Философия гедонизма: как жить в свое удовольствие

Гедонизм — это философия удовольствия

Гедонизм или о чем теория смысла жизни наслаждения

Гедонизм — это философия удовольствия. Это значит делать то, что приносит вам наибольшее удовольствие, независимо от каких-либо других эффектов.

На первый взгляд гедонизм кажется довольно простым; просто делай что хочешь! Ешь, что хочешь, относись к людям грубо, валяйся в постели весь день! Но все не так просто. Философы говорят о парадоксе гедонизма, который относится к тому, как удовольствие через некоторое время кажется испорченным.

Если вы когда-либо съели слишком много конфет за один раз, вы знаете, как это работает. Вы можете наслаждаться конфетами какое-то время, но вскоре после того, как у вас начнутся сильные боли в животе, это увлечение сладким может стать боком.

Оказывается, поведение гедонизма, скорее всего, принесет вам больше боли, чем удовольствия, в конце концов! Чтобы выйти из парадокса гедонизма, философы предложили всевозможные методы максимизации счастья в долгосрочной перспективе. Эти методы иногда противопоставляются чистому гедонизму, который преследует удовольствие от момента к моменту, не обращая внимания на будущее.

Известные цитаты о гедонизме

«Это ошибка . предполагать, что общественность хочет, чтобы окружающая среда была защищена или их жизнь была спасена, и что они будут благодарны любому идеалисту, который будет бороться за такие цели. То, что хочет общественность, — это их собственный индивидуальный комфорт». (Исаак Азимов, Сами Боги)

Великий писатель-фантаст Азимов вложил эту строчку в уста одного из своих персонажей. Это не совсем аргумент в пользу гедонизма; он утверждает, что гедонизм — это все, что мотивирует большинство людей. Персонаж говорит, что большинство людей руководствуется своим собственным удовольствием, и их нельзя убедить пожертвовать этим удовольствием ради каких-либо более высоких целей. Это психологический гедонизм.

«Многие из нас стремятся к удовольствию с такой бездыханной поспешностью, что спешим пройти мимо нее». (Сорен Киркегор)

Христианский датский философ Сорен Киркегор выдвинул несколько замечательных аргументов в пользу веры в то время (в конце 1800-х годов), когда философия была очень немодным способом мыслить! Но на версию христианства Киркегора повлияли многие другие философии и религии, в частности буддизм (хотя ученые расходятся во мнениях о том, насколько это повлияло на него и насколько сходство является совпадением). В этой цитате он делает довольно буддийское утверждение; это истинное удовольствие не от гедонизма, а от душевного спокойствия.

Гедонизм против аскетизма

Аскетизм является своего рода противоположностью гедонизма. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствию, аскетизм — к тому, чтобы обходиться без удовольствия. Для аскета потворство удовольствиям является своего рода слабостью и отвлечением, которые мешали бы им соответствовать своим духовным ценностям и достигать своих духовных целей — обычно быть бескорыстными, без желаний, достигать высших уровней медитации и чисто служить другим. Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных удовольствиях тела, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже укрытие. Вместо этого они живут как можно меньше и простой пищей, одеваются в любую одежду, в которую они попадают (обычно в тряпки), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.

Аскетизм встречается почти во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учат себя жить без лишних физических удобств. Однако следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в конечном итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не может испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями. Один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, — «Сиддхарта» Германа Гессе, рассказывает историю индусского мальчика по образцу Будды, который часть своей жизни проводит как аскет, а часть как гедонист и в конце концов достигает своего рода просветления.

Гедонизм против альтруизма

Альтруист — это тот, кто ставит счастье и благополучие всех остальных выше их собственных. Альтруизм — это высшая форма щедрости и доброты. Женщина, отдающая свой последний доллар в приют для бездомных, является примером крайнего альтруиста. Тем не менее, вы все еще можете называть себя альтруистом, не причиняя вреда себе; Вы просто должны делать что-то для других людей, не ожидая вознаграждения за себя.

Альтруизм часто противопоставляется гедонизму по понятным причинам. Многие люди считают, что гедонизм является противоположностью альтруизма. Однако альтруизм и гедонизм отличаются только тем, что мое счастье отличается от вашего счастья. Многие философские и религиозные традиции утверждают, что это не так — что самая большая радость в жизни — это приносить радость другим, и что мое благополучие в конечном итоге зависит от вашего благополучия. Если это правда, то конечный гедонист также будет абсолютным альтруистом! Эта идея является центральной для многих религий, особенно буддизма.

История и значение гедонизма

В греческий и римский период гедонизм был популярен, но спорен; многие греки поклонялись богу по имени Дионис, бог вина и удовольствия. Его фестивали были сумасшедшими гедонистическими вечеринками с большим количеством выпивки, переедания и безрассудного поведения. Традиционные религиозные власти разрешали и в некоторых случаях поощряли такого рода гедонизм. Это даже сыграло свою роль в философии: одно из самых известных произведений Платона посвящено дикой пьяной вечеринке, где все лучшие философы собираются, чтобы обсудить удовольствия любви.

В философии поздней Римской империи господствовал стоицизм, философия со сложным отношением к гедонизму. Стоиков обычно считают противоположными гедонистам. Они выступали за строгую дисциплину и контроль над эмоциями; они были отчасти аскетами. Но они также верили в то, что тренируют свой ум получать удовольствие от здорового и нравственного поведения. Это сильно напоминает буддизм, и многие историки считают, что на стоицизм повлиял греческий контакт с буддистами в том, что сейчас является Пакистаном, где в то время правил буддизм.

Христианство изменило отношение к гедонизму, поскольку исторически христиане крайне критично относились к поиску удовольствий. Христиане верят, что Адам и Ева жили в Эдеме в радостной жизни, но из-за их Первородного греха мы все должны страдать; и поэтому кощунственно искать удовольствия за счет нашей ответственности перед Богом.

Христианский аскетизм доминировал в философии на протяжении большей части европейской истории (Темные века), но все меньше и меньше следовал за Просвещением. Примерно в начале 1800-х годов несколько британских философов изобрели утилитаризм, который рекомендует создавать максимально возможное количество счастья для как можно большего числа людей. Важной идеей здесь является то, что счастье, а не воля Бога, должно определять, что люди делают.

Сегодня некоторые говорят больше, чем когда-либо прежде, существует много конфликтов между теми, кто твердо верит в ту или иную религию или вообще не верит, и гедонизм во многом связан с этим. Очевидно, что наша современная жизнь в целом более гедонистична, чем когда-либо прежде; большинство людей в мире даже не могли получать удовольствие, как это делают большинство сейчас, вплоть до последних нескольких десятилетий! Те, кто выступает за различные религии, включая христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм, утверждают, что наша современная жизнь слишком ориентирована на удовольствие: мы покупаем дорогую одежду, едим дорогую еду, проводим время в ночных клубах и смотрим телевизор, страдаем номофобией, пренебрегая нашей духовной жизнью. В зависимости от религии они утверждают, что гедонизм греховен или просто вреден для нас.

Здесь очень важно помнить, что удовольствие и счастье — это не одно и то же. Буддисты и другие отмечают, что, несмотря на все наши покупки, еду и питье, мы не счастливы! Уровень самоубийств растет во всем мире, и такие проблемы, как депрессия и алкоголизм, широко распространены. Они утверждают, что мы будем счастливее, если будем жить проще, менее материалистично.

Гедонизм в народной культуре

На Футураме есть персонаж по имени Гедонизм-бот. Персонаж всегда полулежит на диване, его кормят виноградом и т.п. В шоу также есть Бендер, невероятно гедонистический робот, который любит сигары, ликер, жестокие шалости и всевозможные непристойные поступки. Авторы шоу взяли знакомый образ роботов (скучные, предсказуемые, самоотверженные автоматы) и перевернули его, изображая роботов как гедонистов.

В играх Sims 2 вы создаете персонажей с такими стремлениями, как богатство, семья или знания. Одним из вариантов является удовольствие; Эти персонажи просто хотят поиграть, потанцевать и повеселиться! Они идеальные гедонисты. К сожалению, как и все мы, им обычно приходится ходить на работу, чтобы заработать достаточно денег, чтобы заплатить за свои приятные привычки.

Тимон и Пумба из The Lion King — главные гедонисты, когда мы впервые встречаемся с ними. Они бродят по джунглям, едят, спят, поют и хорошо проводят время. В то время, когда он тусуется с Тимоном и Пумба, Симба забывает о своем доме и своих обязанностях и полностью предается гедонизму.

Спорные истории

Психологический гедонизм

Британский философ Джереми Бентам утверждал, что все являются гедонистами, верят они в это или нет. Бентам утверждал, что все люди в основном делают все, что, по их мнению, доставит им удовольствие.

Когда вы выбираете себе пончик, это потому, что вы думаете, что пончик сделает вас счастливым. Но когда вы выбираете салат вместо этого, это также потому, что вы думаете, что он сделает вас счастливым.

Согласно Бентаму, разница не в «выборе удовольствия», а в «выборе здоровья», и состоит скорее в том, чтобы решить, какая из этих двух вещей принесет вам больше удовольствия. Это называется психологический гедонизм. Однако критики могут утверждать, что этот пример смешивает счастье с удовольствием.

Основная критика психологического гедонизма заключается в том, что его определение «удовольствия» слишком широкое. Конечно, скажут критики, мы можем определить удовольствие таким образом, что все решения принимаются для удовольствия. Но затем понятие «удовольствие» становится настолько широким, что оно в основном бессмысленно. Под «удовольствием» мы обычно подразумеваем нечто более поверхностное, чем счастье, поэтому философы должны использовать это определение также. Критики Бентама утверждают, что его теория больше основана на семантике (значении слов), чем на психологии.

Слово «гедонизм» происходит от древнегреческого слова «удовольствие». Психологический или мотивационный гедонизм утверждает, что только удовольствие или боль мотивируют нас. Этический или оценочный гедонизм утверждает, что только удовольствие имеет ценность или ценность, и только боль или неудовольствие имеют ценность или противоположность ценности. Джереми Бентам утверждал как психологический, так и этический гедонизм в первых двух предложениях своей книги «Введение в принципы морали и законодательства»: «Природа поставила человечество под контроль двух суверенных господ, боли и удовольствия. Только они должны указать, что нам следует делать, а также определить, что нам делать». Споры о гедонизме были характерной чертой многих веков до Бентама, и это продолжалось и после него. Другими ключевыми участниками дебатов по гедонизму являются Платон, Аристотель, Эпикур, Аквинский, Батлер, Юм, Милл, Ницше, Брентано, Сидгвик, Мур, Росс, Брод, Райл и Чисхолм.

В общем, под понятием «удовольствие» понимают в широком смысле слова, включающие или включающие в себя все приятные ощущения или переживания: удовлетворенность, восторг, экстаз, восторг, радость, эйфория, восторг, ликование, радость, удовлетворение, благодарность, радость, симпатия, любовь, облегчение, спокойствие и так далее. Боль или неудовольствие также широко понимаются ниже, как включающие все неприятные переживания или чувства: боль, агитация, агония, беспокойство, мука, раздражение, беспокойство, скука, огорчение, уныние, депрессия, отчаяние, уныние, дискомфорт, недовольство, отвращение, нелюбовь, смятение, дезориентация, неудовлетворенность, дистресс, страх, вражда, раздражение, мрачность, горе, вина, ненависть, ужас, боль, раздражение, отвращение, меланхолия, тошнота, раскаяние, обида, грусть, стыд, печаль, страдания, угрюмость, пульс, ужас, беспокойство, досада и так далее.

В чем суть — это удовольствие или боль? Например, ваша боль — зубная боль, ноющая боль или и то, и другое? Когда вы наслаждаетесь городским пейзажем, доставляет ли вам удовольствие сам вид, ваше удовольствие от него, удовольствие от того, как вы наслаждаетесь им, или все три? И так далее. Имеет ли удовольствие, по сути, «чувство» или феноменологию, «нечто, на что оно похоже» (Nagel 1974). Есть ли у него направленность, «беспристрастность» или интернациональность? Эти вопросы о природе удовольствия и неудовольствия обсуждаются до сих пор, поскольку они имеют отношение к природе и достоинствам различных форм гедонизма.

Гедонисты, эпикурейцы, сибариты и жуиры

Жизнь человека – это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.

Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.

Как писал известный французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), родоначальник литературного жанра философское эссе, в своем известном произведении «Опыты мудреца»: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствия».

Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).

Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.

Гедонизм (от лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — одно из философских направлений этики. Его представители считают физические и духовные удовольствия высшим благом и условием счастья в жизни.

Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435—366 гг. до н.э.).

Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.

Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие – как мягкое, нежное и боль – как грубое, порывистое движение души.

Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни – именно в получении исключительно физического удовлетворения.

Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.

Понятие «гедонизм» зачастую использовалось и используется в негативном смысле для описания чисто материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

Такая трактовка гедонизма слишком примитивна, что подтверждают слова самого Аристиппа: «Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».

Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений

Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилини(Митилене)на острове Лесбос, великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.

В 307 г. до н. э. школа переехала в Афины и расположилась в саду философа и поэтому получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Над входом в это живописное место висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души.

Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.

От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.

Философия эпикуреизма служит вполне конкретным нуждам – ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимы — отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и Дружба.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.

Эпикуреец не боится смерти: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», – утверждал философ.

Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Эпикур прожил 70 лет, по тем временам он считался долгожителем.

Примерно так же закончил свой жизненный путь наш великий писатель А.П. Чехов (1860-1904). Долгие годы он страдал туберкулезом. Для лечения болезни в 1904 г. А.П. Чехов поехал на известный немецкий курорт Беденвайлер.

Первое время писателю было немного легче. Однако 2(15) июля писатель почувствовал недомогоние. Он попросил подать ему шампанского. Выпив бокал шампанского, он отвернулся и смиренно ущел в мир иной. Было ему всего 44 года.

Известный американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в конце своей жизни в одном из интервью сказал, что единственное, о чем он сожалеет это то, что мало пил шампанского.

В древнегреческой философской литературе людей, живущих для житейских услад и утех, называли сибаритами. Слово «сибарит» происходит от названия древнегреческой колонии Сибарис, основанной ахейцами и жителями Тройзена.

Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.

За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.

Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.

Жители Сибариса настолько прославились любовью к роскоши и праздному времяпрепровождению, что с тех пор слово «сибарит» приобрело нарицательное значение.

В царской России в позапрошлом веке людей, живущих весело, беззаботно, в свое удовольствие на французский манер называли жуирами (от французского глагола jouir — наслаждаться) и бонвиванами.

Так называли весельчаков, праздных кутил, ведущих беззаботно веселую жизнь, людей, ищущих в жизни только чувственных наслаждений и удовольствий

В наши дни слова жуир и бонвиван фактически забыты и практически не употребляется в современной разговорной речи.

Слова гедонист, эпикуреец и сибарит в современном русском языке употребляется достаточно редко, но их значения сохранилось ими называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие. При этом эти слова имеют некоторый оттенок осуждения, выбранного образа жизни.

Во многом взгляды древних философов на жизнь в удовольствие перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.

Как известно, З. Фрейд разработал новую «археологию личности», выдвинув гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул – стремление к получению удовольствия.

Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.

Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле – как энергию, которую излучает соответствующий пол.

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Лежит в основе мирозданья
Началом всех является начал.

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Источник творчества и вдохновенья
Для тех, кто уникальные шедевры создавал

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Словно горячая испанская коррида,
Как зажигательный бразильский карнавал,

Щекочет нервы, вновь будоражит кровь,
Сулит блаженство, страсть, любовь.

Несмотря на возраст, у человека сохраняются потребности и желания, от удовлетворения которых он может получать удовольствия.

Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека – это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.

Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.

Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное – правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.

Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.

Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.

Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.

Это касается, прежде всего, питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.

Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.

Как подсчитали ученые, в среднем на прием пищи у человека уходит примерно пять лет жизни. Поэтому, если не есть, а с наслаждением вкушать пищу, то пять лет гастрономического удовольствия в жизни вам гарантировано.

К сожалению, самое сильное и эмоционально яркое физическое удовольствие в жизни от оргазма у мужчины длится гораздо меньше, чем от приема пищи.

Если исходить из того что средняя продолжительность жизни мужчины в мире в 2017 г. составляла около 74 лет, то в среднем на получение удовольствия от оргазма за всю жизнь приходится всего 16 — 20 часов, или примерно 2-4 секунды в день.

Очевидно, что это очень усредненные расчеты, поскольку люди очень разные и их сексуальные возможности тоже сильно варьируются.

Если полностью и рационально использовать этот могучий арсенал желаний, удовольствий, услад и наслаждений, то и старость может стать в радость, а каждый день превратится в настоящий праздник жизни.

Старайтесь беречь свои желания — могучий стимул творчества, стимул любви, стимул долгой жизни.

4 самых главных (и небанальных!) правила гедонизма

Однажды философа Демокрита спросили: «Как понять, что ты счастлив?», — на что он ответил: «Не знаю. И не хочу знать!». Смысл понятен: если ты анализируешь удовольствие, значит ты уже теряешь его, вместо того, чтобы беззастенчиво впитывать всеми порами. Но иногда заморочиться из-за комфорта все же стоит: поняв пару небанальных механизмов, можно реально приблизиться к идеалу гедонизма. Прямо сейчас, после прочтения этой статьи.

Вот четыре простых, но небанальные вещи, которые сделают вас еще большим гедонистом, чем вы были до этого:

Правило 1
Вам нужен здоровый пессимизм

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Правило заниженных ожиданий — величайший гедонистический императив. Но он же — самый недооцененный. Величайшие удовольствия мы получаем тогда, когда ничего не ждали, или даже, наоборот, ждали чего-то негативного. Самый элементарный пример — фильм или сериал, которые вам описали как бутерброд из уныния и бездарности, но вот вы, из любопытства включившие первую серию, хохочете как умалишенный. Вы готовились скипнуть шоу через 10 минут, «если так и не станет интересно», а потом не можете дождаться второго сезона.

Или представьте неделю, в которой вам нужно проплыть между Сциллой дедлайнов и Харибдой семейных обязательств. Выходных не будет. Никакого вечернего пива или даже прогулок на велике. Никаких выходных. А потом вдруг все как-то разрешается и удается выкроить время для отдыха. В этот день вас сделает счастливым даже чашка чая и лишний час сна.

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Как вы понимаете, это работает и наоборот. Даже мощнее. Красотка, по которой вы сохли, но, стоило вам начать встречаться, оказалась вредоносной дурой — типичный пример. Или приготовленное в муках блюдо, которое оказывается ерундой на постном масле. Или «лето, которое станет лучшим летом моей жизни» — сколько раз у вас такое было?

Считается, что количество самоубийств во время отпуска — неоправданно велико. Но мы-то с вами знаем ответ: завышенные ожидания.

Правило 2
Угорите по дисциплине

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Однажды я перестал пить алкоголь на полгода, когда понял, что больше не получаю от него удовольствие. Он перестал радовать и превратился в новый чай, который пьешь исключительно по инерции. Выпив спустя полгода стакан «Атомной Прачечной» я испытал эйфорию, восторг (и, кажется, эрекцию, но надеюсь до этого все же не дошло).

Потому что удовольствие девальвируется. Чем его больше, тем ловчее оно ускользает от вас, как огроменный сверкающий карп, которого приходится ловить руками. Если поток счастья и комфорта постоянен, он обесценивается, превращается в рутину. Даже самые толстозадые и большегрудые хабиби, прохладные вина и мелодичнейшая музыка могут утомить вашего внутреннего падишаха.

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Отсюда парадокс: чтобы получать счастье, нужно уметь себя в нем ограничивать. Необходима дисциплина и контроль. Звучит жутковато, но никто не просит вас записываться в Иностранный легион. Просто удовольствие, этого ловкого засранца, необходимо взять под контроль. Ради того, чтобы его увеличить, нужно перестать его бездумно подкармливать.

Лучший способ получить удовольствие от чего бы то ни было: сначала сделать работу, и сделать ее хорошо, а потом вознаградить себя по-царски. Но не чрезмерно. Умерьте все аппетиты, и уровень счастья увеличится.

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Обжорство крадет удовольствие от еды, прокрастинация во вред работе крадет все удовольствие от лени, беспорядочные связи крадут удовольствие от секса. Если бы гедонизм был религией, то в ней был бы единственный злой демон: Вельзевул Несдержанности.

Парадокс дисциплины — самый серьезный во всем гедонизме. Как быть сдержанным, но при этом не напряженным? Как получать истинное удовольствие, если постоянно сдергиваешь себя с дорожки, ведущей к оскотиниванию? Точно знал только Демокрит. Но он умер, причем с улыбкой на устах.

Правило 3
Балансируйте между элитарным и эгалитарным

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Недавно мы писали о том, как пить виски и получать от этого максимальное удовольствие. Многие неожиданно восприняли текст в штыки за совет «вынюхивать мельчайшие ароматы, получать удовольствие от тонких деталей». Кто-то вообще посчитал это за предательство самой идеи мужественности и признаком гомосексуализма. Не волнуйтесь, признак гомосексуализма пока только один — это когда вы мужчина и спите с другими мужчинами (причем по своей доброй воле).

Никто не мешает вам купить виски и, сев в любимое кресло в одних труханах, или вообще голым (как это делаю я) пить его, пытаясь разгадать карту тончайших ароматов. Не возбраняется периодически смачно вслух материться от удовольствия. Трюк в том, чтобы успешно совмещать элитарное и эгалитарное, высокое и низкое, изящное и приземленное.

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Когда дело касается гедонизма, держать планку высоко и постоянно оказывается слишком напряжно. Но и превращаться в животное — недостойно. И вот вы балансируете, красиво одевшись в бар, где точно будет драка. Или ведя женщину вашей мечты в обскурную пельменную для заводских рабочих (чтобы потом, придя домой, заняться с ней лучшим в вашей жизни сексом под Тома Вейтса).

Правило 4
Чаще сидите, положив ноги на стол

гедонизм восточная нега отвратительные мужики disgusting men

Собственно говоря, вот и все правило. Я стал гораздо более цельной и счастливой личностью, когда начал при первой же возможности сидеть, положив ноги на стол. Делаю так дома, делаю в гостях, делаю на патио в пабах. Делаю сейчас, при написании этой статьи. Не знаю, как это работает, но это дарит ощущение комфорта, а значит, стоит того.

Гедонизм — идеология общества потребления

Гедонизм — идеология общества потребления

Ф илософия. У каждого свои ассоциации с этим словом. Кто-то видит Диогена, вещающего из своей легендарной бочки о принципах мироустройства. Кому-то представляется образ Христа, который принёс в западный мир базовые человеческие ценности и понятия о нравственности. Кто-то при упоминании философии вспоминает Учение Будды и его гениальные «Четыре Благородные Истины» о страданиях и причинах страданий. Кто-то видит пейзажи древнего Иерусалима и убелённого сединами легендарного царя Соломона. Кто-то вспоминает о нетленной мудрости наши предков, которые учили тому, что жить надо по совести и в ладу с природой.

Кто-то вспомнит бесценные жемчужины мудрости, блистающие в творчестве Льва Толстого, который ещё в XIX веке проповедовал этическое питание и сострадательное, а не потребительское отношение к окружающему миру. Таким образом, философия бывает разной. Слово «философия» в переводе означает ‘любовь к мудрости’. Но и мудрость — для каждого своя. Истина «умеренно пьющих» в том, что «градус не понижают», — это тоже своего рода мудрость, и, что самое интересное, основана она исключительно на жизненном опыте. На этом простом примере можно понять, что не всякая мудрость и не всякая философия ведёт человека к развитию.

Одной из таких деструктивных философских концепций является такая концепция, как «гедонизм». Что такое «гедонизм»? Это философское понятие, которое во главу угла ставит наслаждение. То есть наслаждение объявляется высшим благом, высшей ценностью и, в общем-то, ни много ни мало смыслом жизни. Как ни странно это прозвучит, но гедонизм вовсе не является производной нашего века. Основоположником гедонизма принято считать некоего Аристиппа. Какое там на него просветление снизошло и какими аргументами он руководствовался — история умалчивает, однако сей мыслитель настойчиво продвигал в массы идею о том, что вся человеческая деятельность так или иначе направлена на получение наслаждения и все остальные цели в жизни — это всего лишь промежуточные цели, то есть инструменты для получения наслаждения в дальнейшем.

То есть всё, что человек делает: получает образование, работает, познаёт мир и так далее — всё это направлено на то, чтобы в конечном счёте получить удовольствие. Те же люди, которые не понимают, что единственной достойной целью является наслаждение, по мнению Аристиппа, просто временно пребывают в невежестве и действуют по каким-то навязанным шаблонам — одним словом, подобны слепым неразумным котятам. А вот те, кто уже познали истинный смысл жизни, — те, естественно, разумные люди, которые знают, чего хотят.

Здесь стоит несколько углубиться в полумрак ушедших веков и вспомнить об устройстве ведического общества. Ведическое общество делилось на четыре варны: шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Наиболее интересной варной, с точки зрения гедонизма, являются шудры. Получение удовольствия как раз является главной мотивацией представителей этой прослойки общества. Всё, что они делают, сводится исключительно к получению удовольствия. Как правило, эти люди тяжело работают, чаще всего на низкоквалифицированной работе, а затем «прожигают» все плоды своего труда, стремясь получить максимальное наслаждение. Затем снова тяжёлый труд. И так по замкнутому кругу. И что интересно, представители этой варны в ведическом обществе занимали, мягко говоря, незавидное положение и считались начальной ступенью эволюции разумного существа.

Теперь вернёмся к философу Аристиппу. Аналогия между шудрами и философией Аристиппа очевидна. Но стоит заметить, что в ведическом обществе шудры вовсе не являлись элитой общества, а, скорее, наоборот. Таким образом, мы можем видеть, что в более благостные времена поклонники подобного взгляда на жизнь были в не самом завидном положении. Отсюда можно сделать вывод, что философия Аристиппа — полностью ущербна. Почему так? Попробуем разобраться более подробно.

Гедонизм — путь в никуда

Рассматривать получение наслаждения как высшую цель жизни — это изначально проигрышная позиция. Потому что достижение счастья путём получения наслаждения невозможно по той простой причине, что вожделение человека просто не имеет конца. Вспомните в своей жизни ситуацию, когда вы сильно желали приобрести какую-либо вещь. Вы считали, что она вам очень нужна и прямо-таки счастья в жизни не будет, если эту вещь не приобрести. А теперь постарайтесь вспомнить, что вы испытали, когда приобрели её. Сначала — кратковременный восторг, а затем… опустошение. Полное душевное опустошение — вот что наступает, когда человек получает долгожданный объект своего вожделения. И если проанализировать то, как человек стремится к своей цели, и то, какие чувства он затем испытывает, то получается, что любое достижение в материальном мире приносит гораздо меньше удовольствия, чем было потрачено на это усилий.

Опыт показывает, что ни одно удовлетворённое желание не позволяет испытывать наслаждение от него дольше недели, максимум двух. Очень яркий пример — это отпуск, который в наше время весьма популярно проводить где-нибудь на дорогостоящем курорте. И это очень показательная ситуация: человек полгода (в лучшем случае) усердно работает, чтобы на недельку-другую поехать в отпуск. Совершенно очевидно, что усилия и количество полученного наслаждения просто неравносильны. И так, на самом деле, во всём.

Ещё Будда Шакьямуни говорил о том, что причина страданий — желания. Нет желаний — нет страданий. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы отказаться вообще от всех желаний, обернуться простынёй, сесть под ближайшим деревом и дышать носом, «созерцая внутренний мир». Во всем следует придерживаться принципа здравомыслия. Будда Шакьямуни говорил о желаниях как о жажде чувственных наслаждений, но вовсе не призывал отказываться от всех желаний. У него и у самого были желания: учиться, постигать истину, практиковать медитацию, достичь Освобождения. Надо сказать, что Будда в своё время тоже прошёл путь крайних аскез и понял, что это немногим лучше, чем погоня за наслаждениями. Поэтому и проповедовал — Срединный Путь.

Таким образом, в повседневной жизни можно наблюдать истинность слов Будды о том, что желания приносят страдания. Получая желаемое, человек испытывает кратковременное наслаждение, а затем понимает, что объект его вожделения несовершенен и нужно искать что-то ещё более совершенное — и снова начинается бег за миражами. Так устроена человеческая психика, что к любому даже самому умопомрачительному уровню наслаждения человек привыкает и начинает снова «задирать планку» и искать то, что сможет впечатлить его ещё больше.

эмоции, наслаждение, радость

Яркий пример — это люди, которые употребляют наркотики. Толерантность организма — это вполне медицинское понятие, и оно даёт полное понимание о том, что такое «наслаждение» и в чём его ущербность. К примеру, если человек употребляет наркотик, повышается толерантность его организма к этому наркотику, проще говоря, организм к наркотику привыкает и перестаёт выбрасывать тот самый гормон «дофамин», который и даёт нам чувство наслаждения. И чтобы снова спровоцировать выброс дофамина, человеку нужно уже большее количество наркотика. И на этом простом примере можно убедиться, что получая наслаждение, человек быстро к нему привыкает и начинает желать ещё большего наслаждения.

Что же делать

Не стоит, однако, впадать в депрессию по причине иллюзорности смысла получения наслаждения. Так или иначе, удовольствие — это важная составляющая нашей жизни. Тут с Аристиппом сложно поспорить. Но хитрый старик умолчал об одной важной детали: уровни-то удовольствия бывают разные. Он делал упор на физическом удовольствии, то есть получении сугубо чувственного наслаждения. А может быть (вовсе не исключено), что учение его было искажено последователями, как это часто мы можем видеть в различных религиозных движениях.

Итак, какие же бывают уровни наслаждения? Вспомните, быть может, в вашем детстве был эпизод, когда вы подобрали котёнка, накормили его, обогрели и спасли от печальной участи быть разорванным дворовыми собаками. Получили ли вы при этом удовольствие? И можно ли сказать, что это то же самое удовольствие, которое человек получает от употребления алкоголя? Вопрос риторический.

Вот это и есть та вещь, которую очень важно понять. Да, отчасти Аристипп была прав: удовольствие является важной мотивацией на пути развития человека. Но ради удовольствия можно употреблять алкоголь, а можно помогать окружающим и получать удовольствие от наблюдения за тем, как их жизнь меняется к лучшему. Можете ли вы себе представить, какое удовольствие получает, к примеру, преподаватель йоги, когда видит, как меняется жизнь тех, кому он преподаёт йогу? А жизнь меняется неизбежно. Практика йоги — кардинально меняет жизнь к лучшему. И, видя этот процесс, преподаватель йоги неизбежно получает моральное удовлетворение от того, что его деятельность приносит кому-то благо.

медитация, йога

И главный секрет в том, что удовольствие такого высшего уровня не идёт ни в какое сравнение с удовольствием от алкоголя, никотина, кофе, вкусного тортика, отдыха на Кипре и так далее. Потому что эгоистичное наслаждение заканчивается очень быстро. Удовольствие от интоксикантов — самое непродолжительное. Как только уровень наркотика снижается в плазме крови, всё удовольствие заканчивается. Как только заканчивается отпуск на Кипре, приходится возвращаться к ненавистной (чаще всего) работе. Чего нельзя сказать об удовольствии, которое получает человек от деятельности на благо окружающих. Тому, кто хоть раз испытал этот высокий уровень удовольствия, уже чаще всего просто не интересны те уровни, которые находятся ниже.

Что же касается гедонизма, то, помимо Аристиппа, философию гедонизма проповедовал ещё и некий Эпикур, и вот его взгляд является уже более приближенным к истине. Целью человеческой деятельности он объявлял не само получение наслаждения, а устранение боли, страданий, беспокойства, несчастья и так далее. И вот эта позиция уже более близка к Учению Будды, который также учил своих последователей, что нужно устранить страдание. Но тут важен тот способ, которым это страдание устраняется. Широко распространено мнение, что страдание, опять-таки, нивелируется получением наслаждения. То есть, чтобы устранить страдание, надо просто получить максимум наслаждения. Однако, как мы уже разобрали выше, это приведёт только к новым страданиям. Поэтому очевидно, что нужен иной способ избавления от страданий. И именно об этом говорил Будда.

Итак, Учение Будды также в какой-то мере учит тому, что цель жизни человека — избежать страданий. Только достигается это — путём успокоения своего ума. И главным инструментом для этого является практика йоги и медитации. Это и есть самый эффективный способ избавления от страданий и гармонизации своей жизни и пространства вокруг себя.

Гедонизм — что это такое? Кто такой гедонист простыми словами

Фото Гедонизм - что это такое? Кто такой гедонист простыми словами

Гедонизм — это стремление к удовольствиям, наслаждениям.

В философии гедонизм — направление этики, которое признает наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни. То, что приносит людям наслаждение — добро; то, что приносит людям страдания — зло.

Гедонист — это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист — человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям.

Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.

Ударение ставится на последний слог — гедон и́ зм. Термин происходит от древнегреческого слова ἡδονή — наслаждение, удовольствие.

Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам

В философской теории ценностей гедонизм — это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение — единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное — лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп . Счастье — это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями — и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками .

Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы — тогда жизнь будет прожита не зря.

В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.

Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века

В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма — умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.

Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим — в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности.

Себастьен-Рок Никола де Шамфор

Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.

Польза в утилитаризме — это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).

Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса

Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм — в чем разница?

Гедонизм как философская концепция провозглашает стремление человека к удовольствиям. Разделяют этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не дает моральных оценок — это описательное учение о том, что люди стремятся к наслаждению и стараются избегать страданий. Этический гедонизм — учение о том, что следует стремиться к удовольствию.

Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела.

Утилитаризм — этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья.

Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов

Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.
С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)

Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений.
Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)

Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.
Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)

Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.
Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)

Наш с вами долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха — проповедь образа Христа, слова евангельской истины.
Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)

Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей.
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)

ментовские войны 12 сезон 2018 смотреть онлайн

когда будет новый сезон ментовских войн

смотреть фильм онлайн я робот 2

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector