Описание и значение бога огня в Индии – Агни

Описание и значение бога огня в Индии – Агни

Путь бесконечности Путь бесконечности Путь бесконечности

Бог Агни

Agni-god

Агни (санскр. «огонь»,) — индийский бог огня, покровитель домашнего очага, жертвенного костра.

Один из трех главных богов в Ригведе, персонификация огня и центр поклонения древних. Агни играет роль посредника между богами и людьми; кроме того, он передают жертвы богам. Он родился из лотоса, который был создан Брахмой.

Агни изображают как красного бога с двумя лицами и семью языками, предназначенными для слизывания, предложенного ему жертвенного масла. У него три ноги, семь рук, верхом на баране. Агни это скрытый бог — это божественный огонь в растениях, земле, животных, природе и людях. О его скрытности ходит множество мифов. Например, в «Махабхарате» Агни спрятался в элементальных водах, но его убежище открыла лягушка, которая потом прыгнула ему на голову и сгорела. Агни так рассердился на злополучную лягушку, что проклял всех ее потомков, говоря, что они не будут ощущать вкуса. Позже он спрятался на дереве, и его нашел слон, так Агни прятался много раз, его находили разные животные, и он их проклинал, пока не добрался до дерева сами, которой и теперь используется как священное дерево Агни.

Агни появляется в трех формах, как небесное солнце, молния в небе и огонь на земле. Он — мерцающий свет в каждом человеке, искра вдохновения. Его присутствие убирает влияние злых духов страха и темноты, освещает все и приносит тепло, процветание и счастье. Он влияет на земное и небесное, поскольку он символизирует яркую и горящую энергию. Как священный огонь, Агни очищает и предоставляет бессмертие всем тем, кто бесстрашно его обнимает. Это качество Агни связывает его с Сомой, Ведическим богом символизирующим амриту (нектар бессмертия). Говорится, что он поглотил своих родителей при рождении, поскольку они не могли предусмотреть этого. Эти символическое огненное рождение, подобно тому, как две палки трущиеся друг о друга, сгорают затем в этом огне.

Сын Шивы, Картиккейа смог родится только потому, что Агни пронес свое семя через воды.

Тело Агни красноватого оттенка. Гирлянда из фруктов украшает его шею, а его мантра — слог РАМ. Его три ноги обозначают три огненных церемонии (рождения, свадебной, и погребальной), три мира (божественный, земной и адский). Он имеет темные глаза и черную шею. Он имеет огненно-рыжие волосы и горячий язык. Одетый в черное, он держит в руках четки, жертвенную ложку и пылающее копье в своих руках. Семь ветров — колеса его колесницы, которая ведома красными лошадьми. Вайю, бог ветров, является его другом, поскольку раздувает пламя.

Агни принимает качества других божеств. Подобно Солнцу, он обеспечивает свет и тепло. Он принимает роль Рудры или Шивы — разрушителя, когда он беспощадно сжигает все до углей. Как Крайавада, вооруженный двумя стальными клыками, он господствует в огне кремации. Агни — также связь, посредник между человеком и богом, поскольку он получает все божественные подношения и дары.

Агни — старший сын Брахмы. Его супруга — Сваха, и он имеет трех сыновей, Павак, Паваман и Шучи. Свадха — его другая жена. И обе его жены получают свою долю в огненном жертвоприношении в подношении Предкам. Агни в Веде неизменно предстаёт в двойственном аспекте силы и света. Он есть божественная сила, созидающая миры, сила, всегда действующая с совершенным знанием, ибо он джатаведас, знающий все рождения — ему известны все проявления или явления, доступны все формы и действия божественной мудрости. Более того, в текстах настойчиво повторяется, что боги отвели Агни место бессмертного в смертных, божественной силы в человеке, энергии исполнения, через которую они могут вершить в нем свой труд. Именно этот труд и символизируется жертвоприношением.

Агни так же — язык Верховной личности в образе вселенского пуруши, который пробует и поглощает все возможные элементы материи. Это метод познание посредством отождествления и поглощения. Супругой же Агни упоминается Сва — принцип отождествлени. Важным элементом ведического ритуала является мантра с которой подносится приношение огню — Сваха! Что означает одновременно и просьбу принять, и самоотдачу себя (Сва), своей сущности.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в космические энергии разных сил и божеств. Список настроек к ним находится на странице: «Космические частоты (инициации)» . Передача энергий происходит по технологии «Универсальной космоэнергетики» .

Описание и значение бога огня в Индии – Агни

Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь», рус. Огонь) в индуистской мифологии является богом огня, очага в доме и костра для жертвоприношений. Его почитают как главного земного божества, который заботится о взаимодействии людей с другими богами.

Символизм

В этом божестве олицетворяется огненная стихия. В материальный мир он вносит тепло и свет, разгоняет тьму и становится жертвенным огнем (обычно их разводят для соблюдения обрядовых традиций и ягьи, где Агни становится посредником между божествами и человеком). Но тот огонь, который виден нами в обычной жизни, является лишь грубым проявлением божественных сил. На самом деле, Агни олицетворяет собой чистоту и благочестие, символизирует жизнь и преобразует силу, трансформирует грубость в нечто более утонченное.

Бог огня также может быть духовным жаром Тапасом (саскр. तपस्), который служит для разжигания внутреннего огня и уничтожения негативной энергии. Во время ежедневной практики происходит воссияние силы духа и человек начинает видеть новые грани повседневной жизни, это приводит к духовному росту по символической лестнице саморазвития. В космическом жаре (Тапасе) является тем же самым, что и космогонический принцип («Ригведа», X.190.1).

Фото 1

Внешнее проявление Агни выглядит как пламя свечи или языки костра — это видимая форма божества, дающая тепло и свет. Просветление внутри сознания является невидимой, но осязаемой формой Агни, суть которого лежит за пределами материальной действительности.

Благостный аспект божества проявляется в форме заступничества от бед и несчастий. Он способен дать человеку различные блага. Негативный аспект Агни можно увидеть в его сжигающей, уничтожающей энергии, как у Рудры (ведическое божество, персонифицирует гнев, ярость). Но в божестве все-таки больше преобразующей силы, энергии, которая может «воскресить».

Всего известно пять форм стихий:

  • «джала» (ап) – вода;
  • «притхиви» — земля;
  • «вайю» — воздух;
  • «теджас» — огонь;
  • «акаша» — эфир (пространство).

Изображение

У божества на всех рисунках четыре руки, красное одеяние и лик, золотисто-коричневые волосы, огненный блеск в глазах и большой живот — символ принятия всех подношений, которые проходят через его огонь. Над головой божества светится пламенный ореол.

Фото 2

Передвигается Агни на красной козе или барашке (олицетворение силы и упорства). Иногда божество рисуют верхом на колеснице, в которую впряжены семь алых коней.

На некоторых изображениях Агни имеет кожу черного оттенка, две головы, три ноги и четыре руки с четками (символ обрядовых и молитвенных священнодействий). Также его руки сжимают топор (власть над темными силами, разрубание привязанности и наваждения Майи); горящий факел (огонь); веер (необходим для разжигания костра); ковш для зачерпывания подношения; копье (преодоление трудностей во время саморазвития); лотос (просветление на духовном уровне и очищение сознания).

Из обеих голов божества извергается огонь с двумя типами пламени: один нужен для поддержания домашнего очага, второй — для жертвенного костра. На некоторых картинках из ртов божества извергается семь языков — это аллегория «слизывания» жертвенного топленого масла, получаемого во время жертвоприношений.

В ведизме

Первая часть «Ригведы» посвящена Агни, в остальных гимнах также идет обращение к этому богу, кроме VIII (к Индре) и IX (к Соме). Это означает, что веды почитали его в качестве главного божества и начинали практически все молитвы с его прославления.

Второе имя Агни – «Агнирас», так он зовется в некоторых частях «Ригведы». Еще его упоминают как владеющего сокровищами Савитара, имеющим добро Бхагой, символом поклонения Рибхой, Адити, Бхаратой, Рудрой и три раза рожденным богом (в недрах земли, воде, на небе). Многие его знают как семилучного божества, который способен развеять тьму. Он же пастырь закона, подразумевающегося в традиционных обрядах. Агни способен взмыть в высь алыми ветрами, благословляя домашний очаг и быть главой всего рода.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Фото 3

«Ригведа» содержит восемь упоминаний божества в гимнах-апри (его призывают, чтобы начать жертвоприношение). В этих гимнах он играет функцию приглашения других богов на обрядовые гуляния. К нему обращаются с помощью гимнов, чтобы получить от него милость. В числе его имен: Нарашанса (восхваляемый), Танунапат (сын самого себя) и Тваштара (созидатель). Он является прекрасно зажженным чистым Хотаром, который сопровождает блага и передает их другим божествам для наслаждения.

В этих гимнах проявляется энергия Агни на трех уровнях: в виде небесного огня, солнечного яркого света, молниеносного огня и домашнего очага.

Первоначальный огонь по ведам появился при трении двух деревянных палочек между собой. Третагни («три огня») является тройственной сутью пламени или огненной триадой, которая появляется при символическом «трении» палочки мудрости о палочку знания (Ашваттху). По легенде, сначала существовало единое священное пламя, добытое от трения между собой двух деревянных дощечек. Агни разделил этот огонь на три составляющие: для домашнего очага (Гархапатью), для жертвенного огня (Дакшину), для возлияющего огня (Агавании).

Существует мнение, что в древнем солнечном символе (кресте) заложен смысл начального процесса создания животворящего огня. Крест символизирует две палочки, которые сложены таким образом, чтобы через трение друг о друга развести огонь.

Семья

В Пуранах сказано, что Агни был старшим сыном Брахмы. Он родился из тела Вселенной (рта Пуруши). Супругой Агни стала Сваха, несовершеннолетняя богиня и дочь Дакши.

Фото 4

В некоторых источниках Агни является братом Индры. Оба любители напитка сомы. Другие писания указывают на то, что родители божества были компонентами для розжига священного костра. Агни был окружен заботой десяти слуг, воплощенных в виде десяти пальцев рук.

Еще есть информация, что Агни имел трех сыновей: Павака, Павамана и Шучи. В них воплотилась сила трех огней, ставших творцами земли и людей. Также упоминается о том, что Агни вместе со своими 3 сыновьями и их 45-тью сыновьями проявился в виде 49 мистических огней Пурана и теософии.

Так как это дети и внуки бога Агни, то являются его частичными проявлениями. Следовательно, существует 49 богов огня, либо первоначальных огней. Конечно, это аллегории, в пуранах иносказательно повествуется о 49 качествах, проявлениях огненной энергии в разных аспектах. «Семипламенный» Агни 7-кратно проявляется в различных формах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бог Агни – жизненная сила человека

Индуизм насчитывает больше десятка богов. Это и всем известные Вишну, Шива и Брахма, различные боги стихий и многие другие. Одним из самых важных можно считать Агни.

Кто это и какого его значение

Агни – Бог огня, родом из индии. Он является покровителем абсолютно всех огней от домашнего очага до жертвенного костра. Происхождение его имени имеет древние индоевропейские корни и означает «огонь».

Древние индийцы настолько почитали Агни, что посвятили ему около двухсот гимнов, и уступает он в этом только Индре. 8 из 10 мандал Ригвены начинаются с восхваления этого божества. Его считали жрецом домашних богов, защитником от демонов, голода и нищеты. Он принимал жертвы других богов. В произведениях Пураны и Махабхарата Агни более человечен. В них он представлен одним из 8 миродержцев. Царит он на юго-востоке.

Агни покровительствует трем видам огня:

· небесный (огонь солнца);

· воздушный (огонь молнии);

· земной (огонь от костра, очага и пр).

Считалось: их искры создают звезды в небесах. В древней Индии существовало поверье, что Агни так же управлял жизненной энергией, и являлся «мостом» между мирами богов и людей, потому что именно он принимал все жертвоприношения. Индусы верили: Агни является для человека другом. Он может соединить супругов, принести богатства, погрузить во тьму врагов. Считалось что он покровительствует певцам.

Агни является первым сыном Брахмы, а родился он прямиком из пупа Пуруши. У него есть 3 сына: Паваман, Шучи и Пивак. Вся троица олицетворяет 3 огня, сотворивших наш мир. Жена Агни – Сваху (является дочерью Дакши).

По поверьям в области Теджовати стоит храм, там и обитает Агни.

В статье « Бог Агни, или священный огонь » описана легенда становления Агни, как проводника.

р1.jpg

фото с http://fb.ru/article/386234/bog-agni-ili-svyaschennyiy-ogon-progonyayuschiy-tmu

Как выглядит Агни

Первого, а следовательно правильного, изображения Агни уже не найти, облик божества со временем менялся. Поэтому в разных местах он выглядит по-разному.

Это может быть старик или юноша. На всех изображениях у него кожа красного цвета, и одет он в ритуальные одежды. У него есть четыре рога. Агни имеет в разных храмах от одной до трех голов (чаще всего две), на каждой из которых развиваются огненные волосы, и до шести глаз. Языков у него три, хотя можно встретить картину, на которой у него их семь, как и рук. Число последних связано с поверьем древних индусов: они олицетворяют 5 известных для них в те времена 5 планет и два светила – Дуну и Солнце. В них он держит ритуальные предметы: шулу (копье), жертвенные чашу и ложки, веер и тд. Его часто изображают с большим животом, символизируя поглощение им жертвоприношений. Ног у Агни три. Это связано с тремя главными церемониями: рождение, свадьба и смерть (погребение) и тремя мирами, которыми он управляет: божественным, адским и земным.

Его сопровождающим питомцем является вахан (агнец, баран, овца). Это связано с тем, что их и приносили в жертву.

Место среди богов

На ранних этапах индуизма Агни был верховным богом и входил в главную тройку вместе с Индрой и Сурьей. Однако позднее их сменили другие: Вишну, Шива и Брахма. С этого момента Агни стал подчиненным других Богов.

р2.jpg

фото с http://fb.ru/article/386234/bog-agni-ili-svyaschennyiy-ogon-progonyayuschiy-tmu

Агни может предстать в двух формах:

· Мирная, светлая сила, которая создает миры и отгоняет тьму, она всезнающа и всеведуща.

· Вадава-агни – ужасающая, темная сила, которая заточена на дне океана. Существует поверье, что однажды она освободится и поглотит весь жизненный цикл, уничтожив этим весь мир.

Славянский знак

В славянской религии так же можно встретить слово Агни. Только здесь это не божество, в символ-оберег Светлых Богов. Он оберегает жилища и Храмы и Древнюю мудрость Богов.

Индийская религия насчитывает несколько десятков различных богов. Один из них Агни – Бог огня. Он олицетворяет пламя в домашнем очаге, жертвенный костер и любой другой огонь в мире. Агни – проводник между людьми и богами, так как большинство ритуалов происходит с огнем. Древние индусы считали его самой жизнью.

Бог Агни, или Священный огонь, прогоняющий тьму

Имя этого божества имеет индоевропейские корни. Оно родственно славянскому слову «огнь», литовскому ugnis, латинскому ignis. С древнейших времен пламя согревало человека, защищало от диких зверей и непроглядной темноты, давало пищу, сопровождало религиозные ритуалы. Эта статья будет посвящена описанию бога Агни. В Индии он был настолько популярен, что ему посвящено 200 гимнов ведийских Ригвед. Больше их только у Индры (громовержец, аналог греческого Зевса).

Значение божества

Первые сведения о почитании бога Анги в Индии относятся к концу второго тысячелетия до н. э. С тех давних времен и до сих пор ему приписывались одни и те же качества, в то время как функции других божеств менялись. Эта стабильность связана с тем, что огонь всегда сопровождал человека. Он горел в пещерах и домашних очагах, на нем сжигались жертвы в честь богов и тела умерших людей.

Агни имеет тройственную природу. Он — олицетворение огня небесного (Солнце), воздушного (молния) и земного, привычного всем нам. Видимо, для древних индийцев он был также символом жизненной энергии, так как тесно связывался с дыханием и поглощением пищи. Кроме того, он соединял людей и богов, потому что принимал жертвоприношения. Он поддерживал небеса колонной из дыма. И даже звезды — это его отблески, освещающие темноту.

Внешний вид

Существует много изображений бога Агни. На фото вы можете увидеть его разные обличья. Он предстает в образе мудрого старика и статного юноши с телом красного цвета. Часто имеет длинные огненные волосы и большой живот, в котором помещаются людские жертвоприношения. Одет Агни в ритуальные одежды. Количество различных частей тела у бога колеблется. Голов может быть от одной до трех.

огненный Агни

Тройка — сакральное число, символизирующее главные огненные церемонии в жизни человека (рождение, свадьба и погребение), а также три мира, над которыми правит Агни (божественный, адский и земной). Поэтому бога рисуют с тремя головами, ногами и языками. Впрочем, языков может быть и семь, как и рук. Это число соответствует дням недели, а также пяти планетам, известным древним индийцам, и двум светилам — Солнцу и Луне.

Передвигается Агни на баране (овне, агнце), который был распространенным жертвенным животным.

Место в пантеоне богов

Существует много легенд о рождении Агни. Говорят, он появился из трения двух палочек, вышел из воды или возник в утренних лучах. Его называют сыном Брахмы, из дыхания которого соткан весь мир. Он вылез из его пупа или рта Пуруши, вселенской души. Бог Агни изначально входил в древнюю триаду вместе с такими божествами, как Индра (громотворец) и Сурья (Солнце).

Семирукий Агни

Позднее их сменила другая тройка: Шива (разрушитель), Брахма (творец) и Вишну (хранитель мироздания, поддерживающий баланс). Агни утратил свои позиции и стал выступать как зависимый персонаж, посредник между людьми и другими богами. Его главной функцией стало принятие и очищение жертвенных приношений. Часто он становится сопровождающим лицом богов или их посланником.

Деяния

Бог Агни в Ведах представлен в двух основных аспектах. Он — сила света, порождающая миры, отгоняющая тьму, всезнающая и всеведующая. Нет на свете тайн, которые не были бы известны Агни. Однако он может принимать и устрашающие формы. Самой ужасной из них является Вадава-агни, грозное божество, заключенное на дне океана. Согласно легенде, когда-нибудь оно совершит побег и уничтожит мир, поглотив текущий цикл существования. После чего вселенная заново начнет акт творения.

Агни, посылающий молнии

С другой стороны, Агни — это символ божественной силы, заключенной в каждом человеке. Это та бессмертная часть, творческая искра, благодаря которой люди наполняются энергией, находят силы для умственного и физического труда, обретают любовь и богатство. Это огонь, который должен ярко гореть в душе каждого, вдохновляя на славные свершения. Именно поэтому в Индии Агни досталась роль посредника между богами и людьми.

Древняя легенда

Существует старинное сказание о том, как Агни стал богом жертвенного огня. Это случилось в незапамятные времена, когда он только появился на свет. Другие боги захотели учредить жертву, принося которую, люди могли бы обращаться к Высшему миру с просьбами и благодарностями. Однако Агни испугался того, что когда он вознесет подношение, и пламя догорит, его самого ожидает смерть. Он сбежал и надежно спрятался под водой.

ритуальный огонь

На планете воцарилась непроглядная темнота, в которой царствовали демоны, и некому было их прогнать. Все начали искать бога Агни. Его выдала рыба, которую пугал жар, распространившийся по воде. За это рассерженный бог проклял ее и лишил голоса, чтобы она не могла кричать, даже чувствуя боль. Сам он признался в своих страхах. Посовещавшись, боги наделили Агни бессмертием, пообещав, что новые обязанности не принесут ему ущерба. С тех пор он честно служит людям, унося с собой молитвы, даруя защиту и долголетие.

Славянская мифология

На Руси тоже существовал бог огня Агни (Агуна). Он был младшим сыном Сварога и, как его индийский собрат, служил проводником. Через него люди получали очищающую и оберегающую силу небесных богов. Его символ — равноконечный крест — славяне наносили на одежду и посуду, им защищали дома, храмы. Считалось, что знак сберегает от зла и размолвок, отгоняет дурные мысли, наделяет человека пылкостью и страстностью.

символ Агни

Его рекомендовалось носить всем тем, кто находится в критической ситуации, причем обязательно рисунком от себя. А вот детям младше 12 лет символ мог придать излишнюю горячность, поэтому его избегали до достижения соответствующего возраста.

Бог Агни — светлый покровитель, дружественный людям, которого почитали с древних времен. Он — олицетворение того спасительного огня, который возникал от трения двух палочек, разгонял темноту, дарил тепло и надежду. Неудивительно, что ему посвящено столько гимнов и легенд. Ведь для древнего человека наличие огня в очаге было волшебным подарком богов, маленьким кусочком огромного Солнца.

Описание и значение бога огня в Индии – Агни

Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь», на лат. ignis, рус. огонь) — бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных Богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми.

Бог Огня. Страж юго-восточной стороны света.

Популярность Агни в Ведический период подтверждается большим количеством гимнов, п освя щённых ему в Ведах. Открытие огня преобразовало жизнь людей. Огонь позволяет готовить пищу и дает людям тепло и свет. Он выскакивает из камня или появляется в результате трения между двумя кусками дерева. Его источник непостижим. Ведические поэты отождествляли Агни с жаром очага или жертвенника, с теплом и светом, и поэтому с рассветом и Солнцем. Потому бог-Огонь проявляется в нескольких аспектах: Солнце в небе, дневной свет в воздухе и огонь на земле.

За пределами человеческого воображения возникает величественное божество. Агни представлялся как бессмертный, живущий рядом со смертными людьми. Он был семейным жрецом, который поднимается с рассветом. Он излучал тепло, загораясь в домашнем очаге. Он был осязаемым богом, жившим в домах людей, свидетелем их поступков, их «советником» и «проводником». Он был тем, кто зажигал жервенный огонь и переправлял жертвы и приношения богам на небо. Поэтому Агни стал посредником между человеком и богами. Он рассеивал мрак и ужас ночи и помогал людям мужественно переносить невзгоды.

Постепенно Агни потерял то значение, которое он имел в Ведический период. Эпос говорит, что он истощил сам себя, поглотив слишком большое количество жертв.

Несмотря на потерю значимости к Агни обращаются до настоящего времени при всех значительных событиях. Это божество — одно из немногих, сохранивших главенствующее положение в индуистском пантеоне с ведийских времен до наших дней. Ему посвящено огромное количество гимнов, его называют жрецом богов и богом жрецов, посредником между богами и людьми. Агни присутствует при всех важных жизненных событиях человека (в таких случаях всегда совершается богослужение с использованием огня), и в конце земной жизни человека именно Агни принимает через пламя погребального костра последнюю жертву усопшего — его бездыханное тело.

Содержание

Иконография

В скульптурных представлениях и росписях Агни представлялся пузатым, с кожей красного цвета, с темно-красными глазами, густыми волосами и бровями, с одним или двумя ликами. Он имеет три ноги и от двух до семи рук, сидит верхом на баране. В руках он обычно держит копье, веер, жертвенные чашу и ложку, а также другие предметы, связанные с огненным ритуалом.
Изо рта Агни вырываются языки пламени, которыми он слизывает топленое масло, возливаемое в священный огонь в качестве жертвы. Когда во время ритуала жрец выливает жертвенное масло в огонь, он призывает по имени супругу Агни, Сваху (Svaha). Два лика Агни символизируют два огня — брачный, обрядовый (церемониальный) и жертвенный. Семь его рук могут символизировать универсальную силу всеохватывающего пламени.
Агни носит на теле священный брахманский шнур и цветочную гирлянду, и со всех сторон он окружен сияющим ореолом из семи снопов света.

Вахана Бога Агни

Агни разъезжает на овне, баране, иногда на антилопе.

Семья Агни [ ]

Шримад Бхагаватам, кн.6 гл.6 ст.  14-16

14. У другой жены Агни, Криттики, родился Сканда [Карттикея], старшим сыном которого был Вишакха. У Васу по имени Доша и его жены Шарвари родился Шишумара — воплощение Верховной Личности Бога.

Местопребывание Агни [ ]

Сута сказал:
Агни же, проклятый Бхригу, в гневе сказал тогда такое слово: «Зачем ты сейчас проявил такую поспешность, о брахман? Я стараюсь (поступать) по закону и говорю беспристрастно правду, какой же здесь (может быть) проступок с моей стороны? О чем был спрошен, (о том) я сказал правду.

Ведь свидетель, который на заданный вопрос ответит иначе, зная, как было на самом деле, погубит своих предков, а также семь поколений в роду. И на того, кто осведомлен о (всех) обстоятельствах дела и не говорит, зная о них, — на него падет та же вина; тут нет сомнения. Я тоже могу проклясть тебя, но брахманы в почете у меня. Хотя тебе несомненно известно, я расскажу тебе следующее, внимай же.

Увеличив себя при помощи магической силы, я пребываю в (различных) формах во время возлияний священному огню:

-  при (совершении) длительных жертвоприношений,
— при (отправлениях) религиозных обрядов
— во время (исполнения) других жертвоприношений.

Топленым маслом, которое возливают на меня (при совершении жертвенных обрядов) согласно закону, предписанному в Ведах, бывают удовлетворены Боги и предки. Все сонмы Богов являются водами и сонмы предков также — воды. Для Богов вместе с предками (одинаково доступны) жертвоприношения Дарша и Паурнамаса. Божества поэтому являются предками, а предки божествами. Они почитаются совместно или в отдельности в периоды лунаций. И так как Божества и предки вкушают всегда жертвоприношения, (совершаемые) на мне, то я считаюсь ртом Богов и предков. В день новолуния — предки и в день полнолуния — Боги питаются от жертвоприношений через мой рот и поедают топленое масло, возливаемое (на меня).

(Махабхарата, кн. 1 гл. 7)

Бхригу проклинает Агни [ ]

Сута сказал:
Что было некогда хорошо изучено, о лучший из дважды-рожденных, и рассказано Вайшампаяной и другими великодушными брахманами, и что изучено моим отцом и (затем) хорошо (усвоено) мною, о том слушай, о потомок Бхригу. Об этом роде бхригуидов,  наилучшем роде потомков Бхригу, который почитается Богами вместе с Индрой и Агни, и сонмами марутов, — я расскажу тебе, о брахман, согласно сказаниям, основанным на Пуранах, о великий отшельник!
У Бхригу был сын, которого он сильно любил, бхригуид по имени Чьявана. А у Чьяваны был сын, отличавшийся справедливостью, по имени Прамати. У Прамати же от (апсары) Гхритачи родился сын по имени Руру. А от Руру, твоего предка, от (его супруги) Прамадвары, родился сын Шунака. Он был справедлив душою, опытен в Ведах и предавался подвижничеству. Прославленный и ученый, он был лучшим среди знатоков священного писания; весьма благочестивый он был правдив, тверд и обуздывал свои чувства.

Шаунака сказал:
О сын возницы, расскажи мне, вопрошающему тебя, о том, как тому великодушному сыну Бхригу было наречено имя Чьявана.

Сута сказал:
У Бхригу была супруга, горячо им любимая, известная под именем Пулома. В ней получил зачатие зародыш от семени (Бхригу). И вот однажды, когда зародыш тот находился еще во (чреве) целомудренной Пуломы, законной супруги славного (риши), о потомок Бхригу, и когда (сам) Бхригу, лучший среди блюстителей закона, ушел (из дому) для омовений, в его обитель тогда пришел ракшас Пулома. Войдя в обитель и увидев безупречную супругу Бхригу, он влюбился в нее и потерял рассудок. А прекрасная Пулома, увидев того ракшаса, пришедшего к ней, приняла его и угостила лесными плодами, кореньями и другой пищей. Ракшас же, о брахман, терзаясь любовью при взгляде на нее п восторгаясь ею, решил похитить ее, безупречную. Тогда в хранилище священного огня он увидел пылающий огонь. И вопросил ракшас у пылающего огня: «Скажи мне, о Агни, ответь мне, чья это в действительности супруга? Ты правдив и скажи мне, вопрошающему, правду о Павака. Ведь красавица эта была раньше мною избрана в супруги, но затем отец отдал ее вероломному Бхригу. Скажи мне правду: если прекраснобедрая стала супругою Бхригу в силу того, что пребывала в уединении, то я решил похитить ее из обители. Ибо теперь во мне бушует гнев, как бы сжигая мое сердце, оттого, что этой моей прежней супругой, красивой в талии, овладел Бхригу».
Так, обращаясь к пылающему огню, ракшас снова и снова вопрошал его, подозревая, что она супруга Бхригу: «Ты, о Агни, постоянно бродишь внутри всех существ, точно свидетель (их) достоинств и грехов; скажи же справедливое слово, о всеведущий! Если эта моя прежняя супруга была похищена вероломным Бхригу, то ты благоволи сказать мне правду. Услышав от тебя, что она — супруга Бхригу, я похищу ее из обители, о знающий все о рожденных, у тебя на глазах. Ответь же мне правдивым словом!».
Услышав ту речь его, Семипламенный сильно опечалился в тихо промолвил: «Боюсь неправды и проклятия Бхригу».

(Махабхарата, кн. 1 гл. 5)

Сута сказал:
Услышав слово Агни, тот ракшас, о брахман, принял тогда вид вепря и унес ее с быстротою ветра, равною (быстроте) мысли. Тогда тот ребенок, находившийся в утробе матери, о потомок рода Бхригу, в гневе выпал из ее чрева. Поэтому он стал (прозываться) Чьявана («Падающий»). Увидев его, выпавшего из чрева матери, блеском подобного солнцу, тот ракшас выпустил ее и упал, превратившись в пепел. А прекраснобедрая Пулома, взяв того сына Бхригу — бхригуида Чьявану, о брахман, пошла вне себя от горя. Ту безупречную супругу Бхригу, плачущую обильными слезами, увидел сам Брахма, прародитель всех миров. И утешил ее великий прародитель Брахма. И из капель ее слез возникла великая река, текущая по пути следования той славной супруги Бхригу. Увидев реку, текущую по пути ее движения к обители Чьяваны, блаженный прародитель миров нарек тогда ту реку — Вадхусара («Текущая по следам женщины»). Так родился Чьявана, знаменитый сын Бхригу.
И увидел там отец Чьявану и ту молодую жену. Тогда Бхригу, разгневанный, спросил свою супругу Пулому: «Кто здесь рассказал о тебе тому ракшасу, решившемуся тебя похитить? Ведь тот ракшас не знал, что ты, мило-улыбающаяся, моя супруга. Поэтому назови мне его, ибо я сейчас же хочу проклясть его в гневе. Кто это не боится моего проклятия и чей это проступок?

Пулома сказала:
О господин, Агни сообщил обо мне тому ракшасу. И тогда ракшас похитил меня, кричавшую будто морская орлица. Я была спасена благодаря блеску этого твоего сына, так как ракшас (при виде его) выпустил меня и упал, превратившись в пепел.

Сута сказал:
Так услышав от Пуломы, Бхригу пришел в крайнее негодование и в гневе проклял Агни, (сказав): «Ты будешь всепожирающим!».

смотреть фильм я четвертый 2 трейлер

мультик аято и юи

когда выйдет головоломка 2

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector