Пантеон индийских богов и богинь: классификация и полный список

Индийский пантеон

Нам хорошо известны, благодаря хотя бы школьной программе, пантеоны Античности (Древние Греция и Рим). Благодаря ряду популярных книг и фильмов — скандинавский пантеон. Индийский пантеон описать сложнее. Во-первых, античная религия и скандинавская мертвы. Знаем мы их по описанию людей культурных, того же Снорри Сутурлусона. Что там думали жрецы и народ — вопрос непростой и предмет споров учёных. Индийская религия — штука живая. Это означает, что вот прямо здесь и сейчас можем наблюдать её самые разнообразные проявления, и пантеона богов это тоже касается.

Во-вторых, в индийской религии нет общепринятого канона. Даже сами боги в разных местностях разные. Чтобы как-то причесать это многообразие, учёные люди и популярные сериалы выделяют несколько доминантных богов Севера Индии, а всех остальных объявляют формами этого бога. Нечто подобное можно было наблюдать и в Античности — Зевс такой-то, Аполлон такой-то или такой-то.

В-третьих, функции индийских богов весьма расплывчаты. Поклонники того или иного бога обращаются к нему с просьбами обо всём. В их глазах, в их канонах их бог — самый главный, от него произошел мир и остальные боги.

Имея всё это в виду, все-таки составим пантеон. Самыми популярными всегда называют Триаду — трёх верховных богов. Брахма, Творец и Всеотец, играл когда-то важную роль в религии Древней Индии. Но сейчас значение его угасло, существует всего несколько храмов, посвящённых Брахме. Тем не менее, он устойчиво вспоминается в Триаде. У Брахмы 4 головы и обычно 2 руки.

Вишну, он же — Нараяна и Хари, божество, отвечающее за сохранение, или, как говорят, поддержание мироздания. Культы Вишну чрезвычайно популярны как в Индии, так и за его пределами. Вишну покоится на огромном змее в водах Мирового океана, он синего цвета, из пупка растёр лотос, в котором сидит Брахма. Характерная черта Вишну — обман и превращения. Считается, что Вишну воплощается на Земле, когда миру грозит гибель от злых дел. Подробнее об аватарах Вишну будет в другом посте. Кришна — тоже аватар, то есть воплощение, Вишну. Впрочем, Кришна также является самостоятельным божеством, поклонники считают, что не Кришна — аватар Вишну, а, напротив, Вишну — форма Кришны. Который есть изначальный Бог, и только он один.

Третий бог Триады — Шива, он же Махадэв (бог богов), Рудра, Шанкара, Шамбху, Ишана. Отвечает за разрушение мироздания. И в конце каждого космического цикла (об этом подробнее позже), и вообще. Вселенную надо же очищать от скопившегося хлама. Шиву изображают со спутанными волосами, связанными в пучок аскета. Одет он в шкуру тигра или антилопы, вид имеет грозный, на голове носит реку Гангу и Месяц (эти двое и сами божества), а на шее — змея. С Шивой связаны учения йоги и самые странные культы, культивирующее отречение от мирской суеты. Шива известен не столько аватарами, хотя они, про примеру Вишну, у него имеются. Сколько историями об избиении каких-либо сильномогучих демонов. Шива принимает различные формы, но это не аватары. Аватар — отдельное существо, оно рождается и живёт человеческой (или иной, если аватар не человек) жизнью. Формы Шивы — более функциональны, они возникают по случаю, для конкретной ситуации.

У Шивы есть два сына, тоже весьма популярных бога. Это Сканда, он же Картикея, он же Муруган — божество войны. Владеет копьём, ездит на павлине. И Ганеша — слоноголовый бог, дающий удачу. Именно поэтому к Ганеше многие обращаются при начинании любого дела — чтобы получить его благословение на благополучный исход. Ганеша в Индии чрезвычайно популярен, есть даже отдельный сериал, посвящённый деяниям этого бога.

У Триады (или Тримурти, так их называют в Индии, от мурти — статуя, в которой живёт бог) есть жёны, Тридэви. Брахма женат на Сарасвати — когда-то важной богине, сейчас утратившей своё значение. Сарасвати управляет речью и искусствами. Она сидит на лебеде и играет на вине — струнном музыкальном инструменте. Вишну женат на Лакшми, или Шри — богине процветания. Она даёт любовь и богатство. Шри, подобно Афродите, появилась из пены морской, но также рождалась и у богини Земли. Вместе со своим супругом Лакшми проходит через множество воплощений. Любимая индусами Сита, идеальная жена идеального героя Рамы — тоже воплощение-аватар Лакшми.

Жену Шивы зовут Парвати, она же — Ума, Гаури (светлая), Шакти (сила). Любит принимать формы различных богинь, этих форм невероятное количество. Основными считаются десять, но их список различается в разных традициях. В своих благожелательных аспектах богиня дарит пищу и вообще заботится, как мать родная. Но самый известный её аспект, разошедшийся далеко за пределы Индии — разрушительная Кали (черная).

Управляться с мирозданием великим богам помогают боги поменьше. Их называют дэвами, или упадэвами. Все дэвы поклоняются Тримурти и Тридэви и, в случае большой беды, просят у них защиту. У дэвов есть царь — Индра. Это божество грозы и облаков, схожее по функциям с греческим Зевсом или скандинавским Тором. Главный подвиг Индры — убийство Вритры, огромного змия, выпивающего воду и вызывающего засуху. Кроме поливания земли дождями у Индры есть ещё несколько важных дел. Во-первых, он защищает небесные царства, где живут все дэвы, от нападений асуров — существ нижнего мира. Во-вторых, следит, чтобы никакой не в меру ретивый аскет не набрал бы себе своими аскетическими подвигами слишком много заслуг. Индра ко всем аскетам посылает искусительные видения. В целом Индра, в представлении популярном, ведёт себя как средневековый царь (раджа): в меру воюет, постоянно пирует и предаётся прочим удовольствиям, и создаёт интриги, чтобы удержаться на троне. Да, Индра, царь богов, может потерять трон, и на этот счёт есть множество разных историй.

Важные боги царства Индры: Агни (Огонь), Ваю или Паван (Воздух, ветер, дыхание), Варуна (мировые воды), Сурья (Солнце). Сурья стоит главным над гороскопом, божествами планет, образующим гороскоп, об этом ниже. Также в подвластные Индре божества входит бог богатств земных Кубера. Строго говоря, Кубера — не вполне дэв, но это другая история. Да, важный бог — Яма (Смерть). Но подчиняется ли он Индре — большой вопрос. Вообще дэвы ведут себя как мощные удельные князья. Они собираются у Индры на пирах и все такое, но их подчинение царю носит часто формальный характер. Индра не может отнять их владения и их силу.

Вообще дэвов безумно много. В индийской литературе гуляют ошеломительные цифры в миллиарды дэвов. Конечно, всех их по именам не знает никто, да это и не обязательно. Индусы придумали отличный способ — поклонение всем богам скопом. Так и говорят «а это поклонение — Всем Богам». Удобно.

Отдельное положение занимает Бхуми-дэви, или Притхви, богиня Земли. Индра и все дэвы обязались защищать её от асуров, но также и от злых людей. Иногда бремя Земли становится слишком тяжёлым, она жалуется Триаде, и те, чтобы поуменьшить народонаселение, устраивают то потоп, в котором почти все тонет, то великую битву.

Из важных дэвов стоит ещё упомянуть планеты. Индусы постоянно используют гороскопы в повседневной жизни. Не время от времени заглянуть для интереса, а ходят к специалистам. Чтобы узнать судьбу, когда заводить ребёнка, на ком женится, когда и какую покупать машину. Словом, божества планет имеют важное значение в практической жизни. Их ещё называют грахами (буквально — «захватчик»), и наваграхами («девять планет»). Главным в гороскопе считается Сурья — Солнце. Он ездит в колеснице, запряжённой белыми конями, с рассвета до заката. Он даёт свет и тепло, без него невозможна жизнь. Кроме того, он зажигает свет сознания в людях. Сурья женат, и потомство его разнообразно. Один из детей Сурьи — Ману — прародитель всего человечества. До сих пор в Индии обитают многочисленные потомки Солнечной династии, возводящие свой род непосредственно к Сурье. Другой сын Солнца — Яма, то есть Смерть. Яму считают первым умершим.

Второе по значению божество наваграх, а иногда и первое — Луна, Месяц. Это мужское божество, Чандра. Красавец, любимец женщин, Чандра славен не столько своими боевыми подвигами, сколько любовными приключениями. Неудивительно, ведь Чандра управляет, как считается, женскими энергиями. Также он управляет манасом — это переводится как «ум». На самом деле это сложное понятие, включающее как эмоции, так и выделение в окружающем мире категорий «приятного» и «неприятного». Грубо можно сказать, что манас — это бессознательное, и Чандра именно им управляет. А ещё — приливами и отливами, жидкостями внутри человека, молоком и ростом растений. Важно, что Чандра управляет счастьем, то есть внутренним состоянием удовлетворённости человека. Некогда с Чандрой слился Сома — одно из важнейших божеств древней индийской религии, но сейчас Чандра — довольно второстепенное божество.

Важное значение имеют жёны Чандры. Их 27, а иногда считают и 28 штук. Из называют накшатрами, на небе это — группы звёзд, входящих в зодиакальный круг. Влияние каждой планеты на судьбу человека связано также и с той областью неба, с той накшатрой, в которой планета находится.

Другие планеты: Мангал (Марс), управляет гневом и волей. Сын богини Земли от капли пота Шивы. Будх (Меркурий), управляет интеллектом и речью. Рождён вне брака от Чандры. Гуру (Юпитер) — наставник богов Брихаспати. Даёт знания и мудрость. Шукра (Венера) — занятная планета. Даёт удовольствия. Шукра — вообще наставник асуров, противников богов. Но, тем не менее, входит в небесный пантеон. Шани (Сатурн) — планета трудностей. Шани всегда испытывает человека, и даёт заслуженное им. Говорят, от грозного взгляда Шани трепещут даже боги. Шани — тоже сын Сурьи, от второй жены. Брат Ямы-Смерти по отцу, получается.

Две другие планеты не являются материальными объектами в нашей вселенной. Это Раху и Кету, отвечающие за солнечные и лунные затмения. Вообще они суть две половинки бессмертного демона, когда-то рассечённого надвое. Раху — голова, Кету — тело. Но они не только вред приносят. Раху кружит голову амбициями и мечтами, а Кету разрушает всё материальное, что привязывает человека к миру.

Отдельно стоит сказать о предках. Да, индусы поклоняются не только богам, но и своим собственным предкам. Несмотря на учение о переселении душ, которое прекрасно уживается с обычаем кормить предков каждый год, устраивая по этому случаю праздничный ритуал. Более того, индусы поклоняются и совершенно живым людям, и странным животным, и камням — но об этом речь пойдёт в другом посте.

Список индуистских божеств — List of Hindu deities

Индуизм — крупнейшая религия на Индийском субконтиненте и третья по величине религия в мире . Она включает в себя пять основных сект или деноминации, вайшнавизма , шиваизм , шактизм , Ganapatism и Saurism последователи которого считают Вишну , Шива , Шакти ( Дэви ), Ганеша и Сурья быть верховным божеством соответственно. Секта смартизма считает все вышеперечисленные пять божеств равными. Большинство других божеств были связаны либо с ними, либо с различными формами (воплощениями) этих божеств. Индуизм называют « старейшей религией » в мире, и многие практикующие называют индуизм «вечным законом ». ( Санатана Дхарма ). Ниже приводится список главных индуистских божеств, за которым следует список второстепенных индуистских божеств (включая полубогов). Смартизм , более старая традиция, позже восстановленная Джагадгуру Ади Шанкарачарьей, призывает поклоняться более чем одному богу, включая Шиву, Вишну, Брахму, Шакти и Ганешу (бог с лицом слона) среди других богов и богинь. Он не является таким откровенно сектантским, как вашнавизм, брахманизм или шиваизм, и основан на признании того, что Брахман (бог) является высшим принципом во вселенной и пронизывает все сущее.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Главные божества
  • 3,1 Шакти

Главные божества

Индуистская троица , также известная как тридев, состоит из Брахмы -Создателя, Вишну -Хранителя и Шивы -разрушителя и реинкарнатора. Их женские двойники — Сарасвати , жена Брахмы, Лакшми , жена Вишну, и Парвати, жена Шивы. Последователи двух последних образуют две основные секты.

Брахма

Согласно индуизму, Брахма — создатель всей космической вселенной. Хотя он и является творцом, в современном индуизме ему почти не поклоняются. Его отождествляют с верховным ведическим богом Праджапати . Он женился на Сарасвати , которая появилась, чтобы дать знания для творчества. Некоторые альтернативные имена Брахмы:

  • Веднатха
  • Чатурмуха
  • Праджапати
  • Хираньягарбха
  • Ведагарбха
  • Каушал

Деви (богиня)

Сообщества поклонения богине существуют в Индии очень давно. В Ригведе самая известная богиня — Ушас, богиня рассвета. В современном индуизме богини широко почитаются. Шактизм — одна из основных сект индуизма. Последователи шактизма верят, что богиня ( Деви ) — это сила ( Шакти ), лежащая в основе женского начала, и что Деви — высшее существо, одно и то же с Пара Брахманом . Шакти имеет множество форм / проявлений, таких как Парвати , Дурга и другие, но есть также богини, которые являются частями Шакти, такие как Лакшми и Сарасвати . Считается, что Деви проявляется в мирных формах, таких как Парвати, супруга Шивы, а также в жестоких формах, таких как Кали и Дурга. В шактизме Ади Парашакти рассматривается как Высшее Божество или Пара Брахман . В действительности она бесформенна, то есть Ниргуна , но может принимать разные формы, например Сагуна. Дурга и Лалита Трипурасундари считаются верховными богинями в системах Каликула и Шрикула соответственно. Шактизм тесно связан с тантрическим индуизмом, который учит ритуалам и практикам очищения ума и тела. Некоторые различные части Шакти (Деви) Богини-Матери:

  • Парвати и ее Навадурги , Матрики и Махавидьи
  • Дурга (форма Парвати ), убийца Дургамасуры и Махишасуры
  • Кали (форма Парвати ) как Бхадракали , благоприятная форма Кали и Бхарави / Чамундешвари, часто известная как Чанди , как свирепая форма Парвати
  • Бхуми , мать Земля, известная как Притхви
  • Лакшми и ее Ашталакшми , богиня богатства и жена лорда Вишну
  • Сарасвати , богиня мудрости и музыки, а также жена господина Брахмы
  • Гаятри , животворящая богиня и олицетворение Гаятри-мантры.
  • Ганга , олицетворение богини реки Ганг, позже она вышла замуж за царя Шантану как его первую жену и родила Бхишму Питамах в эпоху Махабхарата.
  • Нармада , дочь Шивы, также богиня реки Нармада
  • Аннапурна (воплощение богини Парвати), богини еды
  • Ями , священная река Ямуна и богиня жизни
  • Сати (первая жена Господа Шивы), ади парашакти в молодости Парвати.
  • Шашти , также известная как Девасена , жена Картикеи и богиня детей и воспроизводства.
  • Савитри (форма Сарасвати ), жена Брахмы , рожденная слева от Брахмы, мать четырех Вед.
  • Манаса , дочь мудреца Кашьяпа , сестра Васуки , жена мудреца Джараткару , мать мудреца Астики и богини змей и плодородия.
  • Сваха , считающаяся богиней пепла и брака, дочерью Дакши и женой Агни .
  • Дакшина , богиня яджны, рожденная из волосяных фолликулов Радхи , переродилась от богини Лакшми и жены лорда Яджны .
  • Сита , воплощение Лакшми , жены Рама , воплощение Вишну в Третаюге. Она самая известная богиня Рамаяны .
  • Радха , богиня любви. Супруга Кришны . Она считается воплощением Лакшми . Она пребывает с Кришной в их вечной обители, Голоке .
  • Рукмини , жена Кришны, которая является формой Вишну в Двапарьюге. Она — выдающееся воплощение Лакшми .

Шиваизм — одна из основных индуистских сект. Приверженцы шиваизма считают, что бог Шива — высшее существо. Шива — бог-разрушитель среди Тримурти , поэтому иногда его изображают как свирепого бога Бхайраву . Шиваистов больше привлекает аскетизм, чем приверженцев других индуистских сект, и их можно найти блуждающими с пепельными лицами, выполняющими ритуалы самоочищения. Некоторые альтернативные формы Шивы (и Бхайравов) перечислены ниже:

Вишну

Вайшнавизм — это секта в индуизме, которая поклоняется Вишну , богу-хранителю индуистского Тримурти (Троицы) и его многочисленным воплощениям. Вайшнавы считают его вечным, самым сильным и верховным Богом. Это религиозная секта, и последователи поклоняются множеству божеств, включая Раму и Кришну, 7-е и 8-е воплощения Вишну соответственно. Приверженцы этой секты, как правило, не аскеты, монахи и преданы медитативной практике и экстатическому пению. Некоторые альтернативные имена Вишну Хранителя:

Боги Индии. Их иерархия, пантеон и природа

Религиозная картина Индии, а точнее индуизма, традиционно складывается из сосуществования множества различных независимых школ. На сегодняшний день исследователи насчитывают четыре основные традиции внутри индийского язычества, каждая из которых имеет массу ответвлений. Большая часть из них корнями уходит в седые времена ведизма – древнейшую форму религиозности индоариев. Из этого же источника происходят и древние боги Индии, по крайней мере, многие из современных пантеонов индуистских школ.

боги индии список

Тримурти – индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица – Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну – сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, — разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному. Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм – Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти. К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

боги индии

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Локапалы – хранители мира

Основным из них является класс локапал. Это 8 (в древнем индуизме только 4) божеств, которые поддерживают мир. В юрисдикцию каждого из них входит определенная сторона света, каждому из них присваиваются священное животное, атрибут и божественная супруга.

Боги Индии, составляющие этот род: Сома, Агни, Индра, Яма, Варуна, Ваю, Кубера, Сурья.

древние боги индии

Основные боги индуизма

В реальной жизни индусов преимущественное значение имеет небольшая группа богов, чья божественная юрисдикция наиболее значима для повседневной жизни. Наверное, всем известны имена Ханумана, Ганеши и Сарасвати. Первый из них – бог в образе обезьяны. Это очень древний персонаж индийской мифологии, он имеет огромное значение для индусов как покровитель деревень и их населения.

Не уступает ему в популярности бог с головой слона – любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. Сарасвати – это богиня мудрости и искусств. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Кроме этих трех, есть и другие древние боги Индии, авторитет которых и сегодня довольно высок в индуистском обществе. Таковы Кали – богиня разрушения и истребительница демонов, Лакшми – богиня благополучия, изобилия, богатства, удачи и радости, Кама – бог любви верхом на попугае, и ряд других.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

Индийский пантеон богов: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Яма. Индуистские божества

В индийском пантеоне боги почитаются как Мурти. Эти существа являются либо аспектами Верховного Брахмана, аватарами Верховного Существа, либо существенно могущественными сущностями, известными как Дэвы. Термины и эпитеты в различных традициях индуизма включают также Ишвару, Ишвари, Бхагавана и Бхагавати.

Историческая справка

Индуистские божества эволюционировали от ведической эры (второе тысячелетие до н. э.) до средневековой эры (первое тысячелетие н. э.). На региональном уровне — в Индии, Непале и в Юго-Восточной Азии. Точная природа веры в отношении каждого божества варьируется между различными индуистскими конфессиями и философиями. Всего в различных традициях насчитывается 330 тысяч таких сверхъестественных существ.

Сходство Камы и Купидона, Вишвакармы и Вулкана, Индры и Зевса приводит многих к поспешному заключению, что боги индийской мифологии похожи на греческих небожителей. Но греческая мифология совершенно отличается от индуистской. Она отражает субъективную истину греков, которые верили в многобожие.

Индийский бог Вишну

Изображения

Чаще всего индийский пантеон богов изображается в гуманоидных формах, дополненных набором уникальной и сложной иконографии в каждом случае. Иллюстрации основных божеств включают Парвати, Вишну, Шри (Лакшми), Шиву, Сати, Брахму и Сарасвати. Они имеют различные и сложные личности, но часто рассматриваются как аспекты одной и той же Высшей Реальности, называемой Брахманом.

Традиции

С древних времен идея эквивалентности была взлелеяна для всех индусов. В текстах и скульптурах тех времен основные понятия — это:

  • Харихара (половина Шивы, половина Вишну).
  • Ардханаришвара (половина Шивы, половина Парвати).

Мифы заявляют, что они одинаковы. Боги индийского пантеона вдохновили свои собственные традиции: вайшнавизм, шиваизм и шактизм. Их объединяют общая мифология, ритуальная грамматика, теософия, аксиология и полицентризм.

Индийский бог Брахма

В Индии и за ее пределами

Некоторые индуистские традиции, такие как древние чарваки, отрицали все божества и понятия о Боге или Богине. Во время британской колониальной эпохи XIX века такие религиозные общества, как Арья-Самадж и Брахма-Самадж, отвергали небожителей и принимали монотеистические концепции, подобные авраамическим религиям. Индуистские божества были приняты в других религиях (джайнизм). А также в регионах за ее пределами, таких как буддийский Таиланд и Япония. В этих странах индийские боги продолжают почитаться в региональных храмах или искусствах.

Представление о человеке

В древних и средневековых текстах индуизма человеческое тело описывается как храм, а божества — как части, находящиеся внутри него. Брахма, Вишну, Шива при этом описываются как Атман (душа), который индусы считают вечным в каждом живом существе. Божества в индуизме столь же разнообразны, как и его традиции. Человек может выбрать, кем ему быть: политеистом, пантеистом, монотеистом, монистоистом, агностоистом, атеистом или гуманистом.

Индийский бог Индра

Дэв и Дэви

Боги индийского пантеона имеют мужское (Дэв) и женское (Дэви) начало. Корень этих терминов означает «небесный, божественный, что-либо превосходящий». Этимологическое значение — «сияющий».

В древнейшей ведической литературе все сверхъестественные существа называются асурами. К концу этого периода благожелательные небожители именуются Дэв-асурами. В постведических текстах, таких как Пураны и Итихасы индуизма, Дэвы олицетворяют добро, а Асуры — зло. В средневековой индийской литературе Боги упоминаются как Суры.

Брахма

Брахма — индуистский бог творения из Тримурти. Его супруга — это Сарасвати, богиня знания. Согласно Пуранам, Брахма — это саморожденный цветок лотоса. Он вырос из пупка Вишну в начале Вселенной. Другая легенда гласит, что Брахма родился в воде. В нее он поместил семя, которое позже стало золотым яйцом. Так родился творец, Хираньягарбха. Остальные части золотого яйца расширились в Брахманду, или Вселенную.

Брахма традиционно изображается с четырьмя головами, четырьмя лицами и четырьмя руками. Каждой головой он постоянно читает одну из четырех Вед. Его часто изображают с белой бородой, что указывает на почти вечную природу его существования. В отличие от других богов, у Брахмы совсем нет оружия.

Индийский бог Шива

Шива считается верховным божеством в шиваизме, деноминации индуизма. Многие индусы, такие как последователи традиции Смарты, вольны принимать различные проявления божественного. Шиваизм, наряду с традициями вайшнавов, которые сосредоточены на Вишну, и традициями Сакты, которые поклоняются Дэви, являются тремя из самых влиятельных конфессий.

Поклонение Шиве — это паниндуистская традиция. Шива — одна из пяти основных форм Божественного в Смартизме, который делает особый акцент на пяти божествах. Четыре остальных — это Вишну, Дэви, Ганеша и Сурья. Другой способ мышления о божествах в индуизме — это Тримурти (Брахма-Вишну-Шива). Первый олицетворяет творца, второй — хранителя, третий — разрушителя или трансформатора.

Шива с супругой Парвати

Атрибуты Шивы

Бог изображается обычно со следующей атрибутикой:

  • Третий глаз, которым он сжег желание (Кама) до пепла.
  • Гирлянда со змеей.
  • Полумесяц Луны пятого дня (панчами). Он помещается около огненного третьего глаза и показывает силу сомы, жертвоприношения. Это означает, что Шива обладает силой размножения наряду с силой разрушения. Луна также является мерой времени. Таким образом, Шива известен под именами Сомасундара и Чандрашекара.
  • Священная река Ганга вытекает из его спутанных волос. Шива принес очищающую воду людям. Ганга также обозначает плодородие как один из творческих аспектов Бога.
  • Небольшой барабан в форме песочных часов известен как «дамару». Это один из атрибутов Шивы в его знаменитом танцевальном представлении Натараджа. Для его удержания используется особый жест руки (мудра), называемый дамару-хаста.
  • Вибхути — три линии пепла, нарисованные на лбу. Они представляют сущность, которая остается после всех Малов (нечистота, невежество, эго) и Васан (симпатия, антипатия, привязанность к своему телу, мирской славе и наслаждениям). Вибхути почитается как форма Шивы и означает бессмертие души и проявленную славу Господа.
  • Пепел. Шива пачкает им свое тело. Это древняя традиция кремационного аскетизма.
  • Тигровая, слоновья и оленья шкуры.
  • Трезубец — особое оружие Шивы.
  • Нанди, Бык, — это его Вахана (санскрит для колесницы).
  • Лингам. Шиве часто поклоняются в такой форме. Гора Кайлаша в Гималаях — его традиционная обитель.
  • Шиву часто изображают погруженным в глубокую медитацию. Говорят, что он искореняет Каму (сексуальное желание), Моху (материальное желание) и Майю (мирские мысли) из ума своих преданных.

Индийский бог Ганеша

Бог процветания

Индийский бог Ганеша — самый известный и любимый не только в индуизме, но и в других культурах. Господь удачи, он дарует всем успех и процветание. Ганеша — устранитель любых духовных и материальных препятствий. Также он ставит преграды на жизненном пути тех своих подданных, которые нуждаются в проверке.

Благодаря таким качествам, его образ присутствует повсюду, имея многие формы, и его призывают для помощи в выполнении любых задач. Ганеша является покровителем литературы, искусства и науки. Преданные уверены, что он дарует защиту от невзгод, успех и процветание. Менее известная роль Ганеши — это разрушитель тщеславия, гордыни и эгоизма.

Атрибутика Ганеши развивалась в течение многих веков. В народе его считают сыном Шивы и Парвати, хотя Пураны расходятся во мнениях относительно его рождения. Его изначальная форма — простой слон. Со временем она трансформировалась в человека с круглым животом и слоновьей головой. Обычно он изображен с четырьмя руками, хотя их количество может меняться от двух до шестнадцати. Каждый предмет Ганеши обладает важным духовным значением. Они включают:

  • сломанный бивень;
  • водяная лилия;
  • булава;
  • диск;
  • чаша сладостей;
  • четки;
  • музыкальный инструмент;
  • посох или копье.

Бог грома и бурь

В индуистском мифе о сотворении мира бог Индра родился из уст изначального Бога или гигантского Пуруши. Он восседает на троне в грозовых облаках Сварги, или третьего неба, является правителем облаков и небес вместе со своей женой Индрани. В индийской мифологии облака приравниваются к божественному скоту, а звук грома во время штормов — это Индра, сражающийся с демонами, которые вечно пытаются украсть этих небесных коров. Дождь приравнивается к Богу, доящему свое стадо. Индра охватывает и контролирует вселенную, балансируя землю на ладони и манипулируя ею в соответствии со своей прихотью. Он создал реки и ручьи, придавая форму горам и долинам своим священным топором.

Индийский бог Хануман

Бог обезьян

Индийский бог Хануман силен, полон доблести, с различными навыками и способностями. У него была только одна мысль — служить Господу Раме с величайшим смирением и преданностью. Как и многие индийские боги, Хануман имеет несколько вариантов происхождения. Один из них предполагает, что бог обезьян является сыном Шивы и Парвати.

Благодаря своей храбрости, настойчивости, силе и преданному служению Хануман считается совершенным символом самоотверженности и верности. Поклонение ему помогает человеку противостоять плохой карме, порожденной эгоистичными действиями. Он дарует верующему силу в его собственных испытаниях во время путешествия по жизни. Хануман также вызывается в борьбе с колдовством. Защитные амулеты с его изображением чрезвычайно популярны среди преданных.

Индийская богиня Лакшми

Лакшми

Индийский бог богатства имеет женское начало. Лакшми — супруга и активная энергия Вишну. Она обладает четырьмя руками, которые символизируют правильные цели в жизни человека:

  • Дхарма;
  • Кама;
  • Артха;
  • Мокша.

Лакшми является богиней удачи, богатства, красоты и молодости.

В индийском эпосе «Махабхарата» описывается рождение богини. Однажды демоны и боги взволновали первобытный Молочный океан. Брахма и Вишну попытались успокоить бурные воды. Тогда из океана появилась Лакшми. Она была облачена в белые одежды и излучала красоту и молодость. На изображениях Лакшми обычно стоит или сидит на большом цветке лотоса. В ее руках голубой или розовый цветок и горшок с водой. Две другие руки благословляют верующих и осыпают их золотыми монетами. В храмовых декоративных скульптурах Лакшми изображается вместе со своим супругом Вишну.

Индийский бог Яма

Индийский бог смерти Яма — царь предков и окончательный судья о назначении душ. Он также известен как «сдерживающий», Претараджа (Царь призраков), Дхармараджа (Царь справедливости). В силу своей ответственности за принятие правильных решений, основанных на записях деяний человека, бог особенно связан с верховенством закона.

Яма является сыном Вивасваты, бога солнца. Его мать — Саранью-Самджна (совесть). Он не является карателем грешных душ, в отличие от богов подземного мира и мертвых, описанных в других культурах. Однако верующие боятся Яму. Страх внушают два его гигантских гончих пса. Это страшные существа с двумя парами глаз. Они призваны охранять путь, который ведет умерших к богу. Иногда собаки забирают провинившиеся или заблудшие души из мира людей.

На изображениях Яма предстает с кожей зеленого или синего цвета, облаченный в красное одеяние. Его экипаж — буйвол (или слон). В руках Ямы находится булава или жезл, сделанный Солнца, и петля, которая указывает на ловлю душ.

Индийские Боги и Божества

Три божества — Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.

Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.

Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество других богов, самые известные из которых следующие:

Индра — бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света.

Варуна — всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца, чтобы стать богом вод. В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.

Яма — страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище, где грешники мучаются до следующего рождения.

Кубера — бог драгоценных металлов, камней, минералов и богатства вообще, властелин Северной стороны света. Местом его пребывания считают прекрасный город Алака, неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).

Ганеша (Ганапати) — бог с головой слона, второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов (полубожеств, прислужников Шивы). Он является Устранителем Препятствий и покровителем всех, кто изучает различные науки. Самое любимое божество индусов, наиболее часто изображается в танце. Его атрибуты — один поломанный бивень, толстый живот, восседает на крысе.

Хануман — обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.

Кама — индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы).

Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые как правило носили те же имена, что и мужские божества, только с женскими окончаниями — например, Индрани.

Аналогично трем Верховным Божествам, жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными среди множества женских божеств индийского пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати — жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой светлокожей женщины с виной (индийской лютней) и книгой в руках, сопровождает ее лебедь. По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.

Лакшми — богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны.

Парвати — жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали. Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы, многорукой и вооруженной различными видами оружия, с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.

Вишну

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде – исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.

Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну является вечным правителем на планетах «духовного неба» – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного неба брахмаджийоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.

Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны.

Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба» и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.

Основным космологическим циклом в индуизме считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый, с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи) – Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали. Их продолжительность равна соответственно:

  • Сатья Юга — 1 728 тыс. человеческих лет,
  • Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
  • Двапара Юга – 864 тыс. лет и
  • Кали Юга – 432 тыс. лет.

Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности, морали, силы, роста и продолжительности жизни человека и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 000 лет назад.

Таким образом, можно подсчитать полное время жизни отдельной Вселенной, оно будет равно 311 040 000 млн. человеческих лет.

В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел в каждой из них и периодически воплощается в том или ином месте целиком или частично, дабы навести порядок. В соответствии с наиболее распространенной классификацией на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.

  1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа, Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману (прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности, а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
  2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита), с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара и обернули вокруг горы божественного змея Васуки. Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан, как обыкновенный индийский молочник сбивает масло. На поверхность вспененного океана всплыли амрита и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
  3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
  4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью, бог неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
  5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
  6. Парашурама ("Рама с топором"). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
  7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы "Рамаяна". Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека, часто — вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита — воплощение женской верности, три его преданных брата — Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,- и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
  8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.

К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце. Больше всего любят изображать либо его детские шалости, как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери), либо любовные похождения с гопи (пастушками), самой любимой из которых была красавица Радха.

Подробное жизнеописание бога Кришны содержится в известнейшем эпическом произведении — "Махабхарате".

Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью — Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничтожить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама спаслись от избиения; их усыновили и воспитали пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса, узнав, что братья избежали уготованной для них гибели, предпринял множество попыток уничтожить детей. Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил множество чудес и подвигов: он убивал демонов, подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури, подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д. В свободное о совершения подвигов время он пас коров, играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.

Когда же он вырос и распростился со своей идиллической пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной стороны тестем Кансы , правителем Магадхи, а с другой — безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство и основал новую столицу в Двараке в Саураштре. Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен, которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей. В главном сказании "Махабхараты" на протяжении всей истории борьбы царских родов он предстает как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов, и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией эпоса "Махабхараты", он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев, произносит свою великую проповедь, изложенную в "Бхагавадгите".

бездомный бог noragami 3 сезон

дети юи и аято

царевич и

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector