Клиповое мышление: бич современного общества

Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу

Фото: Unsplash

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.

Как появилось клиповое мышление?

Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.

С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.

Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.

Фото:Shutterstock

По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:

  • сокращение объема сообщения;
  • сокращение числа мыслей в единице контента до одной — одновременно с дополнением сообщения эмоциональным переживанием;
  • многократное повторение одной и той же мысли в рамках одной единицы контента;
  • сухой новостной контент больше не работает: аудитория хочет, чтобы в него заранее было заложено какое-то отношение автора;
  • разбивка одного сообщения на несколько однотипных;
  • на место приглашения к разговору приходит контент как аксиома, который не предполагает рефлексии и анализа со стороны аудитории.

Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.

Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.

Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.

Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.

Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.

Плюсы клипового мышления

  1. Защищает мозг от перегрузки, фильтруя интенсивный поток информации и разбивая ее на небольшие фрагменты.
  2. Развивает многозадачность: мы можем одновременно читать, слушать музыку и вести переписку. Такие люди успешно работают официантами, SMM-менеджерами, администраторами, офис-менеджерами и личными ассистентами.
  3. Ускоряет реакцию: люди с клиповым мышлением быстрее реагируют на любые внешние стимулы.

Минусы клипового мышления

  1. Низкая концентрация: сложно сосредоточиться на чем-то одном, дочитать длинный текст или дослушать длинное интервью, ни на что не отвлекаясь. Людям с клиповым мышлением очень тяжело справляться с работой, которая требует усидчивости и выполнения рутинных операций.
  2. Поверхностное восприятие, которое приводит к тому, что мы не способны анализировать полученную информацию и делать из нее глубокие выводы.
  3. Трудности в обучении и усвоении новой информации. Это особенно актуально для студентов и школьников, чья учебная программа построена на более консервативных методах и предполагает пассивное восприятие информации: чтение, слушание, заучивание.
  4. Подверженность манипуляциям. Мы не успеваем проанализировать информацию и принять взвешенное решение, а значит не способны воспринимать информацию критически. Этим активно пользуются рекламщики и маркетологи, которые воздействуют на эмоции и побуждают людей к импульсивным покупкам.
  5. Ослабление эмпатии. Постоянное воздействие на эмоции вырабатывает высокий порог чувствительности, и нам становится все труднее сопереживать другим.

Клиповое мышление у детей

Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.

Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.

Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.

Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.

Фото:Nicolas Picard / Unsplash

Тест на клиповое мышление

Выберите описание, которое больше всего подходит вам:

  1. Вы схватываете все на лету, быстро вычленяете суть и принимаете решения, не теряетесь в экстренных ситуациях и действуете интуитивно. Вы воспринимаете окружающий мир как калейдоскоп из не связанных друг с другом фрагментов, с трудом сосредотачиваясь на чем-то одном.
  2. Вы привыкли ко всему подходить вдумчиво, спокойно разбираться в ситуации и принимать решения взвешенно. Работая с информацией, вы анализируете ее, сравниваете с другими данными, обобщаете, систематизируете. Любите все раскладывать по полочкам, как будто наводите порядок в комнате.
  3. Вы мгновенно оцениваете обстановку, охватывая взглядом всю картину, но при этом успеваете анализировать и устанавливать логические связи с тем, что знали до этого. Вы быстро адаптируетесь к меняющимся условиям, лучше воспринимаете окружающий мир на визуальном и эмоциональном уровне. Принимаете решения интуитивно, но опираетесь и на логику, ищете во всем рациональное зерно, любите рефлексировать.

Ответы:

  1. У вас клиповое мышление.
  2. У вас понятийное мышление со склонностью к аналитике и системности.
  3. У вас смешанный тип. Скорее всего, вы склонны к гуманитарным наукам, но подходите к ним системно и логически. Вы очень восприимчивы к окружающим процессам, поэтому легко перенимаете элементы клипового мышления, но не поддаетесь ему полностью.

Как избавиться от клипового мышления?

Вот несколько методов:

  1. Метод парадоксов. Его использует Михаил Казиник, профессор и педагог, популяризатор классической музыки. Этот метод основан на создании противоречия, которое побуждает к критическому восприятию информации. Для каждого явления или исторического события можно найти два взаимоисключающих тезиса и попробовать проанализировать каждый из них. К примеру, Бетховен был гениальным композитором, будучи глухим.
  2. Чтение книг — художественных и публицистических. Не обязательно сразу браться за многотомную классику — можно начать с более современных авторов, уделяя чтению сначала по 10, затем — по 20 и 30 минут в день. Для дополнительной мотивации поищите интересные разборы, обсуждения или экранизации книги, которую собираетесь читать.
  3. Изложение или сочинение. Постарайтесь написать краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги или статьи. Честно отразите отрицательные и положительные моменты, аргументируя свое мнение.
  4. Участие в дискуссиях. Те же соцсети открывают нам доступ к идеальной площадке для развития критического и системного мышления. Участвуя в спорах по актуальным темам, ищите в качестве аргументов статистические исследования, публикации в авторитетных источниках и подкрепляйте каждое свое высказывание. Но самое главное — внимательно выслушивайте контраргументы или даже сами их приводите, привыкая к объективному взгляду на все.
  5. Цифровой детокс. Время от времени устраивайте себе отдых от гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Проводите время за рисованием, чтением книг, прогулками, общением с близкими.
  6. Медитация. Речь не о духовных практиках, а о мыслительном упражнении, которое помогает вам сосредоточиться, избавиться от фоновой тревоги и информационного шума. Это тренирует мозг и помогает на психологическом уровне.
  7. Когнитивно-поведенческая терапия. Раздел психотерапии, который отвечает за «перенастройку» мозга и избавление от вредных мыслительных привычек.

Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.

Клиповое мышление: бич современного общества

Клиповое мышление — это восприятие окружающей действительности в мозаичной форме. Сознание порождает довольно яркий, но не долгосрочный образ в виде фрагментов, который сразу сменяется другими образами.

Такое мышление основано на:

  • фрагментарности;
  • яркости;
  • кратковременности;
  • нелогичности;
  • отрывочности;
  • разрозненности.

Характерная особенность клипового мышления – сиюминутный, поверхностный прием информации, которая мелькает в глазах беспрерывно. Это похоже на кратковременные вспышки, клипы, поэтому так и называется. Термин появился в условиях современной клиповой культуры, когда мультимедиа стала править информационным миром. Психологи отмечают негативное воздействие такого мышления на умы современных школьников и студентов.

Изначально название термину дал Федор Иванович Гиренок, который является российским специалистом по онтологии, экологии и имеет звание доктора философских наук. Ему принадлежит первоначальная расшифровка термина. Частично в своей работе он использовал опыт американского ученого Элвина Тоффлера и канадского философа Герберта Маршалла Маклюэна.

Слово «клип» в переводе с английского языка означает «фрагмент, отрывок, вырезка».

Чем опасен такой вид мышления:

  • нарушается концентрация: человек часами пытается сделать простое дело, из-за того что все время отвлекается;
  • сложность с анализированием информации: нет логических цепочек, отделения главного от второстепенного, отсутствие выводов;
  • снижается успеваемость: учащиеся не могут понять прочитанного и легко забывают всю информацию — это приводит к плохим оценкам и провалам на экзаменах;
  • быстрая внушаемость, подверженность манипуляциям на фоне эмоциональной реакции;
  • безразличное отношение к окружающим: неспособность к длительному сопереживанию, быстрое переключение от трагедии на другие новости.

Чем отличается такой вид мышления от понятийного?

Для клипового мышления свойственна быстрая скорость обработки информации. Когда человек сразу реагирует на полученные сведения, но не хранит их в памяти.

Фото 1

Понятийному мышлению характерна медленная, доскональная переработка информации. И в том и другом типе есть свои плюсы и минусы.

Так, к примеру, клиповое мышление позволяет найти мгновенное решение в критической ситуации. Интуитивно человек находит верное решение очень быстро. В то же время людям с понятийным мышлением будет сложно резко включиться в сложную ситуацию. Они сначала впадают в шоковое состояние и не могут быстро понять, что происходит.

У клипового мышления вся информация передается образами, слова являются лишь дополнительной нагрузкой. Конкретизации в данном случае нет. А в понятийном мышлении наоборот — упор делается на конкретику, из-за этого человек начинает думать очень медленно и консервативно. Голова будет перегружена правильной и нужной информацией, но она очень быстро становится бесполезной. Время для принятия решения будет попросту упущено. В клиповом мышлении такого нет. Оно широко направлено и позволяет нескольким моментам слиться воедино для формирования общей картины.

​Как избавиться от клипового мышления

Нужно ли развивать клиповое мышление или лучше от него постараться избавиться? Вопрос неоднозначный. Вроде и польза от него есть и минусы не настолько вредны. Это означает, что искоренить его вряд ли получится. Можно наоборот использовать в своих целях. Например, быстро прокачать свой мозг и сделать его полезным для решения ситуаций, в которых требуется быстрое решение.

Для этого умные люди разработали множество методик.

​Чтение и обучение

Один из самых простых и доступных каждому человеку навыков — чтение книг. Во время чтения человек погружается внутрь текста, анализирует его, чтобы не потерять суть.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

В то же время тренируется усидчивость. Конспектирование книг только усиливает эффект от прочтения. Этот способ полезен получением новых знаний. При этом идет как бы нанизывание информации на клиповую.

Писать изложения и сочинения

Фото 2

Благодаря изложениям люди учатся пересказывать чужие мысли и легче запоминают их. Сочинения развивают навык собственного мышления.

Писательская привычка формируется через ежедневное выполнение задания: как бы там ни было, нужно писать хотя бы по одной странице в день. Важно показать свои писательские работы друзьям и родным. Им со стороны виднее, где есть недочеты и ошибки. Если повествование нелогично, есть неточности или сбивчивость в рассуждениях, то это лучше исправить до того, как текст уйдет на просторы интернета к большой аудитории.

В любом случае, даже если нет желания писать методично, то можно просто записывать свои мысли в ежедневник. Это поможет более детально проанализировать пережитую за день информацию.

​Алгоритм АСССА

Есть такая методика Л.А. Ястребовой: анализируй — структурируй — систематизируй — синтезируй — анализируй.

Ее суть заключается в следующем. Если ребенку подарили конструктор, то сначала его нужно открыть и изучить инструкцию (анализирование). После этого детальки раскладываются по определенным категориям (структурирование). Затем ребенок выбирает те детали, которые будет использовать для создания чего-то нового (синтезирование). Заканчивается игра оценкой итоговой работы (анализирование). Когда цель достигнута в полном соответствии с замыслом, значит клиповое мышление получилось победить.

​Метод парадоксов

Профессору Михаилу Казинику удалось разработать метод для развития критического мышления. Он основан на формировании логической цепочки, когда все происходящее необходимо объяснить и найти противоречия. Казиник был против того, чтобы любая информация воспринималась просто на веру.

​Дыхательные практики и медитация

Время от времени нужно приводить свои мысли в порядок. Из перевозбужденного состояния становиться спокойным. Сесть в удобную позу, расслабиться и в течение десяти минут делать дыхательную гимнастику. Для этого нужно выпрямить спину и начать глубоко вдыхать воздух, а затем медленно выдыхать. Во время такой практики наступает приятное расслабление в теле.

Устраивать цифровые каникулы

Фото 3

Полностью избавиться от гаджетов в современном мире практически невозможно. Но важно понимать, что направленность на клиповое мышление процветает не только в интернете, но и в городской рекламе, в журнальных изданиях, виртуальных играх.

Рекомендуется устраивать себе отдых от лишней информации. Хотя бы дважды в месяц можно из городской суеты отправиться на природу. Психологи советуют в это время гулять, рисовать, общаться с друзьями и детьми. Важно по возможности исключить в эти дни из своей жизни телефон, компьютер, телевизор. Мозг скажет только: «Спасибо!».

​Особенности у детей

От клипового мышления стали сильно страдать современные дети. Они подвергаются воздействию гаджетов, как никто другой. Решение этой проблемы в глобальном смысле пока не найдено. Но многие ученые работают над этим. Ими отмечены характерные особенности восприятия информации несовершеннолетними. Дело в том, что детям становится трудно анализировать что-либо, концентрироваться на чтении, учить информацию наизусть, сочинять большие тексты.

Раньше учителя передавали всю информацию школьникам через устную речь. Но в наше время педагог вынужден делать урок максимально разнообразным, чтобы не потерять внимание учащихся. Искать подходящие цитаты, придумывать игры, делать запоминающиеся презентации.

Это помогает найти общий язык с настроенными на клиповое мышление учениками. В то же время, учитель развивает в них понятийное мышление. Это становится возможным, благодаря втягиванию школьников в дискуссии, применению тренингов, работе в группах. Психологи советуют родителям разговаривать со своими детьми на разные темы, побуждая их к высказыванию собственного мнения. Так они научатся мыслить шире и глубже.

Клиповое мышление: противоядие

Количество потребляемой информации постоянно растёт, и это неизбежно влияет на наше развитие. В статье расскажем, что такое клиповое мышление у современных детей, в чём его опасность и как бороться с этой проблемой.

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.

Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношение к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянутся проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.

В чём опасность клипового мышления

  • Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашку, потому что всё время отвлекаются.
  • Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы.
  • Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.
  • Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.
  • Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый скандал.

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Не комиксы, не посты в социальных сетях и даже не научпоп. Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы.

Как бороться с клиповым мышлением

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

В чём опасность клипового мышления

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Устраивай цифровые каникулы, чтобы избавиться от клипового мышления

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

Клиповое мышление: добро или зло

Клиповое мышление: добро или зло

Вы когда-нибудь собирали пазлы? Мы убеждены, что да. Наверняка вы стремились к собиранию полной картины, шаг за шагом, по частям искали части каждого фрагмента полного изображения, что, очевидно, занимало довольно много времени. При этом вы тренировали логику, память, мышцы зрительного аппарата, выдержку, и одновременно были увлечены процессом.

Теперь представьте, что вы от случая к случаю возвращаетесь к собиранию пазла, да и то, когда вы отлучаетесь, кто-то за вас собирает отдельные его фрагменты. А когда вы его собираете, вы еще и отвлекаетесь на просмотр телевизора, разговор с друзьями или поход в магазин за хлебом. Согласитесь, процесс собирания полной картины будет занимать гораздо больше времени, да и тренировка всего вышеперечисленного будет менее эффективной.

Сравнение первой и второй ситуации является ключом к понимаю разницы между понятийным и клиповым мышлением. Что же из себя представляет второе, как оно влияет на нашу жизнь? Давайте выяснять вместе.

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление (clip thinking) – это термин, зародившийся в России благодаря профессору философии Федору Гиренку в конце 1990-х гг. Этот термин был частью понятия «клиповая культура», появившегося с развитием массовой культуры капиталистических стран. Причины появления клипового мышления при этом выделялись следующие (по К. Фрумкину (российский культуролог и журналист)):

    ;
  • увеличение скорости потока информации;
  • большее разнообразие получаемой информации;
  • возрастание количества дел, выполняемых человеком одновременно.

Как видно, каждая из причин в той или иной мере связана с ускорением темпа жизни современного человека в силу развития технического прогресса.

По причине того, что наша жизнь становится быстрее, мы страдаем от дефицита времени. Элементарно, у средневекового человека поток мыслей был гораздо медленнее и скупее в плане разнообразия, потому что круг обязанностей был в значительной степени меньше. Поход в гости (который для нас является делом одного вечера) планировался за недели или даже месяц из-за долгого приготовления. Сегодня же мы на ходу покупаем что-нибудь, чтобы не идти с пустыми руками, а по приходе думаем о том, что нужно поскорее домой бежать – дети ждут, завтра рано вставать, одежду нужно подготовить и т.д.

Из-за вечной нехватки времени мы воспринимаем информацию фрагментарно, мозаично, отрывисто, что, безусловно, сказывается на качестве этого восприятия. Сегодня, чтобы иметь какое-то представление о биологии, например, мы пойдем на YouTube в поисках информативного видеоролика (желательно не очень длительного), либо загуглим конкретную информацию по теме, интересующей нас, либо скачаем какое-нибудь приложение, которое будет обещать освоить основные понятия биологии за три дня. Но вся эта информация будет очень сжатой, поверхностной и неполной, что так и не позволит нам начать разбираться в биологии.

Нам нравятся фильмы, сериалы, где нет затянутых сцен, где эпизоды конкретны и сменяются один за другим, демонстрируя динамичный сценарий. Музыка для нас должна быть очень понятной, простой и заводящей. Интересующие нас статьи должны быть ёмкими, лаконичными, простыми для восприятия. Информации должно быть много, чтобы мы смогли узнать как можно больше. Это стандартная философия клипового потребителя.

Бесспорно, в этой информационной суете появляются свои издержки, которые следует учитывать в ежедневной жизни. Давайте рассмотрим их подробнее.

Минусы клипового мышления

Итак, какие отрицательные последствия несёт в себе клиповое мышление? Вот они:

    (вы засоряете голову всем подряд, забывая при этом о фильтрации);
  • способность концентрироваться резко снижается (становится сложнее удержать себя на чем-то долговременном, тяжелом для восприятия);
  • неспособность к анализу (вы просто не успеваете по причине быстрой смены «клипов»); (не углубляясь в материал, а оперируя яркими образами и эмоциональным мышлением, реклама действует довольно успешно);
  • ослабление чувства сопереживания (замечая в новостях трагические сводки, ваше внимание сразу же отвлекается на что-то яркое и красочное).

Питая свой мозг только фрагментарными знаниями, мы не вникаем в материал. Статистический факт современности – люди читают меньше. А ведь книга – это важный источник информации, пожалуй, даже важнейший. Несмотря на появление электронных книг и других гаджетов, связанных с чтением, бумажный носитель, как указывают ученые, гораздо в большей степени позволяет усваивать материал, в том числе благодаря тактильным ощущениям и обстановке, которая окружает нас при чтении книги. Однако сегодня все чаще мы заменяем этот важный процесс на поиск кратких содержаний, аудиокниг. В принципе, нет ничего плохого в аудиокнигах, но визуальное восприятие информации на бумажном носителе более глубоко.

Так ли плохо обстоят дела с клиповым мышлением? Можно ли увидеть какие-либо положительные моменты в нем? Давайте попробуем разобраться и в этом.

Плюсы клипового мышления

Не думаем, что для вас станет новостью наличие как отрицательных, так и положительных сторон у любого явления. При этом к плюсам клипового мышления относятся:

  • Информационная разгрузка. Да, как бы странно это ни звучало, но невозможно предлагать мозгу только сложные фильмы, длинные научные статьи и классическую музыку. Иногда нужно расслабиться и впустить в свое сознание более простой продукт культуры.
  • Быстрая реакция. Очень многие успешные люди не обладали понятийным мышлением, в школе учились не очень хорошо, а на вопрос «Как вы достигли успеха?» отвечали: «За счет принятия быстрых и правильных решений». В некоторых ситуациях, когда не хватает времени на глубокий анализ, необходимо быстро отреагировать и принять спонтанное решение. Часто в таких случаях важную роль играет удача и интуиция, но как раз-таки здесь и необходима работа клипового мышления.
  • Многозадачность. Конечно, когда мы выполняем несколько дел одновременно, качество этих дел страдает. Однако так называемое «поколение Интернета» (данное понятие ввел американский ученый психолог Лари Розен) способно в большей степени к многозадачности как раз-таки в силу эффекта клипового мышления.

Конечно, клиповое мышление – тенденция преимущественно негативная. Но если сочетать борьбу с отрицательными последствиями и опыт положительных эффектов, можно подружиться с этим понятием надолго. Осталось только разобраться в том, как нивелировать негативные стороны такого феномена, как клиповая культура.

Как бороться с негативными последствиями клипового мышления

Прежде чем мы расскажем, как снизить влияние клипового мышления, хотим напомнить, что среди большого разнообразия способов тренировки мышления вообще существует наша онлайн-программа «Когнитивистика», которая поможет применять на практике более 20 техник мышления. Именно на этой программе вы научитесь логично и последовательно рассуждать, при этом быстро реагируя на складывающиеся обстоятельства, и мы настоятельно рекомендуем вам ее пройти.

Теперь же давайте узнаем, как эффективно работать с клиповым мышлением:

  • Читайте! Читайте много, не останавливайтесь на прочитанном. А если не получается много, находите время, чтобы прочесть в день хотя бы пару страниц. Приучите себя к этому, потому что это, во-первых, самодисциплина, во-вторых, путь к грамотности, в-третьих, развитие креативного мышления, в-четвертых, получение навыка формулирования своих мыслей, и, в-пятых, вы просто станете более интересным человеком, с которым будет, о чем поговорить. Именно чтение книг в значительной степени поможет вам сконцентрироваться на процессе чтения. В качестве рекомендации посоветуем читать классическую художественную и философскую литературу, то есть то, что будет развивать вас в наибольшей степени.
  • Дни без информации. Подарите себе время без Интернета, выделите дни, когда ничего не анализируете, не воспринимаете, когда просто находитесь наедине с собой, со своей семьей, любимым человеком. Отличным антуражем для таких дней станет природа, которая в большей степени позволит расслабиться, отдохнуть и морально «очиститься».
  • Воспринимайте более сложную информацию. Помимо указанных книг для чтения, проведите данный опыт со всеми медиаобластями вашей жизни: музыкой (слушайте джаз, классику, классический рок, качественную популярную музыку, сложные аранжировки и др.), кинематографом (смотрите старые фильмы с длинными диалогами, попробуйте посмотреть артхаусное кино, выбирайте интересных режиссеров на свой вкус), живописью (вместо постеров и плакатов обратитесь к работам со смыслом, с какой-то внутренней содержательной концепцией) и др. Глядя на тот или иной продукт искусства, старайтесь его анализировать, разгадывать, искать в нем какой-либо смысл помимо эстетического удовольствия.
  • Дискутируйте. В процессе обсуждения вы слушаете мнения своих собеседников, корректируете свою точку зрения и принимаете во внимание больше факторов, что позволяет мыслить более системно, а, значит, более объективно и трезво. Это позволит решить проблему неумения анализировать и сделает вас менее подверженным манипуляциям.

Дополнительные методы по избавлению от отрицательных последствий клипового мышления вы можете посмотреть в данном видеоролике:

Еще один интересный момент: слово clip в переводе на русский имеет множество различных значений, среди которых есть «быстрая походка». А ведь действительно, воспринимая все через яркие мимолетные образы, не углубляясь в материал, мы словно «пробегаем» по различным аспектам жизни. Так вот, остановитесь, вдохните полной грудью и продолжите свой путь, но более размеренной походкой. Есть японская пословица, которая гласит: «Когда на сердце легко, и походка легка». Почему бы не прочитать её в обратном порядке, и не зашагать «лёгкой походкой», чтобы «на сердце было легко», спокойно. Тогда и «клипы» станут воздействовать на нас в меньшей мере.

Клиповое мышление — бич 21 века?

Час назад создавал тему про развитие мозга и поставил себе цель пройти несколько курсов на степике, но как только начал изучение, так сразу внимание начало рассеиваться.

После этого начал копать в чем проблема и таки обнаружил злокачественную опухоль, оказалось, что существует такое понятие как «клиповое мышление». Суть её заключается в том, что мы воспринимаем информацию по кусочкам, не можем подолгу удерживать свое внимание на предмете изучения, нам вечно хочется чего-то нового и мы неустанно кликаем по новым ссылкам (читай по темам для форумчан).

Долгая и нудная деятельность абсолютно не подходит для людей с подобным типом мышления, все телевидение, ютуб, инстаграм, фильмы и т.п. способствуют развитию клипового мышления в следствии чего страдает способность к анализу и концентрации.

Так вот, каково Ваше мнение на этот счет?

Т.к. я немного разобрался в этом вопросе, могу дать совет, которого сам начал придерживаться — читать побольше массивных произведений и уделять время созиданию ограничивая потребление информации.

Вот несколько линков для более подробного изучения:

wiki

http://www.psychologies.ru/standpoint/chitayu-tekstyi-no-nichego-ne-ponimayu-pochemu-i-chto-s-etim-delat/

http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip

09 Apr 2019 в 12:19 #2

Анимешники не умеют читать,не ври

09 Apr 2019 в 12:22 #3

ну тут надо смотреть аниме. просмотр ванписа и наруты залпом поможет решить данную пробелму

09 Apr 2019 в 12:27 #4

анимешники не умеют дышать,за них это делает мать

09 Apr 2019 в 12:35 #5

Анимешники не умеют читать,не ври

Ты в мои хейтеры записался что ли?

ну тут надо смотреть аниме. просмотр ванписа и наруты залпом поможет решить данную пробелму

анимешники не умеют дышать,за них это делает мать

09 Apr 2019 в 12:37 #6

Час назад создавал тему про развитие мозга и поставил себе цель пройти несколько курсов на степике, но как только начал изучение, так сразу внимание начало рассеиваться.

После этого начал копать в чем проблема и таки обнаружил злокачественную опухоль, оказалось, что существует такое понятие как «клиповое мышление». Суть её заключается в том, что мы воспринимаем информацию по кусочкам, не можем подолгу удерживать свое внимание на предмете изучения, нам вечно хочется чего-то нового и мы неустанно кликаем по новым ссылкам (читай по темам для форумчан).

Долгая и нудная деятельность абсолютно не подходит для людей с подобным типом мышления, все телевидение, ютуб, инстаграм, фильмы и т.п. способствуют развитию клипового мышления в следствии чего страдает способность к анализу и концентрации.

Так вот, каково Ваше мнение на этот счет?

Т.к. я немного разобрался в этом вопросе, могу дать совет, которого сам начал придерживаться — читать побольше массивных произведений и уделять время созиданию ограничивая потребление информации.

Вот несколько линков для более подробного изучения:

wiki

http://www.psychologies.ru/standpoint/chitayu-tekstyi-no-nichego-ne-ponimayu-pochemu-i-chto-s-etim-delat/

http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip

по факту если мне что-то не нравится, то я не могу 1234 часов подряд сидеть за этой деятельностью, но если мне вкайф, то максимально стараюсь отстраниться от других дел и заняться кайфовым; следовательно, что нравится, на то концентрация стремится к бесконечности.

делаем вывод: тебе не особо вкайф заниматься этой деятельностью. может быть другая причина ввиду твоей уникальности, но клиповое мышление, по моему мнению, имеет супер низкую значимость в этом сабже, но мб я ещё что-то не знаю, поэтому если что не так, то поясните по фактам.

апд. прочитал подробнее о клиповом мышлении. думаю, что действительно влияет эта дичь на концентрацию внимания больше, чем я предполагал; да, это значимая проблема современного общества, но только на типикал его представителя.

аватар аанг фильм 2 часть дата выхода

фильм часодеи дата выхода в россии

мультик бездомный бог 3 сезон

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector