Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание

Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание

Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.

Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.

Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.

Что это? Особенности

Фото 1

Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.
Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.

Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.

Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.

Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Основная цель джнана-йоги — озарение и растворение в божественном начале, слияние с истиной. Однако, прежде чем достигнуть конечной цели, человеку придётся решить некоторые другие задачи:

  • полностью посвятить себя практике, раствориться в стремлении к совершенству;
  • отречься от своего эго и перестать мыслить логично;
  • осознать, что нет отдельного «познания» и «познающего», ведь всё вместе — это и есть единство во множестве (Брахман).

Практика Джняна-йоги

Для получения желаемого результата мало уделять практике по нескольку часов в день, джнана-йогой нужно жить.

Польза

Фото 2

Практкуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.
Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Хат-ха-йога

Изначально Хатха- йога (которая изначально так не называлась) была нацелена на достижение высших состояний сознания через проработку тела путём выполнения асан и пранаям. Она была подготовкой к медитациям Раджа-йоги.

Через время Хатха йога слилась с Тантризмом и появилось тантрические направление Хатха — йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом.

Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сва (XIV—XV в. ).

Также очень важными трудами, описывающими хатха-йогу являются «Гхеранда-самхита» (XVII—XVIII в) и «Шива-самхита»( XVIII в) — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги (те. принципы яма и нияма)

Методы

Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.

Фото 3

Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.

Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.

Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Практика для начинающих

Для тех, кто никогда не имел дело с йогическими практиками, джнана-йога должна начинаться с самых простых техник, предусматривающих полное расслабление и «взгляд на себя изнутри».

Сукхасана (удобная поза)

Это самая удобная поза для медитации, поэтому идеально подойдёт для начинающих практиков. Её реализация предусматривает следующие действия:

  1. Организуйте из одеял подставку, высотой 15 см.
  2. Сядьте на край и выпрямите ноги как в позе Пасоха.
  3. Согните ноги в коленях и подогните левую под правую, но так, чтобы стопа правой ноги оказалась под коленом левой, а вторая наоборот: заняла положение под правым коленом.
  4. Подтяните стопы к тазу и расслабьтесь, чтобы они мягко лежали на поверхности одеяла и одновременно упирались в лодыжку, каждая с противоположной стороны. Правильное положение ног несложно определить: должен получится треугольник из бёдер и переплетённых голеней, но с сохранением небольшого пространства между стопами и тазом (это основное отличие Сукхасаны от классической Асаны).
  5. Поддерживайте таз в сравнительно нейтральном положении, прижав руки к полу (по обеим сторонам от него) и немного оторвавшись от опоры. В таком состоянии должно пройти несколько дыхательных циклов, с одновременным «утяжелением» бедренных костей.
  6. Плавно опуститесь на сложенное одеяло и постарайтесь разместиться так, чтобы лобок и копчик находились на одинаковом удалении от пола.
  7. Поставьте руки на бёдра, перевернув ладонями вверх или вниз.
  8. Втяните лопатки, не прогибая поясницу и не выталкивая нижние рёбра вперёд (должно создаться впечатление направления копчика к полу).
  9. В такой позе можно сидеть достаточно долго, разве что периодически меняя положения ног.

Видео: Сукхасана

Ваджрасана (алмазная поза)

Это положение тела полезно не только для качественной медитации, но и для молитвы или даже устранения проблем с пищеварением. Поза «алмазной твёрдости» улучшает состояние органов малого таза и способствует профилактике проблем с суставами, что делает её ещё более важной в йогических практиках. Техника выполнения ваджрасаны основывается на следующих последовательных этапах:

  1. Встаньте на колени и положите стопы на пол (подошвой вверх).
  2. Скрестите большие пальцы на ногах.
  3. Мягко опустите таз на пятки.
  4. Разместите ладони на коленях.
  5. Постарайтесь не напрягать спину и всё время ровно держать её.
  6. Поддерживайте позу со спокойным дыханием в течение 1–5 минут.

Видео: Ваджрасана Достичь правильного положения тела в этой позе можно лишь при равномерном распределении его веса между стопами и коленями, а чтобы достигнуть максимального спокойствия важно сосредоточиться на своём ровном дыхании.

Важно! Если у вас не получилось ровно держать спину, и вес тела переместился на копчик, необходимо как можно быстрее исправить ситуацию, что исключит чрезмерную нагрузку на сердце.

Для новичков в практиках йоги можно использовать облегчённый вариант ваджрасаны, подложив под ягодицы сложенное в несколько раз одеяло. В случае наличия проблем с суставами голеностопов необходимо подложить такую подставку ещё и под голени и колени, так, чтобы ступни немного выходили за его пределы.

Ваджрасана

Профессиональные йоги нередко стараются осложнить позу, выполняя корневой замок и втягивая мышцы промежности, но на начальных этапах знакомства с йогой — это лишнее.

Важно! При любых травмах суставов ног, выполнять ваджрасану необходимо крайне осторожно, чтобы не усугубить ситуацию ненужным растяжением.

Тантризм


Параллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.

Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.

По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.

Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу — вот почему она начала стремительно распространяться.

Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.

Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:

  • более сложные пранаямы, п
  • одробные практики визуализации и
  • ауку мантры, а также
  • множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
  • ритуальное расположение кистей рук (мудры),
  • активацию энергетических центров (чакр) в теле.

Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.

Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание

Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.

Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.

Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.

Что это? Особенности

Фото 1

Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.

Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.

Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.

Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.

Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Польза

Фото 2

Практкуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Видео

Посмотрите эти видео на тему Джняна-йоги:

Методы

Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.

Фото 3

Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.

Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.

Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Практика Джняна-йоги, Самадхи, результаты в повседневной жизни

Практика Джняна-йоги

Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их основными, фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий – незнание. Человек должен прежде всего научиться правильно мыслить, а не просто “накапливать знания”. Размышление о единстве всего во Вселенной – прекрасная медитативная практика, которая не только ознакомит с классическими методами медитации, но и подарит практикующему чувство спокойствия, безопасности и уверенности. А сам санскритский термин джня́на (санскр. ज्ञान, jñāna) — и означает «знание».

Человек растрачивает в суете все годы своей жизни. Даже если ему и удается осуществить то, к чему он стремился в отпущенное ему время, то плоды этого оказываются настолько жалкими! Каждый пересекает четыре (возрастные) границы, но имеет ли это какой-нибудь смысл? Достойны ли они внимания или признания? Нет. Люди стремятся удовлетворить каждую прихоть, любое случайное желание, любую мысль и радуются тому, что якобы “пожили”. Такое самодовольство ни на чем не основано.
Когда настает момент подведения итогов, каким оказывается доход? Выясняется, что вы лишь блуждали взад-вперед, а своим истинным домом пренебрегали. Вы разглядывали звезды в космосе, но оставили неисследованным свое внутреннее небо. Вы смотрели на жизнь других, замечали их недостатки и отзывались о них дурно, но не заботились о том, чтобы приглядеться к своим собственным мыслям, действиям и эмоциям и рассудить, хороши ли они на самом деле.
Недостатки, которые вы видите в других, являются всего лишь проекциями ваших собственных недостатков; достоинства, которое вы видите в других, есть отражение ваших достоинств. Только посредством медитации вы можете развить верное видение, верное знание, благие мысли и дела.

/Сатья Саи Баба. Садхана/

Самадхи

Каким бы йоговским путем самосовершенствования и самопознания ни шел человек, в конце пути его ждет переживание опыта самадхи – сверхсознательного состояния, в котором индивидуальное осознание познает свою истинную суть и отождествляется с космическим сознанием.

Мастера йоги говорят, что само это переживание – состояние самадхи – абсолютно идентично для всех направлений йоги: Раджа-йоги (путь медитации), Бхакти-йоги (путь преданности), Карма-йоги (путь бескорыстной деятельности) или Джняна-йоги (путь мудрости). Это похоже на вершину горы и разные тропинки к ней. Подниматься в гору можно по разным тропинкам, но цель – одна. Можно практиковать разные методы, но Абсолютная реальность также только одна, и она познается одинаково всеми духовными искателями и всеми религиями.

Медитации Джняна-йоги

Медитации Джняна-йоги можно проводить в классических медитативных позах – Сиддхасана (поза совершенства), Падмасана (поза лотоса), Ардха Падмасана (поза полулотоса), Ваджрасана (поза алмаза). Но принимать эти позы совсем не обязательно. Если, устроившись в удобном кресле, сосредоточить разум на теме размышления – эффект от практики может быть ничуть не меньше, чем даже в совершенной позе лотоса.

Йоговские позы помогают расслабить тело, уравновесить потоки энергии и позволяют разуму легко бороться со сном. Расслабленные позы в кресле (или даже в кровати) требуют несколько большего уровня самоконтроля и усилий для преодоления сонливости.

Техника медитации очень проста. Нужно расслабить тело, сделав 2-3 полных йоговских вдоха-выдоха. Затем пусть ваши мысли текут примерно в следующем направлении:

«Мое физическое тело состоит из атомов и молекул, которые свободно перемещаются в пространстве. Мои энергии являются лишь малой частью безграничной энергетической сети Вселенной. У меня нет обособленной энергии. Все мои энергии лишь заимствованы из вселенского энергетического океана. И они должны будут туда вернуться.

И даже мои мысли – лишь волны на поверхности единой субстанции мысли. Я высвечиваю лишь маленький островок, такой же, как и у всех остальных живых существ. Мои мысли распространяются от меня, как от живого передатчика. И я воспринимаю чужие мысли, которые захватывают «поверхность» моего разума.

Я един со всей Вселенной. Мое физическое тело – часть безграничной массы материи. Мои энергии – малая часть Вселенского океана энергий. Мои мысли – волны на поверхности безбрежного океана разума. Я един со всей Вселенной и являюсь ее неотъемлемой частью».

Не нужно заучивать текст наизусть и повторять его. Можно позволить своему разуму развивать предложенную тему, только не отвлекаться от нее. Задайте ему общее направление размышлений и позвольте мыслям «стекать» в этом направлении.

Можно задаться также вопросами «Что есть время?», «Что есть пространство?» или «Кто я?».

Продолжительность такой медитации – от 10 до 30 минут. Заметный, но не окончательный, результат эта практика принесет, если заниматься ею ежедневно, хотя бы одну неделю.

Результаты в повседневной жизни.

Человек сам накладывает на себя все ограничения. «Я такой-то и должен делать вот это» – всего лишь мыслеформа, и только. Пока мы в нее верим, она успешно реализуется в нашей жизни. Но йог, который достиг контроля над разумом, прекрасно понимает, что у него нет никаких ограничений и все двери перед ним открыты.

Если человек может управлять потоком своих мыслей, он никогда не спуститься в омут жалоб в стиле «я не достоин, я не смогу, все безнадежно». Если есть намерение, оно обязательно будет реализовано. А пути к этому могут быть найдены в ходе практики медитации.

Кстати, примером Джняна — практики может быть известная школа Трансцендентальная Медитация (ТМ), поскольку создатель ТМ Махариши изначально принадлежал к традиции Адвайта Веданты, а последняя к традиции Джняны йоги…

Джняна-йога

Джняна-йога — это йога знания. Джняна-йога ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру.
Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.

Джняна-йога использует те же методы, что и раджа-йога . Она начинается с утверждения, что слабый человеческий ум, занятый созерцанием иллюзий, никогда не разрешит загадки жизни, что такая задача требует лучшего орудия, специально приспособленного к её решению. Поэтому вместе с изучением принципов, лежащих в основе вещей, джняна-йога требует особой работы по воспитанию ума.

Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий — незнание. Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидьи, божественному знанию.
С точки зрения джняна-йоги, человек должен прежде всего научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т.е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Индийские учителя (гуру — Гуру йога ) ни в малейшей степени не стремятся к тому, чтобы их ученики накапливали как можно больше разнообразных знаний. Наоборот, они хотят, чтобы ученики видели во всех явлениях, какими бы малыми они ни были, принципы, которые составляют всеобщие основы бытия. Обыкновенно ученику дают для медитации какое-нибудь изречение из древних писаний или какой- нибудь символ, и он медитирует на нём целый год, два года, а то и десять лет, время от времени делясь с учителем результатами своих медитаций.

Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов.
Изучая джняна-йогу, человек ясно видит, что йога не может быть только методом. Правильный метод непременно приведёт к известным истинам и, излагая метод, невозможно не коснуться этих истин.

Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги . Истины, полученные в готовом виде от другого человека или из книг, не произведут такого же воздействия на ум или душу, как истины, найденные самим человеком, истины, которые он долго искал и с которыми долго боролся, прежде чем принял их.

Джняна-йога учит тому, что истиной для человека может быть только то, что он ощутил как истину. Кроме того, она учит человека, проверяя одну истину другой, медленно восходить к вершине знания, не теряя из виду точку отправления и то и дело возвращаясь к ней, чтобы обеспечить правильную ориентацию.
Джняна-йога учит, что истины, которые выявлены логическим путём, воспитанным на наблюдениях этого трёхмерного мира, вовсе не являются истинами с точки зрения высшего сознания.

Джняна-йога учит человека не верить себе, не верить своим ощущениям, представлениям, понятиям, идеям, мыслям и словам; и более всего не верить словам, проверять всё и осматриваться на каждом шагу, сопоставляя с показаниями опыта и с фундаментальными принципами.

Джняна-йога или Веданта начинается сознательного принятия того факта, что всё происходящее с нами происходит не само по себе – случайно или волею каких-то неведомых нам сил. Всё, что случается с нами, делаем мы сами – каждым своим помыслом, словом и поступком, теми решениями или нежеланием принимать решения, которые исходят из того Центра, что находится где-то внутри нас.
Путь начинается с того момента, когда человек не может больше оправдывать себя наличием любых внешних сил и обстоятельств, когда он начинает видеть себя одиноким, цельным, единым, ответственным за всё, произошедшее с ним в прошлом, и за всё то, что может произойти.

Практика джняна-йоги требует отвергнуть «психологический» взгляд на самого себя, который представляет человека совокупностью множества противоречивых «я». Ученик джняна-йоги должен опознать внутри то единое Я, где воспринимается, наблюдается и собирается воедино весь опыт бытия. Джняна-йога обращает или, точнее, возвращает внимание от разнообразия «внешнего и внутреннего мира» туда, в этот один-единственный Центр, последовательно разоблачая всё воспринимаемое вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Ученик учится быть тут, в этом абсолютном Центре, как Я – сознавая себя в повседневности, принимая решения, медитативно созерцая поток мыслей и то неизменное, неподвижное, вездесущее, что сокрыто за ним. Все внешние и внутренние объекты, неживые сами по себе, в том числе тело, эмоции и чувства, мыслящий ум, аналитический разум – являются переменчивыми и «погодозависимыми», они рождаются, страдают и радуются, увядают, а затем мучительно уходят из жизни. Первостепенной задачей джняна-йоги является обнаружение внутри этих «сфер» личности той сокровенной сердцевины, ядра, средоточия, которая остаётся неизменной всегда, безначально и бесконечно, при любых обстоятельствах, чтобы, пребывая в этом Центре, взирать на всё бытие только оттуда.

Джняна-йог должен на собственном опыте убедиться в том, что, как утверждают его учитель и все учителя древности, оставившие нам веды, упанишады, сутры и позднейшие философские тексты, этот Центр существует, это реальность, это источник всё объясняющего знания, исходящего изнутри, и неиссякаемого блаженства. Для джняна-йоги, для Веданты – этот Центр вовсе не эго, взращиваемое, исцеляемое от пороков, совершенствующееся, не пустота или ничто, не душа, безвольно ожидающая спасения, не жалкий, несчастный грешник.

Центр, Я, Атман – это самобытие, один без иного, единственно существующий, совершенный, изначально свободный, всеведущий и блаженный Абсолют, один и тот же – всегда и повсюду, для каждого живого существа, для каждой страны, нации, планеты, вселенной. Джняна-йога (Веданта) заключается в сознательном восприятии этой реальности и в пребывании, в «стоянии» в этом. Пребывание где бы то ни было ещё, всякий иной тип самосознания или восприятия – полностью отвергается джняна-йогой как абсурдный, безумный, коренящийся в «неведении».

Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием. Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.

Джнана-йога. Йога совершенной мудрости

Практика йоги знания Джнана-йога или Йога Знания
Эта разновидность йоги фактически является основой большинства систем йоги, так как без развития знания о природе Реальности невозможно достигнуть реализации, какой бы формой йоги не занимался адепт.
Под Знанием в Джнана-йоге, с абсолютной точки зрения, следует понимать постижение истинного состояния бытия и пребывание в этом состоянии. С относительно точки зрения под знанием понимается интеллектуальное представление о природе Реальности в виде различных концепций и ментальных конструкций описывающих, насколько возможно, Высшую Реальность (Истины или Бога). Если первое — конечная цель Джнана-йоги, то второе — лишь предварительное условие для постижения Истины.

Истоки Джнана-йоги

джнана ЙогаДжнана-йога формировалась изначально в наиболее древних философских источниках — Ведах. Мы представляем здесь наиболее общие основы Джнана йоги, так как эта система является очень ёмкой по содержанию темой. Материалы по Джнана йоге включают множество доктринальных текстов, а также комментариев к ним учителей, ученых и философов, серьёзных исследователей древних мистических культур.

Но главные положения Джнаны необходимо знать всем практикующим йогу, независимо от направлений йогического учения. Понимание философской основы йоги позволяет практикующему обрести стройный взгляд на "поле опыта" в котором он пребывает, а также на свою внутреннюю психическую деятельность. Стабильное воззрение, опирающееся на принципы Джнаны, даёт возможность избежать множества ошибок на пути йоги. Так как основная причина ошибок и препятствий — неведение относительно истинной природы психических явлений и заблуждения порождённые верой в собственное эго.

Философия Джнана-йоги

Трансцендентальные идеи Джняны воспринимаются "поверхностными умами" слишком абстрактными и не имеющими реальной ценности, но это серьёзное заблуждение, которое не позволяет таким практикующим проникнуть за границы двойственного ума. За теоретическими концепциями Джняны многие искатели не прозревают сути и не находят возможности практического применения этих философских идей, не ощущают метода, лежащего за теорией.

Аспектами Джнана-йоги в теории и практике являются:

Воззрения и философские школы (Даршаны) Джнана-йоги;

Концепции мировосприятия — Ум и Природа Сознания;

Триединая формула Бытия, Сознания и Блаженства: Сат-Чит-Ананда;

Понимание соотношений внутреннего Я, абсолютного Я и внешнего мира: Атман — Брахман — Майя;

Идеи философии Санкхья о Сознании и природе: Пуруша и Пракрити;

Принцип истинного Знания и его противоположность — Неведение: Джнана — Видья и Авидья;

Совершенное различение воздействия иллюзий на разум и способность их преодолевать — Вивека;

Медитативное исследование природы своей души — атмы: Вичара;

Искусство отрешенности, свобода от захваченностей ума неведением — Вайрагья;

Отделение сознания от влияния объектов чувственного мира — Пратьяхара;

Праджня — различающия мудрость, источник подлинного знания;

Махавакьи — Великие (тайные) изречения древнего учения Вед, для погружения в осознание Сути;

Философская система Адвайта-веданта — великое учение о недвойственности Реальности

Джнана-йога и достижение Освобождения

Джняна-йога является прямым путём к сущности Реальности. Эта система нацеливает практика на проникновение в самую глубину сознания к источнику разума. Поэтому реализация Джняны или высшего Знания даёт совершенное постижение природы вещей, абсолютную мудрость и окончательное освобождение сознания от омрачений и страдания. Джняна расширяет "поле сознания" и приводит практика к просветлённости через изменение потока ума и новое понимание Реальности и иллюзии.

Джнана-йога и практика

Джнана-йога, это не только философские рассуждения, которые для многих становятся камнем преткновения и ведут их умы к ментальным спекуляциям. Практический инструментарий Джнаны очень велик и разнообразен. По сути к реализации состояния джнаны ведут методы, которые закладываются в сознании адепта практиками Аштанга-йоги. Все, что ведет искателя в самую глубину ума имеет непосредственное отношение к Джнане.

Медитативные практики — дхьяна Джнана-йоги
Шанти — совершенный покой, реализация аспекта САТ
Развитие ментальной ясности — реализация аспекта ЧИТ
Обретение трансцендентального блаженства — реализация аспекта АНАНДА
Равновесие покоя, ясности и блаженства. САТ-ЧИТ-АНАНДА
Визуализации в практике Джнана-йоги
Асаны для практики медитаций Джнана-йоги
Пранаяма и техники Джнана-йоги
Методы сохранения осознавания в Джнана-йоге
Джнана-йога и Раджа-йога
Мистические переживания во время практики Джнана-йоги

Теория и практика йоги
Семинары Школы — новые и планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии
Семинары Лесной Школы Йоги — программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия
Методики для начинающих — практические материалы базового уровня
Система занятий в Школе Йоги — особенности преподавания и обучения йоге
Аштанга-йога — классическая йога восьми ступеней
Хатха-йога — йога равновесия энергий солнца и луны
Раджа-йога — йога ментального контроля и очищения сознания от омрачений
Кундалини-йога — йога пробуждения внутренней энергии
Бхакти-йога — йога духовной любви и преданности
Джнана-йога — йога трансцендентального Знания, философия духовного единства
Карма-йога — бескорыстное служение и деятельность необусловленная разультами труда
Каталог вопросов и ответов по теории и практике Йоги — часто встречающиеся вопросы

© Центр Классической Йоги и Тантры "Лесная Школа Йоги" Yoga-Shambhu.ru Все права сохранены. 2006-2021 г.

При цитировании активная ссылка на сайт — обязательна! Политика конфиденциальности Отказ от ответственности

я четвертый фильм 2 часть дата

документальный фильм про элвиса пресли смотреть онлайн

смотреть трейлер бывшие

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector