Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние

Гуны материальной природы: саттва, раджас, тамас

Если вы только начинаете знакомиться с ведической философией или аюрведой, то вам обязательно попадётся словосочетание «три гуны материального мира» — одно из основных понятий, описывающих взаимодействие человека и природы. Давайте вместе попробуем разобраться, что такое гуны, и какое влияние они оказывают на нашу повседневную жизнь.

В буквальном переводе с санскрита «гуна» означает «верёвка». В более широком понимании — это нить, связывающая воедино все наши действия, и сила, заставляющая нас поступать так, а не иначе. Доктор аюрведы и автор нескольких книг на эту тему Дэвид Фроули считает, что гуны «связывают нашу душу».

Если попытаться дать определение, то можно сказать, что гуна — это энергия, способная как затуманить человеческий разум, так и вознести его. На Земле и в других мирах нет ни одного живого существа, которое не находилось бы во власти гун. И сейчас в каждом из нас, из тех, кто читает эту статью, идёт незримый процесс под влиянием одной или нескольких гун.

В «Ведах» упоминаются три гуны, которые смешиваются и переливаются в каждом из нас:

  • Саттва-гуна (благость)
  • Раджа-гуна (страсть)
  • Тама-гуна (невежество)

Саттва — гуна благости

Деятельность человека, находящегося в гуне благости, в каждом своём проявлении пронизана чувством любви и счастья. Жизнь и действия в саттве предполагают следование своему предназначению и безусловную наполненность, привнесение в мир знаний и радости.

Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.

Бхагаватгита, 14.6.

Саттвичный человек легко контролирует своё эмоциональное состояние и поддерживает благоприятный для окружающих фон. Другими словами, его не выбивают из колеи временные неудачи и невзгоды. Спокойствие — неотъемлемая часть его характера, и как личность, наделённая энергией света, он распространяет её на благо человечества.

Становление человека на духовном пути тоже происходит благодаря влиянию саттвы. Маленькое семя духа, данное нам в начале жизни, проходит весь путь от зародыша до сбора плодов. Саттва есть сила и удобрение для этого семени. Гуна благости наделяет человека решимостью и непоколебимой дисциплиной в достижении цели. Например, подобная решимость может проявляться на коврике для йоги, когда человек вновь и вновь возвращается к асанам, работает над своим телом и сознанием.

Отметим, что такие личности никогда не стремятся к своей цели любой ценой. Абстрагированность от конечного результата, бескорыстность и непривязанность — отличительные качества человека под знаком благости.

Благодаря упорному труду и скрупулёзной работе над собой, каждый способен увеличить саттвичную энергию своей души. Полезными в такой ежедневной работе будут:

  • вегетарианство (непричинение вреда живым существам);
  • чтение духовной литературы (в широком смысле — просто чтение развивающей литературы);
  • произношение и пение мантр;
  • физическая активность;
  • медитация и желание познать себя;
  • общение с людьми с преобладающей саттвой.

Среди людей с доминирующей саттвой много философов, мудрецов, а также деятелей науки.

Нельзя не упомянуть о правильном рационе (здесь нам на помощь приходит аюрведа), включающем следующие саттвичные продукты:

  • свежая зелень и фрукты;
  • свежие молочные продукты (пастеризованное молоко становится тамасичным);
  • овощные соки и свежие пареные овощи;
  • орехи (в том числе кокос, бразильский орех и др.) и семена (кунжут, семя льна и др.);
  • различные виды бобовых (маш, чечевица, соевые ростки, тофу и др.);
  • пророщенные зёрна;
  • различные масла (оливковое, кунжутное, льняное).

Саттвичный темперамент предполагает внимательное отношение к своему здоровью. Такие люди никогда не объедаются и предпочитают свежую, здоровую, вкусную пищу. Для них важно сохранить ум чистым и радостным. Если повар пребывает в невежестве, если он в гневе или преисполнен отчаяния, если он небрежен к еде и гостям, пища также наполнится его энергией. Продукты животного происхождения, в какой бы обстановке они не были приготовлены, никогда не будут саттвичны.

Сознание саттвы стремится и тянется к знаниям и великой истине и, как итог, к пониманию счастья, не потерянного в прошлом и не спрятанного в будущем, а счастья в каждой минуте настоящего, привносит в мир гармонию.

Раджас — гуна страсти

Если попытаться описать раджас одним словом, то это «возбуждение». Постоянная гонка за славой, богатством, престижем или известностью. Перманентное соперничество за место под солнцем. Это, как нетрудно догадаться, главенствующая гуна в нашем мире. Человечество вошло в эпоху мегаполисов, а крупные города со всё возрастающим ритмом жизни, несомненно, подпитывают гуну страсти. В такой обстановке начинают проявляться худшие человеческие качества.

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощённое живое существо узами материальной корыстной деятельности

Бхагаватгита, 14.7.

Любая деятельность в гуне страсти либо приносит краткосрочное удовлетворение, либо не приносит его вовсе, а быстрая физическая и психологическая утомляемость вынуждает бросать одно дело и начинать другое. Несчастный человек крутится как белка в колесе, но внутри пустота. Вспомним старинную русскую поговорку «голова ногам покоя не даёт» — она как нельзя лучше характеризует подобную ситуацию. Типичное проявление раджаса — гнев, нетерпение, ревность и агрессия.

Но в то же время для таких людей свойственны храбрость и отвага. Ещё одна отличительная черта гуны страсти — желание спорить и доказывать свою правоту. Своего рода энергетический вампиризм.

Духовный поиск отходит в мире быстрой выгоды и постоянной спешки на второй план: главное в раджас-мировоззрении — материалистичная сторона мира. Такой поиск можно сравнить разве что с попыткой вскочить в поезд на ходу. Даже осознавая своё положение, раджасичный человек не способен моментально скинуть груз прежних привычек.

Понимание некорректности своих поступков, но отсутствие воли и энергии, только усугубляет страдание и сталкивает человека с подножки духовного поезда. Постоянно встречающийся скептицизм не позволяет надолго выходить за рамки стереотипного мышления.

Говоря о рационе, увеличивающем гуну страсти, стоит упомянуть следующие продукты:

  • чрезмерно солёная и острая пища (и вся прочая пища с приставкой «очень»);
  • рыба и мясо;
  • любая пища, употребляемая сверх меры;
  • кофе, чай и другие напитки, возбуждающие сознание.

Не стоит, однако, думать, что под влиянием раджа-гуны индивид превращается в сосредоточение порока. В повседневной ситуации сторонний наблюдатель не всегда увидит проявления гуны, но для йога такие проявления очевидны. Раджас — это гуна отложенного счастья: оно всегда на горизонте, но недостижимо.

Тамас — гуна невежества

Тамас — разрушение, хаотичность и уничтожение, всплывающие на поверхность человеческой души лень, апатия, равнодушие и невежество. Впервые увидев человека, не всегда можно определить, в каком состоянии он находится, — спокойствия и умиротворения саттвы или равнодушия тамаса.

Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порождённая невежеством, держит все воплощённые живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу

Бхагаватгита, 14.8.

В состоянии тамаса человек не ставит перед собой серьёзных целей и задач: его разум всё время затуманен. Он привык существовать в своём апатичном, безнравственном мире, как в большой грязной луже, и не желает его покидать. Хотя и не утрачивая способности к труду, человек скорее похож на двигающийся по инерции автомобиль, чем на полноценный отлаженный механизм.

Под влиянием невежества люди могут опуститься на самое дно социальной лестницы, так как подвержены различным зависимостям. Не пытаясь сохранить и поддерживать своё единственное физическое тело, данное при рождении, невежественные личности могут быстро превратиться в больных ходячих зомби.

Пища повышающая тамас:

  • фаст-фуд и полуфабрикаты;
  • несвежая, сильно пережаренная или переваренная пища;
  • продукты, разогретые несколько раз;
  • грибы;
  • сырая и плохо обработанная животная пища;
  • все алкогольные напитки и прочие сомнительные жидкости.

Любой разум стремится познать путь к счастью, но когда сознание человека затуманено гуной невежества, а тело одолевают болезни, то такой путь сродни блужданию в тёмном лесу. Человек в тамасе невольно озирается назад и ищет счастья в прошлом, поднимая из пластов памяти приятные моменты, встречавшиеся на его жизненной тропе.

В этой статье каждая гуна показана отдельно от других и в таком чистом проявлении не встречается. Будто бы коктейль, замешанный создателем в отдельной личности, наша ментальная конституция оказывается под влиянием благости, страсти и невежества одновременно. Однако проявлений раджаса и тамаса настолько много, что мы как отдельные индивиды и вид в целом уже начинаем забывать, что есть и иной путь — путь самопожертвования, путь бескорыстия и любви, путь помощи и альтруизма. Все три гуны способны брать бразды правления нашей души, но мы хозяева своего разума, и только нам выбирать какую энергию развивать.

Если вы почувствовали, что у вас преобладает энергия низших гун, то это уже большой шаг на дороге к благости. Окружайте себя предметами благости, разговаривайте с людьми в благости, посещайте места духовной силы. Постепенно, согласно принципу замещения, саттва-гуна начнёт вытеснять страсть и невежество. В дальнейшем вы можете найти опытного наставника — человека, который поддержит вас на непростом пути. Ни на секунду не останавливайте свой поиск истины, и ваш жизненный сосуд всегда будет полон. Будьте здоровы.

Три гуны — саттва, раджас и тамас.

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

три гуны Природы саттва раджас тамас

Конечно никакое, даже краткое, описание самого главного, что имеется в багаже йогических знаний нельзя представить без рассмотрения темы о трёх качествах Природы — трёх гунах: саттве, раджасе и тамасе.

Вот их-то в этой статье и рассмотрим.

Всех, подверженных ограничениям формы, сбивают с толку модусы Природы: саттва (чистота), раджас (страсть) и тамас (инертность). Отразившись в неспокойных водах человеческой жизни, возмущенных качествами Космической Пракрити (благим, активизирующим и дурным), совершенная душа принимает вид искаженного эго.

Пракрити (Космическая Природа) состоит из трёх гун. Поэтому даже высшая гуна (саттва) является частью майи — сил иллюзии мира.

Бхагавад Гита с Комментариями Парамахансы Йогананды

Зачем существуют гуны Природы.

Дух, чтобы создать вселенную, должен был сохранить стремящуюся во вне силу проявления. Эта сила была сбалансирована другой, противоположной силой, стягивающей всё обратно к Себе.

Так как двойственность должна существовать для того, чтобы Дух смог проявить себя, то должны иметься обе эти силы двигающая вовне и внутрь, они уравновешивают друг друга.

Три качества, описывают часть этого процесса движущейся во вне силы. В состоянии единства с Высшим Духом, эти качества, или гуны исчезают. Как говориться на санскрите, те, кто достигают этого состояния становятся тригуна рахитам – поднимается над всеми тремя гунами.

Гуны также присутствуют всюду; всё в этом мире – смесь трёх гун. Без этой реальности, Творение не смогло бы существовать.

влна

Парамаханса Йогананда сравнивал гуны с волнами на поверхности океана. Дуальность объясняет их подъем и падение. Но волны сами, толкающие себя вверх из океанской глубины, проходят три стадии: стадия ближайшая к океану (саттва); энергия толкающая волны вверх и представляющая среднюю часть (раджас); и гребень волны, самая дальняя стадия от основания океана, и сильнее всего скрывающий просторы океана (тамас).

Влияние гун Природы (саттвы, раджаса и тамаса) на людей

Все действия людей, их характер, мировозрение, эмоции, чувства мышления так же в очень большой степени находятся под влиянием трёх гун Природы. Вот что на эту тему написал Свами Криянанда:

Так, люди, которые отдаляются в своем сознании от их собственного центра в Духе, становятся ленивыми, вялыми и глупыми. Они полностью отождествляются с чувствами, и такое качество, называемое тамас; они сами становятся тамасичными.

Те, кто возбуждают себя активной деятельностью, находятся под властью раджаса. Такие люди беспокойны, вовлечены во внешнюю деятельность и постоянно активны.

И те, чья энергия направляется вверх, к духовному, проявляют саттва гуну; они сами становятся сатвичными.

Беспокойная активность раджасичных людей может быть направлена как на понижающее, так и на возвышающее. Когда энергия движется вниз, то становится смешенной из раджаса и тамаса. Когда раджасичныая энергия движется вверх она становится раджасично-саттвичной. Активность направленная ни на что, является просто раджа гуной.

Люди, которые использую их побуждения к активности, осуществляя месть; вредя другим; желая стать богаче, не думая о других; желая помыкать другими, безразличные к их интересам и благополучию: такие люди проявляют раджасично-тамасичную энергию.

Люди, которые активны только для осуществления активности, выражают чистый раджас.

И наконец, те кто активен, служа другим или Богу; кто использует свои деньги помогая другим; те кто стараются исцелить боль других; кто дает другим в долг ради их благополучия; кто смеется с другими, а не над другими: все эти люди проявляют раджасично-саттвичную энергию.

Те, кто всюду ищут Бога; кто излучает Божественную любовь и радость для других; кто естественно добр; естественно скромен и во всём что делает, видит Бога как деятеля; кто сонастраивается со страданиями других, и делает то, что может сделать, чтобы помочь им найти решение всех их проблем в Боге: такой человек проявляет саттва гуну.

Процесс духовного роста похож на очищение лука. Кожица представляет различные уровни приверженности эго-сознанию, внешние составляющие толстые и тяжелые, когда последний внутренний уровень пройден, ничего не остается, весь лук состоит только из долек кожицы!

Как освободиться от трёх гун.

Очевидно, что тамасичное состояние является самым далёким от нашей же истинной природы блаженного духа, а саттвичное состояние — самым приближенным к нему. Поэтому самый верный и быстрый способ выйти из состояния тамаса (лени, депрессии, ненависти) — это начать трудиться — телом, чувствами, умом — это уже кто к чему склонен, главное — не бездельничать и не погружаться в тамасичное состояние ещё глубже.

Как гласит английская пословица:

Праздный ум — мастерская дьявола.

Если человек потакает дарованной Богом свободой воли, отказывается заниматься нормальной конструктивной деятельностью, то он деградирует, потому что ведёт безбожный образ жизни, потакая своей чувственности, лени, гордости и сонливости. Постоянная внутренняя и внешняя праздность, поиск забвения в алкоголе и наркотиках низводят его до уровня животного.

Жизнь дана людям для восхождения к Богу, а не для того, чтобы спуститься по лестнице эволюции в животное царство. Стремящемуся к освобождению следует избегать излишеств любого рода и исполнять свои мирские обязанности (например, обеспечивать потребности семьи), будучи непривязанным к ним и не забывая о своем высшем долге — обрести свободу и помочь освободиться другим.

Преобразуя свои эгоистичные действия в благородные альтруистические поступки, ученик становится саттвичным существом, привязанность к благу обращает ум к Богу. Так заканчивается стадия очищения и начинается процесс освобождения.

Бхагавад Гита с Комментариями Парамахансы Йогананды

То есть выход из колеса перерождений в любом случае идёт через саттвичную деятельность. Как говорил Парамаханса Йогананда:

Вы должны стать очень деятельными, прежде чем сможете оставить всякую деятельность.

И всегда следует помнить, что:

Хотя оковы саттвы сияют они не перестают от этого быть оковами. Золотой проволокой можно связать человека не менее прочно, чем серебряной или стальной. Подобно тамасу (неведению) и раджасу (эгоистичной активности), саттва привязывает душу к телу и земному миру.

Будучи атрибутом не души, а Природы саттва не в силах освободить человека от коренной причины перевоплощений — эгоизма. Сами по себе качества саттвы чисты, не осквернены иллюзией. Однако, когда человек ставит своё счастье и мудрость в зависимость от физического тела и ума, душа отождествляется с человеческим эго. Эмоции даже почтенных людей, рассматривающих счастье и знание в связи со своим «я» («я счастлив; я мудр»), скорее эгоистичны, чем бескорыстны.

Блаженство и мудрость принадлежат душе, но из-за иллюзии эго связывает их с плотскими удовольствиями и интеллектуальными знаниями. Считая счастье и знание своими качествами, эго по невежеству приковывает душу к телу и круговороту сансары. В результате оно получает ничтожно кратковременные удовольствия и скудные знания — вместо того, чтобы обрести беспримерное бесконечное блаженство и мудрость души.

Благотворительная деятельность не должна мотивироваться обретением славы, известности или удовлетворения эго. Наоборот, все действия нужно совершать, лишь чтобы порадовать Бога.

Бхагавад Гита с Комментариями Парамахансы Йогананды

На тему трёх гун я очень советую почитать 14-ю главу Бхагавад Гиты с комментариями Йогананды, здесь я привела только маленькую часть информарции из неё, а для истинных йогов она незаменима.

И ещё есть довольно интересная и практичная книга ведического психолога Рами Блекта «Три энергии».

Тема трёх гун очень тесно связана с темой перевоплощений, о написано здесь — Реинкарнация — временные перерождения вечной души.

А пока что, мои дорогие читатели, ради своего собственного и ради блага всех окружающих, давайте все наши действия, слова и мысли сделаем, как можно более саттвичными.

Три гуны: саттва, раджас, тамас

Три гуны: саттва, раджас, тамас

С лово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Также гуны — это одно из главных понятий в Аюрведе, описывающeе основные качества Природы.

  1. Саттва – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;
  2. Раджас – страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;
  3. Тамас – бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:

  1. Воздух
  2. Эфир
  3. Вода
  4. Огонь
  5. Земля

А наш разум характеризуется 3-мя Гунами:

  1. Саттва – знания, чистота, непорочность
  2. Раджас – действие, страсть
  3. Тамас – инерция, невежество

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

гуны, саттва, гуна благости

1. Саттва-гуна

  • Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
  • Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
  • Гуна благости порождает истинное знание.

Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, — относится к гуне благости.

Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние

Гуна («качество», «веревка» дословное значение на языке санскрита) – это в индийской философии свойство некоторого объекта, которое сковывает, стягивает этот объект, не давая ему в полной мере проявить себя, свою миссию.

Гуны являются атрибутом только материального мира, поскольку в мире духовном все объекты отражают свою истинную сущность полностью, без возможности внешнего влияния на них.

Кроме того, гуны являются ведущим понятием в Аюрведе, отражающим главные составляющие Природы.

Таких составляющих всего три, они перечислены ниже:

  • Тамас (проявляется ночью) – отрицательная энергия, которая способствует невежеству и бездеятельности, препятствует развитию;
  • Раджас (проявляется в дневное время) – возбуждающая энергия, несущая собой выход из равновесия и стремление к активной деятельности;
  • Саттва (проявляется утром и вечером) – энергия гармонии, равновесия и вдохновения.

Взаимодействие гун

Фото 1

Три материальные гуны Саттва, Раджас и Тамас всегда существуют совместно. Они являются частью некоторого объекта, при этом циклично сменяют друг друга. Объектом может быть человек, какой-либо предмет или событие. Очень важным для объекта является то, какая из гун является доминирующей. Например, у обычного человека преобладает Раджас, у Божества или ангела – Саттва, у животных больше всего Тамаса.

Каждому человеку, если он хочет обрести внутреннюю гармонию и спокойствие, нужно уравновесить все три гуны, присущие ему. Если же баланса не будет, то он будет чувствовать себя либо слишком подавленным и изможденным, либо наоборот слишком раздраженным и взвинченным. Такое состояние дисбаланса со временем приводит к депрессиям и различным болезням.

Существенное влияние на баланс Саттвы, Раджаса и Тамаса в каждом человеке оказывает то, в каком окружении он находится, чем занимается, какую ведет жизнь. Например, если ему приходится жить в окружении людей слишком возбужденных и неуравновешенных, у него увеличивается влияние Раджаса. А преобладание этой гуны в конечном счете приводит к физическому и умственному упадку.

Справка! По словам из Бхагавад Гиты, каждая из трех гун постоянно пытается стать преобладающей, но, не смотря на эти попытки, только одна всегда находится в позиции лидера, время от времени чуть ослабевая или наоборот усиливая свои позиции. И эта законемерность определяет характер человека.

Если мы будем внимательнее к самим себе, проанализируем свой образ жизни, то мы наверняка сможем определить, какая из трех составляющих Природы – Саттва, Раджас или Тамас – является доминирующей.

Тамас

Фото 2

Люди под влиянием Тамаса невежественны, обессиленны, они как будто все время пребывают во сне. Жизнь таких людей – это иллюзорная жизнь, когда они считают, что они деятельны и активны, а на самом деле находятся в состоянии полной прострации. Человек не имеет духовной цели, жизнь пускается на самотек.

Особенности человека при доминировании Тама-гуны:

  1. Причастность к животному царству.
  2. Отсутствие деятельности разума.
  3. Сумасшествие, недалекий ум, галлюцинации.
  4. Нравится мертвая еда, источающая зловония либо не имеющая вкуса совсем.
  5. Постоянные самоограничения, ничем не обоснованные, которые проявляются либо в бичевании самих себя, либо в бичевании близких людей.
  6. Попытки отдать все самое лучшее совершаются либо в неподходящий момент, либо по отношению к недостойному человеку, либо в неполной мере.
  7. Смелость и отважность несут печать безрассудства, разочарования и страха.
  8. Обладание счастьем – лишь иллюзия, которая затмевает разум и не дает душе открыться, оно призрачно и обманчиво.

В пространстве гуна тьмы и невежества реализована в местах со знаком Инь – госпитали, больницы, хосписы, заводы по переработке мяса, места захоронения. Сюда же относят все, что находится под землей – подземные склады, шахты, метро и прочее.

Раджас

Фото 3

Раджас побуждает своего обладателя к бесконечной наживе, поскольку является олицетворением корыстолюбия и страсти. Живое существо, в котором преобладает Раджас, становится очень зависимым от материальных благ. Человек пытается стать обладателем как можно большего количества денег, никогда не удовлетворяясь тем, что уже имеет, жаждет материальных наслаждений и с неуемным упорством их добывает.

Тот, в ком доминирует Раджас, свойственно следующее:

  1. Любая деятельность приносит страдание.
  2. Неумеренное желание всех благ.
  3. Самопожертвование может быть только корыстным, совершается с целью снискать благодарность и уважение к собственной персоне. Оно краткосрочно и неискренне.
  4. Следование своему назначению кажется слишком обременительным или слишком страшным, человек отрекается от своего долга.
  5. Искажается понятие духовного мира. Человек считает духовный мир всего лишь частью мира материального, утверждая, что с гибелью физического представления живого гибнет и его душа. Отрицание духовного начала как источника сознания является характерным для людей, находящихся под властью Раджаса. Некоторые признают существование высшей силы, вездесущей и бессмертной, но при этом отрицают существование божественного проявления в каждом человеке, а его физическое существо считают невежественным и смертным. Другие же полностью отрицают наличие высшего разума или сознания вне материального объекта.
  6. Любые поступки и свершения требуют огромного напряжения физических и моральных сил. Это продиктовано излишней жаждой наслаждений и алчностью.
  7. Человек зависит от результатов своего труда, он жаждет насладиться благами, полученными в результате своей деятельности, подвластен своему настроению, агрессивен, имеет корыстные умыслы.
  8. Наслаждение материальными благами лишь кажется истинным счастьем, в конечном итоге оно скоротечно и быстро начинает отравлять жизнь.
  9. Покидая этот мир будучи во власти Раджаса, человек вновь приходит в материальный мир в окружении озлобленных и завистливых людей.

В пространстве гуна страсти относится к крупным населенным пунктам, мегаполисам, а также к местам с большим скоплением народа (торговые и развлекательные центры, рыночные площади, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, крупные стадионы во время нахождения на них большого количества людей).

Саттва

Фото 4

Самая чистая из всех гун, Саттва дарует просветление материальному объекту, для которого является доминантной. Человек становится чище, если у него доминирует Саттва и он совершает благородные поступки. Ему открываются высшие истины.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Отличительные признаки человека, в котором доминирует Саттва:

  • предписанные свыше обязательства исполняются бескорыстно, нет привязанности к плодам своего труда;
  • сознание того, что всё живое в этом мире имеет единое духовное начало;
  • любая деятельность имеет определенный порядок, она не привязана к чувствам или к желанию насладиться ее конечным результатом ;
  • исполнение своего долга совершается смело и непоколебимо, без эмоциональной реакции на успешность или провальность деятельности, неподвластно остальным гунам;
  • разум сам определяет необходимость того или иного действия, стоит или не стоит остерегаться чего-то в конкретной ситуации, приведет ли конкретное действие к угнетению или наоборот к возвышению;
  • стойкость и уверенность во всем, упорство и самодисциплина в занятиях йогой. Эти занятия помогают овладеть своим разумом, энергетическими потоками и эмоциями.

Человеку необходимо скрупулезно работать над собой во имя того, чтобы над его душой стала властвовать Саттва гуна. Такая работа должна быть представлена следующими шагами:

  • беседы с людьми, находящимися под властью гуны благости;
  • исключение мясной пищи из своего рациона;
  • чтение священных книг;
  • многократное произношение различных мантр.

Среди людей, находящихся во власти Саттвы, часто встречаются деятели науки, мудрецы и философы.

«Нигде в этом мире – ни здесь, ни на высших планетах – нет ни одного существа, которое не испытывало бы на себе влияния трех гун, порожденных материальной природой». Бхагавад-гита 18.40

В пространстве гуна благости – это божественные дома (церкви, мечети, синагоги), сама природа и ее места силы.

Продукты и питание

Питание в йоге через потребляемые продукты помогает сбалансировать гуны. Для любых продуктов питания характерно наличие всех трех гун, и также как в любом живом существе, одной из гун будет больше, чем двух других. В зависимости от качества и состояния продуктов, доминирующая гуна может меняться. Так, в свежем фрукте преобладает Саттва, но если фрукт испортится или подвергнется термической обработке, преобладать будет Тамас.

Тамасная пища

Фото 5

Особенности пищи, в которой преобладает гуна невежества – она чаще всего несвежая, высохшая или скисшая. Приверженцы йогического питания стараются не употреблять такую пищу, так как она отрицательно воздействует на душу человека. Но, несмотря на это, положительное влияние такой пищи тоже может быть – употребление тамасных продуктов иногда делает человека более уравновешенным.

Примеры тамасичных продуктов:

  • продукты животного происхождения, кроме молочных;
  • из овощей это чеснок и лук;
  • яйца;
  • грибы;
  • пища, полученная путем брожения;
  • испорченные продукты;
  • любой алкоголь.

Если пища с доминантной гуной благости будет термически обработана с использованием масла, она станет относиться к тамасной еде.

Раджасная пища

Фото 7

Продукты питания с доминантной гуной страсти имеют ярко выраженные вкусовые качества – они соленые, острые, кислые или горькие.

Человек, находящийся под влиянием Раджаса и употребляющий Раджасные продукты, становится еще более раздраженным и взвинченным. И наоборот, если он ощущает упадок сил, раджасная еда может придать ему бодрости.

Примеры продуктов питания под влиянием Раджаса:

  • чай, кофе, шоколад;
  • соль;
  • острые приправы.

Саттвичная пища

Фото 8

Употребление в пищу продуктов с доминантной гуной благости приводит к улучшению как физического, так и духовного проявлений. Организм оздаравливается, душа обретает гармонию.

Примеры продуктов питания под влиянием Саттвы:

  • вода, натуральные соки;
  • свежие овощи, фрукты;
  • молочные продукты;
  • хлеб из муки грубого помола, любые крупы и зерно;
  • продукты пчеловодства, орехи, семена;
  • неострые травы и настои из них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Три гуны (силы материальной природы): Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество)

три гуны

Три гуны (силы материальной природы): Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество).
(из книги Свами Шивананды «Йога и сила мысли»)

1. В сознании есть три гуны, или качества, — саттва, раджас и тамас.
2. Когда преобладает саттва, человек спокоен и невозмутим.
3. Когда доминирует раджас, человек беспокоен и возбужден.
4. Когда господствует тамас, человек уныл и глуп.
5. Контролируйте тамас с помощью раджаса. Контролируйте раджас с помощью саттвы. Контролируйте саттву с помощью самой саттвы.
6. Знание гун и их проявления крайне необходимо. Только тогда вы сможете освободиться от их власти.
7. Кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре — тот мудрец и совершенный йогин

8. Три этих качества пракрити, или материальной природы, вводят человека в заблуждение и привязывают его к сансаре, или мировому процессу.
9. В сущности, гуны — это первичные элементы пракрити. Они составляют основу всей материи.
10. Поднимитесь над тремя гунами; вы достигнете освобождения, совершенства и бессмертия.

ВЛИЯНИЕ САТТВЫ (ГУНЫ БЛАГОСТИ)
11. Когда в человеке усиливается саттва, он праведен; в нем развивается преданность Господу; в нем пробуждается знание.
12. Когда сознание саттвическое, в душе воцаряется покой. Истина отражается в спокойных водах сознания.
13. Саттва увеличивается от общения с мудрецами, изучения религиозных книг, саттвической пищи, повторения имени Бога.
14. Саттва обладает такой характеристикой, как сияние. Это также гармония, добродетельность или чистота.
15. Саттва чиста и прозрачна, как хрусталь.
16. Саттва порабощает человека, привязывая его к счастью и знанию (низшему).
17. Саттва — это золотая клетка. Раджас и тамас — железные клетки.
18. Когда преобладает саттва, человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием.
19. Его сознание отворачивается от чувственных наслаждений. В океане его сознания катятся волны возвышенных, божественных мыслей.
20. Когда доминирует саттва, появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается.

ГОСПОДСТВО РАДЖАСА (ГУНЫ СТРАСТИ)
21. Раджас — это страсть и деятельность.
22. Раджас порождает смятение и неугомонность.
23. Раджас — это источник неукротимых желаний и привязанности. Он опутывает привязанностью к деятельной жизни.
24. Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения, репутации и славы.
25. Раджасический человек постоянно в движении. Он амбициозен. Он всегда деятелен. Он словоохотлив.
26. Он полон стремлений и желаний. Он привязан к действию. Он гонится за чувственными удовольствиями.
27. Его желания неугасимы, как пламя. Он никогда не бывает удовлетворен. Он всегда ненасытен и неудержим.
28. Его рассудок затуманен. Он лишен дара проницательности.
29. Его пьянит богатство. У него извращенный интеллект.
30. Его цель — деньги и чувственные наслаждения.
31. Страдание он принимает за счастье; боль кажется ему удовольствием; горе он воспринимает как радость.

ГОСПОДСТВО ТАМАСА (ГУНЫ НЕВЕЖЕСТВА)
32. Тамас — это инертность и тьма.
33. Тамас рождается из неведения. Тамас опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, медлительностью и сонливостью.
34. Тамасический человек лишен способности разбираться, понимать и оценивать. Он совершает глупые поступки.
35. В своих действиях он не руководствуется здравым смыслом.
36. Он не испытывает ни малейшей тяги к работе. Он слишком много спит.
37. Он бездумен и невежествен.
38. Некоторые принимают тамас за саттву.
39. Неправедность — вот результат влияния раджаса и тамаса.

РАЗЛИЧИЯ
40. Плод саттвической деятельности — счастье; плод раджасической деятельности — страдание; плод тамасической деятельности — неведение.
41. Если человек встречает смерть, когда преобладает саттва, он поднимается в чистый Высший Мир.
42. Если он встречается со смертью в раджасе, он рождается среди тех, кто привязан к действию.
43. Если он встречает смерть в тамасе, он рождается в неразумном чреве. Его рождение происходит среди унылых и глупых, или самых низкоразвитых человеческих существ.
44. Когда преобладает саттва, раджас и тамас усмирены.
45. Когда преобладает раджас, саттва и тамас побеждены.
46. Когда преобладает саттва, человек наделен даром проницательности, чистым разумом и чистым рассудком.

БЕЗ ГУН НЕТ МИРА
47. Три гуны представлены во всех людях. Ни один человек не свободен от деятельности любой из этих гун.
48. Эти качества не постоянны. Иногда преобладает саттва; в другое время доминирует раджас или тамас.
49. Анализируйте все явления с точки зрения этих гун. Хорошо изучите их признаки.
50. Индивидуальная душа поддается влиянию гун.

смотреть фильмы кунг фу панда 4

хэнкок 2 дата выхода фильма в россии

фильмы типа великий уравнитель список

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector