Соблюдая их в течение длительного времени, мы постепенно открываем в себе ранее неизведанные глубинные участки собственного сознания.

Найти облегчение от бремени кармы, накопленной ранее, является желанием каждого духовного подвижника.

Парамахамса Сатьянанда говорил о том, что необходимо удалить колючки с шипами. Каким образом это сделать? Очень просто: путем выполнения бескорыстного служения другим. В результате таких действий эгоистичная карма истощается.

Постепенно избавляясь от оков привязанностей, садхака восходит к новой точке духовного роста.

Вершиной практики карма йоги является такой образ жизни, когда Вы даете другим людям то, что способствуют их росту, развитию и совершенствованию, делая их более счастливыми и гармоничными.
Это могут быть не только материальные предметы в виде еды, денег, одежды, но и вещи более тонкого порядка – мысли, идеи, убеждения.

Если Вы на протяжении многих лет будете придерживаться этого принципа и выработаете в себе беспристрастное отношение к плодам своего труда, то клубок Вашей кармы начнет очень интенсивно распутываться, предоставляя Вам большую степень свободы и радости.

В практике карма йоги есть одна ловушка, в которую попадают многие её последователи. Она преодолевается умением очень тонко ощущать окружающий мир и осуществлять действия только тогда, когда это действительно необходимо.

Может быт кто-то из Вас слышал историю о молодом человеке, который был так заинтересован в накоплении хороших поступков, что он настоял на том, чтобы помочь старушке перейти оживленный участок дороги, несмотря на просьбу не беспокоить её. Когда они достигли другой стороны дороги, она сказала ему: » Благодарю вас, молодой человек, но я на самом деле не хотела переходить дорогу»…

Удерживайте во внимании данные нюансы, и Ваша практика Карма йоги будет эффективной и гармоничной.

Карма-йога: единение через действие

Наиболее известным источником указаний о том, как делать Карма-йогу в нашей стране является «Бхагават-гита», разошедшаяся многомиллионными экземплярами в переводе, который не является общепризнанным*. В этом преломлении термин Карма-йоги приобретает несвойственные ему смыслы: то служения другим людям (иногда — бедным и обездоленным), то богу в его личностно форме, в зависимости от намерения комментатора. Это может свести с толку любого йога, ведь оригинальные источники неоднократно заявляют, что йога не достигается ни хорошими поступками, ни религиозными действиями.

Карма-йогу делать, в общем-то, несложно, если понять, что Карма-йогой НЕ является (тут как раз главная загвоздка). Нет списка «одобренных» действий для Карма-йоги, и нет действий, которые гарантированно являются Карма-йогой.

Эффективность практики определяется:

  1. пониманием логики того, как работает эта техника (о сути Карма-йоги коротко изложено ниже),
  2. способностю действительно отбросить цель в начале, в течение и после завершения действия;
  3. сложностью выполняемых действий или количеством приложенных к ним усилий. На практике, если вы готовы посвящать Карма-йоге годы, то использовать можно любое действие (легендарное дзенское «носить воду и колоть дрова»).

Карма-йога хороша тем, что не требует от человека того, что ему обычно несвойственно:

  • статичности (как в асанах),
  • задержки дыхания (как в пранаяме),
  • однонаправленной концентрации (как в медитации).

Поэтому иногда считается, что Карма-йога легче других йог. Кто-то скажет: «Да, мне интересно было бы попробовать новый и явно популярный в мире тип йоги, но я совсем не хочу чистить сортиры?!» Ответ — это и необязательно.

Существует несколько пластов, или уровней, понимания Карма-йоги: для людей, соответственно, в Гунах невежества, страсти и благости:

  • Люди в состоянии преобладающего невежества ленивы, боязливы и малоподвижны. Поэтому, для устранения самых тяжелых омрачений, им предписывается трудоемкая, грязная и неприятная работа (те самые туалеты). Несложно догадаться, что если в ашраме вас приставили чистить туалет — то вас считают человеком в Гуне невежества (Тамаса). Это не обидно, т.к. большинство людей находится в этом модусе.
  • Люди в страсти — горды, интеллектуализированы, подвижны, возбудимы, ориентированы на результат, успех. Поэтому для них предписывается бесполезная, неспешная, «медитативная» и одновременно не интеллектуальная и не «престижная» работа. Их надо заставить испачкаться, выглядеть «неудачником» — но при этом не выделяя (иначе такой человек сразу кинется играть роль САМОГО грязного и т.п.). Например, подметать двор в ветреную погоду. Или копать и закапывать ямы. Или просто убираться в помещении, мыть посуду: неквалифицированный труд, который не принесет долговременной пользы. Известному тибетскому йогу Миларепе его Мастер несколько раз давал задание строить дом (в горах!). А потом заставлял разбирать по камешку и строить в другом месте.
  • Люди в Саттве (благости) и сами смутно понимают, для чего нужна вся эта «работа» по ашраму: ни для чего. Можно было бы нанять индусов из низшей касты за копейки быстро и качественно сделать все, что плохо и долго делают западные послушники. Дело не в результате. Единственный результат, который требуется — это «отпустить» результат, отчаяться в его достижении, «не думать о белой обезьяне». Когда цель пропадает, она достигнута. Йогам в благости можно давать работу любого типа, но обычно их ставят на кухню, в качестве проверки — не загордятся ли (ведь кормить людей — как бы «полезная» работа, вот тут и проверяется, глупец ты или способен готовить еду как будто чистишь туалет — без гордости за мнимую заслугу).

Карма-йога («соединение через действие») — это вообще любая — не обязательно «благородная» или «полезная», по мнению общества — деятельность, которая НЕ имеет целью достижение своего логичного результата. Явное или скрытое намерение изменить что-либо в самом себе, в мире или других людях с помощью данной деятельности говорит о том, что это — НЕ Карма-йога:

  • Если ваша работа в том, что вы полицейский, адвокат, учитель или ездите в горячие точки и с риском для жизни раздаете там гуманитарную помощь — это, конечно, полезно для социума, но это не Карма-йога.
  • Если вы жертвуете деньги в детский дом, нищему на паперти или «Гринпис» — это хорошо, но это не Карма-йога.
  • Если вы перевели старушку через дорогу — это не Карма-йога.
  • Если вы не дали просящему милостыню наркоману денег на «дозу», если усмирили хулигана, дали полезный совет или поддержку человеку в беде, даже спасли жизнь — это не Карма-йога.

Почему «Не»? Во всех вышеуказанных случаях действие совершалось с целью получения результата (помощь, спасение, обучение, сохранение лесов — какой бы «хорошей» цель не казалась, это цель. А в Карма-йоге цели нет и быть не может.

Карма-йогу не стоит путать с общественно-полезной деятельностью и пожертвованиями, которые тоже полезны, особенно для людей в Невежестве и Страсти: первым тяжело расстаться с «кровью и потом заработанным», а у вторых уже масса планов, как вложить эти деньги с большей пользой и выгодой для всех. Но деятельность в русле пожертвования: подать нищему, убрать двор — направлена на результат, а значит, это не Карма-йога — и может лишь дать толчок, сдвинуть с мертвой точки, создать условия для дальнейшей более глубокой практики.

Даже если человек не получает деньги за свои труды (по спасению мира или отдельно взятой старушки или зверюшки), у него могут быть другие мотивы:

  • выглядеть хорошо перед другим людьми, друзьями или самим собой,
  • «замолить грехи»,
  • избавиться от чувства обиды, пустоты в жизни, почувстовать собственную важность, значимость, полезность,

или что угодно другое. В таком случае мнимое проявление любви к ближнему является лишь изощренным актом пюбви с самому себе.

Выполняемая с такими нечистыми (с точки зрения йоги, а не закона или социума) намерениями, Карма-йога не принесет никаких результатов, кроме очевидных: бабуля безопасно перейдет через дорогу, а туалет будет чист еще полдня.

Выполнение любой деятельности ради какой-либо цели — действие, обусловленное кармой, законом кармы. Это еще одно звено в цепи причин и следствий, которые не дадут вам быть свободным от кармы. Таким образом, человек, который «выполняет» Карма-йогу как «служение» — не йог, а слуга, и не знает Карма-йогу, такое сознание будет костенеть. Накопление заслуг (благими действиями) не приводит к Освобождению, как известно из Вед.

Карма-йога не социальна и не асоциальна, она просто вне логики «полезно-вредное», которая принята в социуме. Йоги не пытаются спасти мир, зная, что это не нужно. Они могут помогать кому-то, или не помогать, или даже мешать — но все это без корысти, без цели в уме (живут без-умно). Поэтому йоги не причиняют много зла, в отличие от людей, которые стремятся научить других людей жить правильно.

У опытного Карма-йога, в результате практики, вся жизнь превращается в Карма-йогу: ведь большую часть действий (исключая какие-то необходимые для жизни тела и имеющие цель) он совершает без интенции.

Но даже действия, заведомо направленные на результат, можно совершать с более чистым сознанием. Знаменитый святой Рамана Махарши незадолго до ухода из жизни заявил своему ученику, что (примерно) «если вы будете есть как бы не для себя, то уже этого достаточно». Возможно, идея Мастера заключается в том, что даже по определению эгоистические действия можно совершать с умом, погруженным в сознание Единства, и бескорыстно — просто как ественное природное действие. МОжет ли корыстное действие быть простым, как природное явление: река течет, я ем? Проверим на практике Карма-йоги!

Все действия могут стать Карма-йогой, даже глупые, по мнению окружающих. С каждым шагом, с каждым действием (при этом неважно, насколько эффективно было его выполнение и насколько велик результат) Карма-йог еще больше очищает свое сознание от корысти и причинной-следственных пут. Ближайшим результатом этого будет освобождение от всех неврозов, явных и скрытых, от этих «ограничительных клапанов», подчас весьма радикально сокращающих «подачу» счастья, силы и мудрости в нашу жизнь. Карма-йога, как и Йога-нидра, фактически универсальный инструмент: она может и лечить болезни, и избавлять от роковых пристрастий, и укреплять характер, и конечно, ускорять йогический прогресс**.

Карма-йога — не замена регулярной практике других йог. Если ваша «Карма-йога» затрудняет обычную практику — безжалостно отбрасывайте ее, и «откатывайтесь» к «обычной» йоге, до поры, когда появится время возможность делать Карма-йогу в дополнение, а не в ущерб занятиям.

*«Бхагават-гита» и остается самым авторитетным источником по Карма-йоге. Дело лишь в том, чтобы внимательно изучить хотя бы 2 разных варианта перевода и комментариев, т.о. сведя к минимуму «человеческий фактор». Трактовка термина «Карма-йога» в разных переводах может быть разной.

**По всем этим направлениям работал известный врач, йогатерапевт, Гуру и учитель йоги С.С. Сарасвати, который в преклонные годы неоднократно подчеркивал важность использования Карма-йоги своим преемникам и ученикам.

Единение через действие: основа и суть Карма-йоги

Карма‑йога: основы

Карма‑йога – это Йога действия или труда. Ее цель состоит в достижении интеграции, гармонии и единства через действие. Это тот путь Йоги, который открыт для всех, поскольку всем нам приходится работать и заниматься разнообразной деятельностью, умственной или физической. По существу, он больше всего подходит для современного мира, ориентированного на активную деятельность, и идеален для тех из нас, кому оказывается легче что‑нибудь делать, чем не делать ничего – то есть, для всех, поскольку нет никого, кто способен абсолютно ничего не делать. Это невозможно. Всегда должна быть какая‑то форма деятельности, даже если человек спит, предается мечтаниям или пытается ничего не делать. Именно с помощью Карма‑йоги мы можем начать практиковать Йогу 24 часа в сутки, используя свои действия как средство достижения более высокого осознания.

Значение Карма‑йоги обычно недооценивают не только новички, но даже те люди, которые в течение многих лет занимаются другими видами Йоги, например, Раджа-йогой и Хатха‑йогой. Регулярные занятия Йогой в течение определенного времени каждый день приносят большую пользу. И все же следует стараться практиковать Йогу в течение всего дня. Это возможно с помощью Карма‑йоги. Асаны, пранаяма, медитативные техники и т.п. приносят чудесные результаты, опыт и знание, но необходимо соотносить внутренние переживания, достигаемые в ходе этих практик, с повседневной жизнью. Именно поэтому мы знакомим вас с Карма‑йогой, чтобы дать вам возможность по мере сил применять ее на практике. Благодаря этому вы будете гораздо больше получать от конкретных техник Йоги, которыми вы занимаетесь ежедневно, в том числе, и от Крийя‑йоги в будущем.

Карма‑йога как средство медитации

Карма‑йога может вести к точно такому же опыту, как и другие виды Йоги. В этом нет никаких сомнений. Однако большинству людей трудно это понять, поскольку другие пути Йоги, например, Раджа-йога, кажутся им более «йогическими». Существует тенденция считать, что работа никак не может быть Йогой, и, разумеется, просто работа – это не Йога. Карма‑йога подразумевает нечто гораздо большее и глубокое, чем работа. Она означает самоотверженное, сосредоточенное действие с осознанием.

Карма‑йога – важный метод внутреннего развития и продвижения по духовному пути. Она помогает привносить в жизнь покой и душевное равновесие. Сама по себе, она непосредственно ведет к более высокому осознанию и знанию, даже хотя этот опыт мало связан с реально выполняемой работой. Важен именно внутренний опыт, а это нечто такое, что невозможно передать словами.

Свами Сатьянанда, как и его гуру Свами Шивананда, подтверждает и подчеркивает значение Карма‑йоги для достижения опыта медитации. Он заявляет:

«Следует в каждый момент времени выполнять одну задачу. Полная поглощенность любой работой постепенно учит ум забывать свою обычную переменчивость и неустойчивость. Если вы погружаетесь в выполняемую работу с полной сосредоточенностью и неразделенным вниманием, это окажет вам огромную помощь в медитации».

В ашраме все практикуют Карма‑йогу в той или иной форме – в типографии, в конторе, в библиотеке, на кухне или где бы то ни было еще – Карма‑йога составляет неотъемлемую и необходимую часть жизни ашрама.

Девиз Карма‑йоги – давать, давать и давать. В мире преобладает противоположный девиз, а именно – брать, брать и брать еще больше. Именно такое отношение к жизни препятствует продвижению в духовной жизни и опыту медитации. На протяжении всей истории великие духовные учителя проповедовали, что следует сводить к минимуму и со временем полностью исключать все мысли и действия, мотивируемые личной выгодой. Разумеется, это требует времени и не может быть достигнуто сразу, однако это абсолютно необходимо для того, чтобы избавиться от власти эго – преграды или завесы, препятствующей притоку более высокого сознания.

Сосредоточение, сила воли и психологические проблемы

Ум большинства людей можно сравнить с рекой, в которой существует множество водоворотов. Эти течения постоянно устремляются в обратную сторону, сталкиваясь с основным течением и противодействуя ему. Результатом становятся непрерывное волнение, турбулентность, трение и потеря энергии. Если инженеры хотят использовать энергию реки для получения электричества, им приходится отводить поток воды в одно русло с мощным и равномерным течением и минимальным количеством вихрей. Затем необходимо построить и установить турбогенераторы, которые превращают энергию текущей воды в электрическую энергию. Происходит преобразование энергии. Так же обстоит дело и с умом. Обычно его волнуют бесконечные потоки мыслей, которые постоянно взаимодействуют между собой. Колеблющийся ум лишен объединенной мощи. Однако можно изменить эту ситуацию и сделать ум могущественным, предварительно направив мысленные течения в единое русло, чтобы они текли гармоничным потоком, не конфликтуя между собой. Ум необходимо сосредоточивать, пока он не станет совершенным инструментом с одним объединенным потоком мыслей. Это задача Карма‑йоги. Сосредоточенный и мощный ум позволяет добиться многого; он преобразует ваш жизненный опыт. Он ведет к таким вещам, которые трудно себе представить – подобно тому, как трудно понять, каким образом электроэнергия, освещающая ваш дом и приводящая в действие бытовые приборы, может происходить из энергии текущей воды. В этом и состоит цель Карма‑йоги направлять наши мысли и действия в одно русло, чтобы ум помогал нам, вместо того, чтобы препятствовать, чтобы ум становился однонаправленным и совершенным приёмником и отражателем опыта и более высокого осознания. Подобно другим разновидностям йоги, карма‑йога развивает силу воли. Индивидуальной силе воли часто не придают достаточного значения. По существу, лишь немногие люди знают, что она собой представляет. Ее можно определить как способность мотивировать, мобилизовать и согласовывать все свои действия для достижения конкретной цели. В Карма‑йоге практикующий ставит перед собой задачу выполнять свою работу и свои обязанности с максимальным вниманием и увлечением. Используя присущие ему навыки и способности, он старается достичь максимальной эффективности. На самом деле, в Бхагавадгите Карма‑йога определена как «эффективность в действии». Эта полная поглощенность выполняемой работой ведет к огромной силе воли и высвобождению сил ума. Ум и тело становятся объединенными и настроенными на высокую степень восприимчивости, и благодаря этому человек может начать переживать опыт медитации.

Именно во время работы и другой деятельности вы можете распознавать свои психологические проблемы. И именно Карма‑йога позволяет их выявлять и устранять. Вот почему Свами Сатьянанда говорит:

«Работа станет источником счастья, если человек сможет видеть в ней ступеньку к духовному просветлению – самадхи. Карма‑йога дает выход смешанным самскарам человека (умственным впечатлениям и проблемам)».

Карма‑йога – это средство очищения ума от фобий, проблем, страхов и других возмущающих факторов. В практике Карма‑йоги человеку приходится сталкиваться со всевозможными переживаниями, как хорошими, так и плохими. Из этих переживании вы можете узнавать о себе, о своих недостатках и слабостях. Никто из нас не может избежать работы, нечего и пытаться. Сама наша природа вынуждает нас совершать действия, так что мы вполне могли бы примириться с этой ситуацией и работать. Но в то же время, мы должны использовать эту работу как метод очищения ума и движения по пути к более высокому осознанию. Не просто работать, но работать с осознанием и получать от работы как можно больше. В этом цель Карма‑йоги.

Карма‑йога – это метод овладения потенциалом ума. Каждый из нас имеет доступ к этому невероятному могуществу и знанию, однако большинство людей никогда с ним не соприкасаются. Карма‑йога служит для высвобождения и использования этого потенциала. Ничего не нужно развивать – потенциал уже налицо, ожидая своего открытия и использования.

Основы Карма‑йоги

Путь Карма‑йоги признает окружающий нас материальный мир. Он признает, что мы должны действовать в мире, но его цель состоит в том, чтобы творчески использовать объекты, мысли и действия, которые сковывают каждого человека, для того, чтобы со временем превзойти их, разорвать оковы и достичь свободы и знания. Это осуществляется постепенно путем действия в повседневной жизни с осознанием и в полную меру своих возможностей. Цель заключается в том, чтобы стать совершенно свободным, в полнейшем смысле этого слова; стать освобожденным и созвучным сознанию. В то же время, нельзя стать свободным, кроме как сталкиваясь лицом к лицу с ограничениями мира, познавая, используя и, в конечном счете, превосходя их. Это задача и сфера Карма‑йоги. Бабочка не может сразу стать свободной и способной летать. Прежде она должна пройти через шок и рабство жизни в виде гусеницы. Со временем, бабочка сбрасывает кожу гусеницы и может лететь к блаженству свободы. Так же происходит и с каждым человеческим существом; каждый должен полностью пережить и понять мир, прежде чем станет способен превзойти его и познать духовное блаженство и свободу.

Одна из основных заповедей Карма‑йоги очень проста, и в то же время, очень глубока: не привязываться к своим действиям и их последствиям. Тогда работа перестает быть работой и становится игрой. Работу обычно выполняют по какой‑либо причине и с ожиданием результатов или вознаграждения, тогда как игрой занимаются ради нее самой. Именно из‑за привязанности, а не из‑за самой работы мы становимся несчастными и недовольными. Работа редко кому вредит – именно ожидания, положение, вознаграждения и т.п. вызывают смятение ума. Поэтому важное правило Карма‑йоги состоит в том, чтобы делать свою работу, но не отождествляться с ней. Считайте работу и ее последствия (плоды) чем‑то совершенно отдельным от себя. Проиллюстрируем это на примере. Представьте себе, что вы только что потратили полгода на написание книги. Вы вложили в нее много оригинальных мыслей и напряженной работы. Вы очень гордитесь ей, воспринимая ее как часть самого себя. Затем вдруг кто‑нибудь берет эту книгу, прочитывает несколько страниц и резко спрашивает: «Какой идиот это написал?», не зная, что это вы. В результате, вы оскорблены и рассержены, поскольку задета ваша гордость. Это вызывает психологические последствия, и вы не только выдерживаете яростный спор с критиком вашей книги, но и чувствуете себя несчастным и подавленным в течение многих дней. Причиной вашего несчастья был вовсе не критик, хотя он, конечно, мог бы вести себя тактичнее; причина состоит в вашей привязанности к книге, плоду вашего труда и старания. Если бы вы считали книгу чем‑то совершенно отличным от вас самого, то не испытали бы никакого расстройства и страдания в результате суровой критики. Если бы вы считали, что эта книга – не вы, а всего лишь объект вне вашего тела и всего лишь результат выполненных вами действий, то эмоционального и психологического крушения бы не произошло. Все дело только в отождествлении; однако, неправильное отождествление ведет к несчастью, тогда как реалистичное отношение ведет к гармонии в жизненных ситуациях.

Привязанность приносит боль и страдание, тогда как отстраненность вызывает спокойствие и удовлетворение. Старайтесь изменять свои позиции и развивать такую отстраненность во всех аспектах своей жизни. Это только метод. Он принесет расслабление и, в конечном итоге, более высокое осознание. Тогда отстраненность преобразится в любовь ко всему сущему – не любовь эго к собственной выгоде, но сострадание. Это произойдет так же неизбежно, как день неизбежно сменяет ночь, ибо вы будете понимать более глубокую взаимосвязь между людьми и вещами.

Карма‑йога направлена на уменьшение контроля и влияния эго и, в конечном итоге, на его полное устранение. Это стирание эго становится гораздо легче, если человек чувствует преданность делу, человеку или символу высшего бытия. В этих обстоятельствах он посвящает все свои действия объекту своей преданности и любви, будь то гуру, божество или достойное дело. Если такое служение осуществляется от всего сердца, без задних мыслей о собственных выгодах или преимуществах, то человек автоматически выполняет действия бескорыстно. Действия, мотивируемые эго, сокращаются, поскольку побуждения человека направлены на что‑то вне его самого. Человек будет автоматически практиковать Карма‑йогу.

Такое посвящение действий чему‑либо вне эго именуется Бхакти-йогой. Это очень мощная практика, которая подходит более эмоциональным людям. В этих обстоятельствах она близко родственна Карма‑йоге.

Однако не всякий чувствует явную преданность кому‑либо или чему‑либо. В этом случае вам следует стараться осознавать свои действия. Ведите себя как свидетель, как наблюдатель любой деятельности, как будто она происходит вне вас. Беспристрастно наблюдайте все мысли и физические действия и реакции. Это близко родственно отстранению и также ведет к растворению эго.

Любому, кто практикует или пытается практиковать Карма‑йогу, вовсе не обязательно верить в какую‑либо религию или какое бы то ни было высшее бытие. С другой стороны, если у вас есть личные верования, вам нет нужды от них отказываться. Просто старайтесь во всех случаях действовать бескорыстно – подметая пол, сочиняя книгу, проводя научный эксперимент или выполняя домашние обязанности.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»

Карма-йога

Карма-йога

Йога – это древняя наука о самопознании, которая стала очень популярна в современном мире. На сегодняшний день существует много направлений и видов йоги. Люди занимаются йогой по разным причинам: кто-то хочет поправить здоровье, кто-то хочет похудеть, кто-то – узнать что-то новое для себя, кто-то познакомиться. К сожалению, не многие задумываются о йоге в ее сущностных проявлениях. Поэтому в этой статье речь пойдет об одном из важных видов йоги – карма-йоге, иными словами, йоге действия.

Что такое карма-йога

Существует много разных классификаций йоги, но к основным видам йоги относятся следующие: джняна-йога, карма-йога, раджа-йога и бхакти-йога. Все эти виды йоги тесно связаны друг с другом, перетекают из одного вида в другой.

Термин карма-йога состоит из двух слов. Это слово «карма», которое обозначает «действие», и «йога», которое обозначает «объединение». Если объединить эти два значения, получится «действие через объединение». И в действительности это так, потому что, делая что-то, например, выполняя физическую работу, не привязываясь к результатам своих действий и не ожидая ничего взамен, мы занимаемся карма-йогой. Что, по сути, является благим делом.

Карма-йога и «Бхагавадгита»

Описание карма-йоги представлено в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», в одной из частей под названием «Бхагаватгита». «Бхагаватгита» предписывает выполнять дхарму (свои обязанности), не привязываясь к их плодам, и в результате обрести мокшу (спасение) и бхакти – любовь к Богу. То есть карма-йога переходит в бхакти-йогу.

Карма-йога на практике

Карма-йога — это хорошая проработка своего эго. Слово «действовать» тут ключевое, так как через действие вы практикуете карма-йогу. Поэтому порубить дрова, убрать помещение, что-то сделать для другого человека или социума — такая деятельность является прекрасной практикой карма-йоги. Карма-йога учит не привязываться к результатам, потому что зачастую люди привязываются к своим достижениям, работе, семье, и не всегда бывает легко что-то сделать для других просто так. Карма-йога даёт возможность понять, что всё в этом мире относительно, непостоянно и момент «здесь и сейчас» является самым главным моментом. Заниматься карма-йогой сложно, потому что чаще всего мы думаем только о себе, а не об остальных людях. Забота о мире в целом, равное отношение ко всем существам, помощь и поддержка тем, кто в этом нуждается, — все это карма-йога. Хороший пример — это заботливая мать, которая прежде всего думает о своих детях, бедный человек, который делится едой с бездомной кошкой или собакой.

Карма-йога подразумевает под собой маленькие действия по отношению к другим людям, которые не должны быть выставлены напоказ. В Индии практика карма-йоги – это мытье полов в ашрамах, приготовление пищи для других, служение.

Что препятствует занятию карма-йогой? Это, прежде всего, гордыня, эгоизм, жадность, высокомерие, это все те пороки, которые присущи всем людям в той или иной мере. Победив эти омрачения, мы приближаемся к Богу, освобождая свое сердце и душу для благих дел.

Как начать практику карма-йоги

Самое главное – это начать. Если у вас есть какое-то желание помочь кому-то, просто сделайте это. Очень часто мы хотим помочь другим, но боимся быть неправильно понятыми. Тут самое главное сделать первый шаг – отложить просмотр кино и уделить внимание своему ребенку, накормить кого-то и только потом самому приступить к еде, помочь пожилому человеку поднять тяжелые сумки или перевести его через дорогу. На самом деле, все это – простые истины, о которых человек, живя в сегодняшнем потребительском и эгоистичном мире, просто забыл. Но стоит пробудиться, очиститься, и все становится на свои места.

Можно закончить эту статью известной цитатой из советского мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!»: «Делай добро, и бросай его в воду!».

И это действительно целесообразно, потому что Вселенная никогда не покинет в сложный момент того, кто делает добро для окружающих людей и мира в целом.

Духовно развитый человек, искренний и открытый, готовый помочь в сложную минуту, который не только потребляет то, что дает ему мир, а пытается оставить что-то после себя или сохранить что-то, или, по крайней мере, не уничтожить – это все проявления карма-йоги в человеке. Начинайте практиковать карма-йогу и увидите, как это прекрасно – отдавать и ничего не ждать взамен.

смотреть онлайн бесплатно хэнкок 2

трейлер фильма я легенда 2

мультфильм иван царевич и серый волк советский

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector