Одна из самых почитаемых богинь в индуизме – Парвати, супруга Шивы

Богиня Парвати

В индуизме, религии тысячи божеств, добродетельная и прекрасная богиня Парвати пользуется огромной популярностью. Это божество имеет более тысячи имен. Причем, эти имена и прозвища весьма противоречивы: с одной стороны ее называют Парвати Прекрасная, Светлокожая, Золотолицая, Дарующая Блаженство, Исполняющая желания, Благодарная Мать, Сияющая, а с другой – Темная, Жестокая, Жестокосердная, Разрушающая Мечты и Любовь.

Богиня Парвати

фото: Богиня Парвати

Поэтому теологи и философы считают, что в великой богине сочетаются два женских начала: созидающее и разрушающее. С одной стороны, она – жена и мать, а с другой стороны – амазонка, ненавидящая мужское начало.

История появления богини

Великий Шива имел возлюбленную жену Сати. Но ее отец не любил зятя, и однажды стал при дочери поносить его. Сати не выдержала такого унижения любимого и совершила обряд жертвоприношения, бросившись в священный огонь. Шива, выхватив из костра мертвое тело возлюбленной, совершил с ней в руках ритуальный танец, а в заключение убил мужчину, виновного в смерти дочери.

После чего Шива удалился высоко в горы и поселился на горе Кайлас, где предался размышлениям и медитации. Считается, что Парвати реинкарнированный образ Сати, которая вновь пришла в этот мир, чтобы был вместе со своим супругом. Имя ее переводится как «Дочь гор», по легенде она родилась у хозяина Гималаев и пришла в этот мир с уже поставленной задачей – завоевать сердце Шивы. Вначале он не ответил на любовь красавицы, и не замечал ее поклонения. Но девушка поселилась рядом с ним и стала также предаваться аскезе и медитации с таким рвением, что ее заметил великий Брахма.

Богиня Парвати

Шива и Богиня Парвати

В результате сердце Шивы дрогнуло, но он решил испытать еще раз любовь красавицы и явился к ней в образе дервиша – брахмана. Он стал говорить о ее возлюбленном страшные и непристойные вещи, но девушка с негодованием отвергла все измышления и закрыла уши руками, чтобы не слышать дерзких слов против ее будущего мужа. Тогда Шива поверил в любовь Парвати и они соединились.

От этого брака родился Ганеши – бог мудрости и богатсва в индийской мифологии.

Мифы о браке Шивы и Парвати

В преданиях говорится, что некогда Шива упрекнул свою любимую жену за слишком темный цвет лица. Она, оскорбленная этим упреком, убежала с супружеского ложа, поселилась в лесу и предалась аскезе. Когда Брахма увидел ее усилия, девушка попросила его сделать ее светлой. Брахма хотя и удивился, но выполнит просьбу Парвати. Вот таким образом она и получила еще одно имя Золотолицая.

Богиня так сильно любила своего мужа, что полюбила и шестеро его детей, прижитых до брака с ней. Она обняла малюток так крепко, что они слились в одного человека с одним телом и шестью головами. Увидев его впервые, Парвати ощутила такой сильный прилив материнской любви, что ее груди налились молоком, а высший ребенок стал со временем Богом войны Скандой.

Именно благодаря Парвати у Шивы появился третий глаз, который видит внутренний мир человека: его мысли и тайные желания. Однажды девушка подошла к мужу сзади и, желая пошутить с ним, закрыла ему глаза руками. В тот же миг мир затянула мгла, пропали все светила, и люди в ужасе зарыдали. Тогда у Шивы раскрылся третий глаз на лбу и в мире вновь засиял свет.

Однажды разгневавшись на свою жену, Шива сбросил ее с горы вниз, но девушка превратилась в прекрасную дочь рыбака и стала жить в любви. Через какое-то время соскучившись, Бог начал разыскивать свою жену, увидел ее в новом образе и вновь полюбил всем сердцем и вернул в свои покои.

Роль богини в индуизме

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому индийские женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Сам великий Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее, даже невидимого, присутствия.

Кроме этого, Парвати – богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Сам Шива несколько холоден к просьбам молящихся, но по просьбе доброй супруги, он готов идти на уступки и совершать добрые дела.

Богиня Парвати – религиозное олицетворение женственности

Богиня Парвати

Религия

Парвати – супруга Шивы. Она мать вселенной, известная под другими именами: Лока-Мата, Брахма Видья-Шивахнана и многими другими. Индуистская религия подразумевает под божествами проявления единого бога Брахмы, поэтому Дэви многолики. Парвати – одна из пантеона тысяч священных богинь, олицетворяющая творческий аспект верховного бога. Индусы верят, что вселенная подчинена вечным законам и порядку.

Древние тексты о Парвати, как о вершине женского начала

Легенда о Парвати записанная в Пуране и называется Махешвара Канда. Она повествует о том, что Шива был женат на Сати, отец которой невзлюбил его. Жена, стыдясь поведения отца, разожгла церемониальный огонь и покинула своё тело. Брахма, верховный бог вселенной, велел отрубить голову отцу девушки, который нарушил совершенный закон, вынудив дочь, переродится раньше времени.

Шива остался один, поднялся в горы и начал медитировать. Рядом с этим местом жили царь с царицей, у них родилась дочь, и нарекли ей имя – Парвати. Природа радовалась вместе подданными царя, которого очень любили. Это Сати вернулась в новом воплощении, чтобы гордиться в этой жизни своим отцом.

Девочка росла, становясь всё красивее. Наступило время вступления в брак, но родители никак не могли найти достойного человека. Однажды к ним пришёл мудрец Нараяна, который предсказал, что Парвати предназначена могущественному Шиве, после смерти Сати не взглянувшего ни на одну женщину. Не зная как долго ждать Химават, отправил дочь прислуживать Шиве, которая пошла с радостью.

Вместе с подругами Парвати поднялась в горы, Шива принял их в качестве прислужниц. Девушка собирала цветы, покрывая место медитации бога, кормила животных, убиралась, стирала, готовила и была прилежно во всех делах. Она тщательно выбирала самую лучшую траву для ритуалов Шивы, брала в руки опахало, когда становилось жарко. Вся усталость проходила, стоило ей вглянуть на луну его лба, любовь пришла в женское сердце.

Парвати

Однажды к Брахме явились Индра и другие боги. Сыновья Кришны поведали, что Тарака, злобный демон Асура, пошёл против них и угрожает безопасности мира. Он захватил их мир, угнетает всё живое и как бы ни пытались умилостивить его дарами, тиран становился только свирепее и безжалостней. Боги просили назначить вождя, который поведёт их в бой против деспота.

Но Кришна ответил, что не может уничтожить Тарака, на нём благословение всевышнего. Смерть придёт от руки сына, рождённого в браке между Шивой и Парвати.

Индра отправился к Каме, богу любви и попросил устроить священный брак. Так и случилось, когда девушка надевала гирлянду на шею Шивы, он вышел из транса, наконец, заметив красоту Парвати. Но Шива быстро пришёл в состояние контроля эмоций и оглянулся по сторонам, Каме не удалось остаться незамеченным.

Бог пришёл в ярость и одним только взглядом испепелил Каму, и не взглянув на Парвати, пошёл прочь. Химават забрал дочь домой из мест, покинутых богом, но девушка решила вернуться и провести дни своей жизни в одиноком поклонении Шивы.

Она надела простые одежды, сняла украшения, но бог явился ей в облике отшельника, расспрашивал о многом. Он полюбил Парвати и женился на ней. Кама вернулся к жизни, а могучий Шива дал семя богам, из которого появился шестиликий Картикея, уничтоживший Тараки. Индра вернулся в свой мир и продолжил управляться с делами. Вселенная обрела покой.

Какой предстаёт богиня в скульптуре и живописи индусов?

Изображения богини Парвати

Статуя ПарватиШива и Парвати предстают перед мудрецами в одном теле, существом одновременно мужского и женского рода, словно сиамские близнецы они взаимно дополняют друг друга. В скульптуре она изображена обычной женщиной, имеющей пару рук, глаз и ног, прекрасную, тёмную кожу, которая может сменяться светлой. В руках у неё лотос.

Без Шивы богиня изображается четырёхрукой, достигнувшей просвещения, совершенной истины, что символизирует силу Шивы. Женская созидательная энергия направлена прямо, чтобы поддерживать мужа. Практически в санскритских письменах Парвати – пример благочестивой жены, достойной своего мужа. Красочно, живо и действенно представлено желаемое поведение индуистских женщин.

Богиня всегда оттеняет свою личность, она специально проигрывает соревнования в танце, следует за супругом. Её молчаливая преданность, желание угодить, стоят прежде природной красоты. Она не полагается на дорогие наряды и украшения, положение в обществе, мудрость бежит впереди неё. Созидательная энергия выражена в сыновьях, наделённых огромным могуществом. Даёт покровительство, мудрость, преданность семьям, супружеству, содействует материнству.

О чём принято просить в храмах Парвати?

Статуэтки Парвати

В Индии все женщины, вступившие в брак, поклоняются богине Парвати. Здесь принято просить мудрости, терпения. Здесь просят вернуть ушедших мужей. Поклонницами совершается Великий пост Харталика Тидж, которые надеются обрести хороших мужей. В поклонении важно совершать дела на благо других, поститься, не сплетничать, не роптать.

Индийцы верят, что только аскетизмом и преданностью можно заслужить счастливый брак.

Ежедневное омовение в реке – неотъемлемый атрибут в жизни индусов. Считается, что погружение тела в воду в определённые часы суток даёт очищение духовное, которое помогает приблизиться к божественным знаниям и обрести истинное сознание мира, соединиться с разумом вселенной. Поклонницы приносят в храм лепестки цветов, травы, специи.

В пост женщины не пьют даже воду, подобно Парвати, которая ничего не ела и не пила долгие годы, пищей и водой для неё был Шива. В завершение поста женщины принимают травяные ванны, символически соединяясь с богиней в роще, где она повстречалась с мужем. Пост длится два дня и начинается праздник.

Торжественный Тидж в честь Парвати и Шивы

Одним из главных праздников в честь Богини Парвати и Шивы, индийцами считается Тидж, который проходит в сентябре на Севере Индии и в западных её регионах. Во время праздника повсюду устанавливается множество качелей, которые украшаются цветами. Улицы приобретают цветущий вид, преображаются в рощи. Женщины надевают праздничные зелёные одежды.

Праздник в честь Парвати в Индии


Наступление сезона дождей
радует сердца поклонников, он сулит благоденствия, и они радостно исполняют песни. Танцы сопровождают праздничные шествия. Статуя богини водружается на телегу и провозится по городу. Женщины неотразимы в дни торжеств, во время, когда становится видимым их истинное естество. Яркие драгоценные камни, узоры на теле, искусно нанесённые хной, делают загадочными, обворожительными существ женского пола.

Во время Тиджа многие обретают свою половину.

Наряженные девушки поют красивые песни, раскачиваются на качелях, подвешенных на деревьях. Они переговаривают друг с другом, звонко смеются, играют в игры. Зрелище завораживает мужчин, они останавливаются и внимательно следят за происходящим, словно очутившись на большом театральном представлении.

Готовящиеся к свадьбе, проводят эти три дня вместе на улицах города, они играют и перепеваются сочинёнными на ходу куплетами, их любовь приобретает поэтические краски. Они на всю жизнь сохранят время торжеств в своей памяти.

Водружённая на палантины позолоченная статуя Парвати проносится восемью достойными мужчинами по улицам и возвращается в храм, где совершаются обряды. Процессия оставляет за собой ленту рассыпанных приношений, которые любят подбирать идущие следом дети. Количество присутствующих велико, улица заполняется и чтобы увидеть хотя бы издалека силуэт богини, многие взбираются на высокие деревья и крыши домов.

Индусы омываются, раскладывают лепестки цветов, поливают изваяние богини специально приготовленными жидкостями. В жилищах богов принято оставлять монеты, завязывать ленты, подвешивать мешочки на деревья с различным содержимым. Ритуалы напрямую зависят от просьбы приходящего.

Считается, что участвующая в торжественной церемонии девушка обязательно выйдет замуж за хорошего человека. Замужние дамы получат ответ на свои мольбы о здоровье супругов. Участвуют в празднование и мужчины, они надевают красные одежды, играют на музыкальных инструментах и танцуют, их желанием перед лицом Парвати становится взаимопонимание и любовь в семье.

Празднование Тидж в Индии

Индуистский Тидж устраивается в честь воссоединения Парвати и её возлюбленного мужа Шивы. Богиня гасит огненный гнев своего мужа, сохраняет его покой, не давая никому его нарушить. Бог подчёркивает, что его сыновей не может никто воспитать, кроме мудрой, любимой, преданной, терпеливой и самоотверженной жены.

В Индии ждут появления мальчиков, они продолжение силы мужей, гордость, опора в старости. Девушка уходит из дома сразу после свадьбы, признавая родителей мужа своими господами, почитая их до конца дней. Она может стыдиться своих прежних родителей за их поведение, что негативно сказывается на её эмоциональном состоянии и всех аспектов жизни. Женщина слишком занята стыдом, чтобы раскрывать свою любовь к мужу.

Богиня Парвати – покровительница мужчин и женщин, образ идеальной женщины, матери почитаемой индусами. Она сила Шивы, направляемая для творения нового, управления мирами. Мудрость её и личный жизненный пример, записанный в индийских текстах, позволяет сохранять высокие моральные принципы несколько тысячелетий подряд. Она познала природу любви, она в самом центре сознания Шивы, который сливается с её телом воедино, оставаясь самодостаточной личностью.

По сей день существующий обряд Сати самосжигания, говорит о серьёзном отношении к браку и обязанностей женщины, как супруги.

Одна из самых почитаемых богинь в индуизме – Парвати, супруга Шивы

Парвати на санскрите звучит как pārvatī – «горная». Это одно из многочисленных имен жены Шивы. Она – благая форма Дэви, шакти Шивы (женская творческая энергия).

Индуизм сочетает в себе тысячу божеств, Парвати — одна из них. Ее добродетельность пользуется большим почитанием среди верующих. Причем такое имя у богини не единственное, она обладает тысячью разных имен и прозвищ. Они довольно противоречивые. Богиню называют Прекрасной, Светлокожей, Золотолицей, Дарующей блаженство, Исполняющей желания и в то же время Темной, Жестокосердной, Разрушительницей Мечт и Любви.

Имена

Парвати фото 2

Богиню величают «Горной» не случайно. Ее отец Химават — владыка горных вершин и Гималаев.

Еще Парвати называют Шайладжей (дочерью гор), Гирираджапутри (дочерью горного царя), Амбикой (Матерью), Гаури (Светлой), Шьямой (Тёмной), Бхайрави (Зловещей), Кали (Чёрной), Умой, Лалитой, Апарной, материнским эпитетом Матаджи, Дургой (Недоступной, Непобедимой), Бхавани (Оживляющей), богиней бытия и разными другими именами. Дурга-сапташати приписывает богине еще 108 имен.

В священном индуистском тексте Лалита-сахасранама содержится важный список, включающий в себя более тысячи названий богини.

Умой ее величали в раннем литературном эпосе. «Рамаяна» упоминает Сати в качестве синонима Парвати. «Харивамш» содержит информацию о ней как об Апарне. Позже ее также называли Умой. И у этого имени есть история. Так говорила мать девушки, когда пыталась отговорить: «у-ма» = «не делай этого».

Свою жизнь Парвати связала с Шивой в роли его супруги. В санскрите упоминается два ее имени: Shivaradnyee и Shivaragyee.

Кажется странным, что Парвати известна как Светлая, Благая богиня, но также она Черная, Темная. Это противоречие объясняет индуистский миф: Шива считал недостатком темную кожу Парвати, тогда она ушла от него, совершила ряд аскез и получила дар свыше — светлый оттенок кожи.

История и мифология о Богине

С того времени, когда Парвати признали значимой богиней, ее предназначением была реинкарнация Сати. Это первая супруга Шивы, совершившая самоуничтожение по причине недовольства Дакши (отца Сати) ее мужем. В мифологии Парвати воспринимается продолжением Сати.

Судьба первой супруги Шивы очень трагична. Отец не любил ее мужа и ругал при дочери. Однажды Сати устала выслушивать унижения в сторону любимого и совершила самосожжение в жертвенном огне. Шива пытался спасти Сати, достав ее из огня. Но она уже была мертва, тогда он исполнил с ее телом ритуальный танец и убил отца, виноватого в гибели своей дочки.

Затем Шива ушел в горы и уединился на Кайласе. Там он длительное время совершал медитативные практики и предавался размышлениям. По легенде, в Парвати возродился образ Сати. Она вернулась к любимому супругу в другом облике. Имя Парвати переводится как «дочь гор». Ее отцом был хозяин Гималаев. Цель жизни Парвати — покорить сердце Шивы. Не сразу он ответил взаимностью и не замечал ее знаков внимания. Но девушке удалось растопить сердце Шивы, когда она поселилась недалеко от него и также предавалась аскезам и медитациям. Ее рвение было замечено великим Брахмой.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Шива не смог устоять перед обаянием и целеустремленностью Парвати, но решил сначала проверить ее чувства. К красавице он пришел в образе брахмана. Стал ругать Шиву, ожидая реакции. Девушка не послушала эти речи и постаралась закрыть уши руками, чтобы ничего не слышать про своего любимого. Сердце Шивы дрогнуло и он влюбился.

У них родились дети: Ганеша (божество, отвечающее за мудрость и богатство) и Сканди (воинственное божество).

Шива и Парвати

Парвати фото 1

Классическая мифология индуизма предполагает основной целью появления на свет Парвати — супружество с Шивой. Она должна была проявлять высокую жизненную активность рядом с мужем-аскетом. Парвати стала дополнительным полюсом к сдержанному, отрицающему миру Шивы в культуре индуизма. Супружеской и материнской ролью она расширила круг деятельности мужа до функций домовладельца. Запасы энергии стали высвобождаться в позитивном ключе.

Супружество Парвати и Шивы является олицетворением сопротивления аскетизма и домовладельческой жизни. Изначально у Шивы не было интереса к семейной жизни и потомству. Но его супруга родилась в полной семье и желала свой дом и детей.

Возникает ассоциация с Шивой, как о пожирающем огне, который сушит все соки жизненной энергии. А Парвати — это сущность, дарующая эти жизненные соки всему живому (Сома). С ее помощью раскрываются интересы других людей, знания и мудрость, накопленные Шивой. Она не единственная, кто оказал влияние на супруга, но ее роль наиболее заметна.

Данный союз считается идеальным браком, когда само небо свело их вместе для осуществления общего предназначения. Парвати является примером образцовой жены и матери. Всю свою жизнь она посвятила мужу и растворилась в этой любви. Она стала воплощением его первой жены Сати, отдавшей душу за супруга. Именно она стала символом поклонения индийских женщин, которые посещают храм Шакти (женская богиня). Их молитвы к Парвати возносятся с целью обретения супружеского счастья.

Изображение

Образ Парвати связан с прекрасной женщиной обычного телосложения, с двумя руками и ногами. Вся сила богини – в совершаемых ею чудесах. Необычные способности проявляются, когда Парвати приходит в образе Дурги, Кали и других воплощениях.

Мантра

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Одна из самых почитаемых богинь в индуизме – Парвати, супруга Шивы

Путь бесконечности Путь бесконечности Путь бесконечности

Богиня Парвати

Parvati-godness

Парвати (дочь гор), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Гашеши, которого создала из своего пота.

Парвати — это сила и супруга Шивы, бога дезинтеграции и разрушения. Подавляющее большинство богинь индуизма являются аспектами или видоизменениями Парвати. Имена, под которыми она известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы иx все перечислять. Если некоторые из них, такие, как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни указывают на её происхождение от Гималаев или от Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие, как Шиваа (супруга Шивы), Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Шивы. Такие из её имён, как Арпана или Ума, имеют специфическое значение и связаны с некоторыми историями из пуран.

Согласно пураническим описаниям, в своем первом воплощении она была Дакшаяни, дочерью Дакши и Прасути, и вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша однажды оскорбил его и затаил на него злобу. Когда он решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался сам Шива. Однако вопреки совету своего супруга, Дакшаяни всё-таки пошла на это жертвоприношение без приглашения и после того, как по отношению к ней было выражено пренебрежение, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. Вследствие этого она стала известна как Caтu, целомудренная. Затем она воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его взять её себе в жёны.

Во время сурового тапаса, предпринятого ею, она отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить её самоистязания, пыталась уговорить её словами: «У-ма» (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), она должна быть Гаури (белой). Как матерь вселенной она является Амбой или Амбикой, где оба слова означают «мать».

Так же, как и её супруг Шива, она имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума она представляет мирный аспект божества. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, правая из которых держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущенной вниз. Изображение богато украшено. Если она изображается без Шивы, она обычно представляется четырехрукой — в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.

Гималаи (и их владыка Хималай) символизируют акашу или эфир, то есть первый фундаментальный элемент Мена персонифицирует интеллект. Отсюда их потомство, дочь Парвати, символизирует сознательную субстанцию мира. Именно поэтому она называется Ума (свет, сияющая). На индивидуальном уровне Ума-Хаймавати означает Брахмавидъю или духовную мудрость, посредством которой достигается единение с Шивой, или Богом.

Будучи супругой Шивы, который есть также Рудра, свирепый, она имеет и устрашающие аспекты.

Парвати

Считалось, что в ее образе возродилась первая жена Шивы, Сати. Парвати была дочерью царя гор Химавата и небесной девы Менаки Парвати («дочь гор»), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и небесной девы Менаки, oна мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота. Согласно одному из мифов, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток супруга и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Впоследствии он стал богом воины Скандой. Согласно другому преданию, Парвати, впервые увидев Сканду, почувствовала такой прилив материнской любви и нежности, что из ее грудей полилось молоко. Известен миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури. богиню с золотой кожей. Однажды Парвати, желая подшутить над супругом, подкралась сзади к Шиве и закрыла его глаза руками. Тьма охватила мир и тогда Шива создал себе третий глаз во лбу.

Lord Shiva and Parvati

Согласно предсказанию, Парвати должна родить от Шивы бога — победителя злого демона Тараки. Однако предававшийся суровому подвижничеству Шива не обращал внимания на преданное служение ему Парвати и на ее страдания из-за неразделенной любви. Боги, опасаясь что Тарака так и не будет побежден, направили к Шиве бога любви Каму. Он должен был пробудить у грозного бога чувство любви к Парвати. Но Шива, увидев приближение Камы, испепелил его своим взглядом. Не достигнув взаимности, Парвати сама стала предаваться подвижничеству. Однажды к ней подошел брахман и стал хулить Шиву. Разгневанная Парвати набросилась на брахмана, горячо защищая любимого бога. Однако брахманом был сам Шива, решивший испытать ее преданность- Шива женился на Парвати и от этого брака родились победитель Тараки Сканда. Ганеша.

Мифы о Парвати и Шиве
Просветленный вор

Однажды Парамешвара (Шива) и Парвати решили в день Шиваратри спуститься с небес в Варанаси.

По узким дорогам к Священному Городу двигались миллионы паломников. Все окрестности храма Висвешвара были заполнены преданными, мужчинами и женщинами, поющими хвалу Шиве.

ПАРВАТИ повернулась к своему господину и сказала:
— «Взгляни на эти миллионы человеческих существ. Они явно заслуживают того, чтобы попасть в рай, ведь все они полны преданности».
ШИВА улыбнулся ее наивности и возразил:
— «Если бы это было так, Варанаси давно стал бы раем. Но эти люди настолько переполнены эгоистическими желаниями, что никто из них не может даже надеяться попасть в рай. Лишь чистота, любовь, приверженность истине способны открыть врата блаженства. Хочешь, я докажу тебе, что очень немногие из них достойны войти в рай? Давай отправимся в этот город под видом пары старых дряхлых нищих».

И вот на одной из дорог, которая вела в священный храм и была заполнена сотнями людей со священной водой Ганга в руках, предназначенной для специальной церемонии, чтобы полить ею лингам, — так вот на обочине дороги на руках престарелой жены лежал старый мужчина, страдавший от мучительной жажды. И женщина жалобно взывала к паломникам, прося воды для умирающего супруга:
— «Воды, воды, дайте этому несчастному глоток воды и спасите его ради меня», — плакала она.

Но никто из паломников не подошел, чтобы облегчить его страдания. Многие поносили ее за назойливость, некоторые требовали убраться с дороги, другие говорили, что смогут дать ей воды только по окончании церемонии в храме, а большинство утверждало, что эти нищие, вероятно, преступники, и полиция должна очистить дорогу от их присутствия. Один или двое принялись смеяться и заявили, что леди устроила хорошенькое представление, чтобы привлечь к себе внимание. Но ничье сердце не растопило горе беспомощной пары.

Наконец, к нищим подошел мужчина, проникшийся к ним сочувствием. Он был вором-карманником, который шел в храм, надеясь чем-нибудь поживиться. Он опустился на колени возле старого нищего и вынул бутылку из тыквы, наполненную водой. Однако ПАРВАТИ захотела его испытать.
— «Спасибо тебе, дорогой брат», сказала она. Мой муж на пороге смерти. Но пока в его запекшийся рот льется вода, которую ты дал, расскажи ему о каком-нибудь добром поступке, который ты в жизни совершил, и пусть это будет для него наградой в последние минуты жизни».

Но вор с ожесточением произнес:
— «О, нет, я не совершил ни одного доброго поступка. Мое сердце впервые растопилось при виде чужого несчастья. Бог тому свидетель». И тогда Господь явился ему в Своем истинном обличье, и Парвати предстала как богиня. И они благословили его как единственного, кто имеет право попасть в рай среди этого пестрого скопления миллионов пустых сердец.

Спор Шивы и Парвати о том кто из них лучше танцует

Кто, спорили боги, лучше всех в мире танцует, Господь Шива непосредственно или его супруга, Парвати Дэви?
Божественную пару, Шиву и Парвати, уговорили состязаться. Господь Шива, воплощение мужской энергии, известной как элемент тандава в индусских классических танцах, околдовывал, но Парвати Дэви, средоточие блаженства, скромной утонченной женственностью приводила в восторг, так, что Господь Шива чувствовал близость поражения в состязании.
Он сделал то, что сделает любой ради выигрыша — «нечто дополнительное»; — экстраординарно, энергично, высокопрофессионально и по-мужски и, однако, столь же изящно как танцующая женщина. Он решил продолжать танец на одной ноге, приподняв и согнув другую, показывая сжатое бедро с привлекающей энергией. Смирение и скромность принуждают порядочную женщину в традиционном обществе не принимать подобную позу никогда; даже чтобы получить превосходство она не должна задирать ноги так высоко. Богиня Парвати не дала ответа на это усложнение танца Господа Шивы и проиграла.

Ничего не желавший мудрец

Однажды, на берегах реки Сарайи жил мудрец. Мудрец был свободен от любых желаний. Случайно Шива, Повелитель Вселенной, высоко отозвался о нем в присутствии Парвати, Матери всего сущего. Парвати изъявила желание встретиться с великим мудрецом.

Божественная пара немедленно отправилась на поиски великого мудреца. Они нашли его на берегу реки. Мудрец сидел под деревом и зашивал разорванную одежду. Увидев божественную пару, он тепло их поприветствовал и предложил коврик, чтобы они могли присесть. Он дал им стакан сливок ласково поговорил с ними, хотя и недолго. После этого он продолжил шитье. Мать-богиня Парвати была удивлена его поведением. Обычно при ее появлении перед смертными все просили ее благосклонности. И на этот раз она появилась, заранее готова оказать милость.
Она шепнула Шиве, чтобы тот сказал мудрецу об их готовности выполнить любое желание. Шива передал это мудрецу. Мудрец улыбнулся и, поблагодарив за предложение, сказал, что ни в чем не нуждается. Это обеспокоило Парвати, и она попросила Шиву заставить мудреца принять от них подарок. Шива сказал мудрецу, что они покинут его только после вручения подарка.

«Очень хорошо, — ответил мудрец, — пожалуйста, сделайте так, чтобы, когда я вставляю иголку в ткань, нитка следовала за иголкой». Парвати очень удивилась и воскликнула, что для этого не нужно оказывать милость. Следование нитки за иголкой основано на существующем порядке вещей. Мудрец немедленно ответил, что каждый его поступок также выверен временем и он не видит оснований для какого бы то ни было вмешательства. Парвати поняла, что она имеет дело с человеком, вся жизнь которого основана на существующем порядке вещей.

Божественная пара попрощалась с мудрецом и удалилась.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в космические энергии разных сил и божеств. Список настроек к ним находится на странице: «Космические частоты (инициации)» . Передача энергий происходит по технологии «Универсальной космоэнергетики» .

Парвати: какова её роль в индуистском пантеоне Божеств

Индуистский пантеон Божеств очень обширный – в нём тысячи богов. Среди них большой популярностью пользуется Парвати – добродетельная богиня, имеющая множество имён (её называют и Лока-Матой, и Брахма Видья-Шивахнаной и по-другому).

Богиня Парвати – кто она?

Примечательно, что все прозвища божественной Парвати очень различные: с одной стороны, она почитается в качестве Прекрасной, Светлокожей, Золотолицей, Дарующей благодать, Реализующей желания, Благодарной Матери, а с иной – является Тёмной, Жестокой, Портящей Мечты и Любовь.

Богиня Парвати

В связи с чем теологи и философы говорят о соединении в Парвати двух женских начал: созидательного и деструктивного. И если с первого взгляда она выступает любящей супругой, матерью, то со второго – представляет собой амазонку, проявляющую ненависть к мужскому началу.

Легенда о Парвати

Данное предание было написано в Пуране (индуистский священный текст) и носит название Махешвара Канда. В нём рассказывается про то, что Бог Шива был женат на Сати, а отец девушки выражал к нему свою неприязнь. Сати стыдилась подобного поведения своего отца, поэтому в один из дней зажгла огонь и оставила свою физическую оболочку.

Брахма, выступающий высшим богом Вселенной, приказал обезглавить родителя Сати, нарушившего закон совершенства и заставивший дочку реинкарнировать раньше положенного срока.

Господь Шива остался в одиночестве. Он ушёл в горы, где занялся медитациями. Неподалёку от того места проживали царь и царица, у которых вскоре появилась на свет дочка. Девочке дали имя Парвати. В неё вселилась душа Сати, которая в своей нынешней жизни выбрала такого отца, которым смогла бы гордиться.

Малышка Парвати взрослела и всё больше расцветала её природная красота. Уже пришла пора ей выходить замуж, но родителям не удавалось отыскать достойного мужчину. Как-то раз к ним в гости зашёл мудрец Нараяна, он-то и предсказал, что Парвати должна стать супругой могущественного Шивы. Бог так страдал после смерти своей жены Сати, что не обращал никакого внимания на прочих женщин.

Отец Парвати – Химават послал дочку служить Шиве, что она и сделала с большой радостью. Она с подружками отправилась в горы и была принята Шивой как служанка. Девушка занималась сбором цветов, подготавливала место для медитации, давала пищу животным, а также убирала, стирала, готовила еду, делая всё очень прилежно.

Для священных обрядов Парвати искала и собирала самую красивую траву, а если богу становилось душно – создавала прохладу с помощью опахала. А когда девушка уставала, она обращала свой взор на луну на лбу Шивы, и её сердце наполнялось любовью к нему.

Как-то раз к Богу Брахме пришёл Индра с прочими божествами. Сыны Кришны рассказали о намерении Тарака (злобного демона Асура) устроить войну и покорить мир. Он одержал власть над миром, угнетал всё живое, и никакие уговоры и дары не оказывали влияния на тирана. Его злость и жестокость только увеличивались с каждым днём. Боги просили, чтобы Брахма выбрал вождя и отправил его сражаться с демоном.

Однако бог Кришна сказал о том, что Тарак не может быть уничтожен, так как его благословил Всевышний. А убить его способен только сын, который появится на свет от союза Шивы и Парвати.

Тогда Индра пошёл к Каме (божеству любви) и обратился с просьбой организовать данный священный союз. Кама выполнил просьбу, и когда Парвати пыталась надеть гирлянду на шею Шивы, тот вдруг вышел из состояния транса и обратил внимание, насколько девушка красива. Однако богу всё же удалось контролировать свои эмоции. А затем он посмотрел по сторонам и заметил прятавшегося Каму.

Гнев Шивы был ужасен – он уничтожил Каму с помощью одного взгляда, а затем, даже не посмотрев в сторону Парвати, ушёл. Химават забрал свою дочку домой из брошенной богом обители. Однако Парвати приняла решение возвратиться и до конца своих дней в одиночестве молиться Шиве.

Девушка оделась в простую одежду, отказалась от украшений. Но вскоре бог предстал перед ней, как отшельник, начал задавать разные вопросы. Он смог пробудить в своём сердце любовь к Парвати и сделал её своей супругой. Кама был воскрешён, а великий Шива дал своё семя божествам. Из него возник шестиликий Картикея, победивший Тараки. Бог Индра смог возвратиться в свой мир, а во Вселенной воцарилось спокойствие.

Мифы про союз Шивы с Парвати

Старинные предания рассказывают, что однажды Шива выразил недовольство чересчур тёмным оттенком лица своей супруги. Парвати сильно обиделась, покинула супружеское ложе и ушла жить в лес, где предавалась аскезам. Господь Брахма увидал, как она страдает, а Парвати обратилась к нему с просьбой сделать её лицо светлым. Бог сделал так, как его попросили, отсюда и исходит название богини – Золотолицей.

Божественная Парвати и Шива

Божественная Парвати очень сильно любила Шиву, она с радостью приняла шесть его деток. Заключила их в крепкие объятия, да так сильно, что они соединились и стали одним человеком, имеющим шесть голов. А когда Богиня взглянула на него, то ощутила сильнейшую материнскую любовь, и её грудь наполнилась молоком.

Кроме того, Парвати помогла Шиве развить третий глаз, видящий человека изнутри, ведающий о его мыслях и тайных желаниях. Легенда рассказывает, что однажды супруга подошла к богу сзади и захотела поиграть с ним – прикрыла его очи с помощью рук. В это же мгновенье в мире наступил полный мрак, пропал весь свет, а люди жутко перепугались. Но у Шивы на лбу неожиданно открылся третий глаз, возвративший свет в мир.

Согласно ещё одному мифу, Шива пришёл в ярость на Парвати и бросил её вниз с гор. Она же родилась как дочка рыбака и была так же прекрасна, как и предыдущие воплощения. Со временем Бог соскучился и отправился на поиски своей вечной жены. А когда нашёл её в новом лике, вновь испытал вселенскую любовь и возвратил к себе.

Как изображают Богиню

Шива с Парвати традиционно изображаются как одно тело – одновременно проявляющее и мужскую, и женскую энергию. Подобно сиамским близнецам, они гармонично дополняют друг дружку.

Что касается статуэток Парвати, то в них она выступает как обычная женщина с двумя руками, глазами, ногами, красивой тёмной кожей (иногда бывает светлая). Удерживает цветок лотоса. Также часто Парвати без её божественного мужа изображают с четырьмя руками.

Божество постоянно приуменьшает собственное значение, намеренно уступая своему супругу. Она молчаливо преданна ему, жаждет угодить Шиве. Не любит дорогих нарядов, украшений, не стремится к высокому общественному положению, но при этом проявляет большую мудрость.

Чем Парвати помогает людям?

У индусов всем замужним женщинам положено молиться Божественной Парвати. Её просят о мудрости и терпении. А также обращаются за помощью, чтобы вернулся ушедший супруг.

Всем, кто поклоняется божеству, следует придерживаться великого поста (Харталика Тидж), тогда они могут надеяться на хорошего супруга. Во время поклонения необходимо делать что-то хорошее для окружающих, не обсуждать других, а также не жаловаться на свою жизнь. Индусы убеждены в том, что аскетизм и преданность помогают заводить счастливые отношения.

При этом каждое утро положено омываться в речной воде. Верят, что, если опустить тело в воду в конкретное время, можно достичь духовного очищения, получить верную информацию об окружающем мире, постичь многие вселенские тайны.

Из подношений Парвати используют цветочные лепестки, а также пряности и травы.

Постясь, верующим представительницам женского пола положено не пить даже воды. Они подражают богине, которая на протяжение долгих лет не притрагивалась ни к пище, ни к воде, ведь всё это было заменено для неё Шивой. А под конец поста следует принять травяную ванну, что символически соединяет их с божеством в роще, где она встречает своего супруга.

Длительность поста – 2 суток, затем следует праздник Парвати.

Торжественный день Богини

У индусов есть особенный праздник в честь Парвати и Шивы, который называется Тидж. Дата его проведения выпадает на сентябрь в северных и западных частях страны. На празднике на улицах устанавливают огромное количество качелей, украшенных с помощью цветов. Город преображается, становится подобным природе. А девушки и женщины облачаются в одеяния зелёного цвета.

Также во время Тиджа проводятся различные шествия, танцы. Статую Парвати ставят на телегу и провозят по улицам города. Женский пол в эти торжественные дни выглядит особенно прекрасно: надевают украшения с драгоценными камнями, разрисовывают своё тело узорами, хной.

Верят, что на празднике реально встретить свою вторую половинку.

Нарядившиеся девушки распевают религиозные песни, а также качаются на качелях. Их звонкий смех завораживает мужчин, заставляет их остановиться и обратить внимание на то, откуда он исходит. Неудивительно, что на празднике заводится много знакомств. Те же пары, которые уже готовятся к свадьбе, должны на протяжение 3 дней праздника быть вместе, играть, петь песни и обожествлять свои чувства. Торжественный Тидж останется в их памяти на долгие годы.

Восемь мужчин водружают статую Парвати с натуральной позолотой на палантины и проносят её по городу, а затем возвращают в храм, в котором выполняют священные обряды. После процессии на дороге остаются рассыпанные приношения – их можно подбирать детям, идущим следом. Людей на празднике так много, что увидать лик богини не всегда представляется возможным. Поэтому приходится залазить на деревья или любоваться церемонией с крыш домов.

праздник Тидж в Индии

Также на празднике Тидж положено омываться, раскладывать цветочные лепестки и наливать на статую Парвати особенные жидкости. В жилища божеств кладутся монетки, подвязываются ленточки и вешаются мешочки на деревья, имеющие различное содержание. Обряд зависит от того, о чём хотят попросить.

Верят, что, если девушка принимает участие в празднике, судьба обязательно подарит ей хорошего супруга. А замужним женщинам хочется молитвами обеспечить здоровье своим мужьям. Но не только женский пол может принимать участие в Тидже: мужчины тоже празднуют, одеваясь в одежду красного цвета, играя на музыкальных инструментах, танцуя. Стремятся при этом улучшить взаимоотношения в своих отношениях.

Вообще же смысл Тиджа заключается в воссоединении Парвати с её возлюбленным супругом Шивой. Богине удаётся погасить горячий гнев своего благоверного, она находится на страже его спокойствия и никому не позволяет его нарушить. А Шива отдаёт должное своей мудрой супруге, которая лучше всех воспитывает его детей.

Индусы больше мечтают о рождении мальчика, чем девочки, ведь считается, что тогда продолжится сила мужей. Девушке же положено покидать отчий дом и уходить к родителям супруга. Их она теперь и должна почитать до самой своей смерти.

Богиня Парвати покровительствует и мужскому, и женскому полу. Это Великая Мать, которую очень почитают индусы. Она является силой Шивы, направленной на создание нового и управление мирами. За счёт своей огромной мудрости и личного жизненного примера она способствует сохранению высоких моральных принципов, которые записываются на протяжение тысячелетий. Ей удалось самой познать Любовь в наивысших пониманиях данного слова. Она пребывает в самом центре сознания Шивы, слившегося с ней и телом, и душою, но при этом сохраняет свою самодостаточность.

До наших дней в Индии сохранился ритуал Сати самосжигания, который указывает на серьёзное отношение к браку и обязательствах женщины как жены.

Напоследок предлагаю просмотреть тематическое видео:

i robot 2

гидонлайн властелин колец

ментовские войны 2 й сезон

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector