Тег “хатха-йога”

Хатха-йога

Если задаться вопросом, что такое хатха-йога, интернет выдаст кучу разных вариантов. Максимально сократив все богатство трактовок, можно определить, что:

Хатха-йога – это базовая разновидность йоги, работающая с телом с помощью физического воздействия. Самые основные направления воздействия – дыхание (пранаямы), движение (асаны), очистительные техники (шаткармы). Познакомиться со всеми этими направлениями можно на каждом нашем занятии по хатха-йоге.

Тут важно добавить, что наша школа отличается прогрессивными взглядами, считая, что йога, как и любая дисциплина, становится косной и безжизненной без развития. Будет справедливо отметить, что со времени написания канонических текстов по хатха-йоге, ассортимент физкультурных техник, положительно и эффективно воздействующих на тело, увеличился — достаточно вспомнить метод циклической тренировки, миофасциальный релиз, массажные техники с использованием мячей и массажных роллов. Все новинки, доказанные специалистами и подтвержденные научными исследованиями, мы интегрируем в практику, стараясь выстраивать каждое занятие максимально гармонично с учетом работы нервной, эндокринной и других систем организма.

Каждый инструктор нашей школы имеет свой стиль ведения занятий, может использовать различные комбинации техник, однако любая практика у нас строится на определенных обязательных алгоритмах.

1. Особенности наших занятий

На занятиях — индивидуальный подход к каждому, группы небольшие, поэтому посещать ты можешь в любое время любого дня, согласно уровню интенсивности. Инструктор подробно объясняет и показывает, как выполняется та или иная асана, посмотрит как ты делаешь, если нужно поправит. Приходить лучше за 10 мин. до начала занятия, чтобы успеть переодеться, адаптировать тело к комнатной температуре и настроиться на практику.

Начало занятия , всегда — разогрев тела, подготовка его к большим нагрузкам, поэтому опоздав, ты пропускаешь очень важный подготовительный этап. Приходи вовремя! Занятия построены по принципу постепенного продвижения от самых простых, базовых асан, к более «продвинутой» практике. Большое внимание уделяется травмобезопасности.

2. Кто может заниматься?

Большинство занятий рассчитаны на здоровых людей, но есть и специализированные группы для тех, кто имеет ограничения по здоровью (занятия реабилитация позвоночника). Режим практики в Школе достаточно интенсивный, но вполне под силу людям, ведущим активный образ жизни и не имеющим серьезных заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Для адекватного «вхождения» в практику лучше заниматься не менее двух — трех раз в неделю. Коврики в залах есть, можно также приносить свой. Желательно приходить как без чувства голода, так и не сразу после еды. Обязательно сообщите инструктору о своих недомоганиях или недавно перенесенных травмах до начала занятия, — инструктор сможет скорректировать вашу практику. Если вы пришли в первый раз, не стесняйтесь сообщить инструктору об этом.

3. Уровни занятий

Самая простая группа. Преимущественное кол-во занятия в нашей школе относятся именно к этому уровню сложности. Заниматься в ней могут все начинающие. При этом, несмотря на название, темп и интенсивность в ней уже достаточно высокие. Даются подробные объяснения отстройки положений тела, дыхательных техник. Обратите внимание, что все занятия по реабилитации позвоночника относятся именно к этому уровню сложности и полностью подходят людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими особенностями здоровья.

Это группа, предназначенная для занимающихся регулярно, не менее 3 раз в неделю в течение года и более. Непосредственную рекомендацию перейти с уровня «Начальный-средний» на уровень «средний-сложный» должен дать ваш преподаватель.
Группа «средне-сложного» уровня — с довольно интенсивной практикой. Не предназначена для тех, кто приходит на занятия впервые, даваемые здесь упражнения могут быть потенциально опасны и чрезмерно утомительны для новичков. Играет роль ТОЛЬКО опыт практики йоги, никакая «физическая сила» или «растяжка» определяющего значения почти не имеют.
На сегодняшний день, это самый сложный и интенсивный курс йоги в Красноярске.

4. Где проходят наши занятия?

Зал 1: Красноярск, ул. Горького, 5 (Центр).
Зал 2: Красноярск, ул. Авиаторов, 41 (на Взлетке).

Записывайтесь на первое занятие! Тел: +7 (391) 272-0-108, +7-967-612-01-08
Мы проконсультируем какая группа вам больше подойдет.

Стили Хатха-йоги: как разобраться в этом многообразии?

В разделе Хатха-йоги, на постсоветском пространстве, насчитывается более двадцати подвидов этой системы самосовершенствования. Все они основаны на познании себя через воздействие на физическое тело, на взаимодействие тела и сознания, но как понять, в чем отличие этих йога-стилей и куда направить свой взор, чтобы не ошибиться с выбором? Для начала разберемся с первоосновой.

Солнечная йога на море

Йога композиция на морском побережье

Хатха-йога

Это направление Йоги базируется на гармонизации всех структур человеческого существа через так называемые асаны (позы, положения тела в пространстве).

Если сказать проще: через воздействие на физическое тело постигается:

  • умение управлять телом, которое дает физическое и психическое здоровье
  • ощущение тела, как инструмента для познания и контроля эмоций, чувств, мыслей
  • природа ума, а значит умение им управлять
  • появляется осознание происходящих внутренних физических и тонких (энергетических) процессов и умение ими управлять
  • накапливается Сила для достаточного развития и расширения Осознания
  • гармоничное развитие Личности во всех сферах

Любой вид йоги, подразумевающий выполнение асан – это Хатха-йога, которая в свою очередь подразделяется на ветви, часто названные в честь основателей этих «течений». И если человек утверждает, что он занимается Бикрам-йогой, а не Хатхой — в корне не прав, как и тот, кто считает, что не занимается Хатхой-йогой, считая виньясы в потоке асан.

Йога асана, закат

Женщина выполняет асану хатха-йоги на закате

Ниже рассмотренные стили – это все Хатха-йога в ее многообразии. Они разнообразны по методике, частично по построению поз и их последовательности, иногда одинаковые асаны в разных традициях имеют иные названия, но суть везде одна – через познание тела постигается ум и сознание.

Шивананда-йога

Названа в честь основателя – Свами Шивананда, который начал преподавание в первой половине 20-го века. Иногда ее относят к Бихарской школе йоги, которая тоже продолжает учения этого Гуру.

Практика стиля Шивананда-йоги содержит комплекс Сурья Намаскар и всего двенадцать поз, которые удерживаются достаточно длительное время, также к ним причислена Шавасана, которую в процессе занятия делают несколько раз, стараясь сохранять расслабленное состояние ума, как первооснову данной методики. Поэтому новичков сначала подолгу учат расслабляться и правильно дышать всем телом, а уж потом выполнять асаны.

Свами шивананда, йога

Свами Шивананда тренирует своих учеников в Индии

В основном позы выбраны, как самые эффективные для позвоночника, хотя и не самые легкие на начальном этапе освоения: стойка на голове и на плечах, Маюрасана и Матсиендрасана, но при этом имеются упрощенные модификации для новичков.

Айенгар-йога

Этот стиль идеально подходит для пожилых людей, после травм или в реабилитационный период, также для совсем начинающих или желающих открыть для себя невиданные глубины асаны. Характерная особенность – наличие большого количества разнообразных вспомогательных приспособлений: ремней и пропсов, подушек и валиков, веревок, привязанных к стене и проч. Асана строится тщательно и щепетильно, учитель в мельчайших деталях будет рассказывать о том, как расположить колени относительно таза, как натянуть кожу ног и развести пальцы рук. Асан в арсенале множество, в зависимости от возможностей тела практикующего, при этом строгой последовательности нет.

Аенгар йога Это пожилой человек не пьян, он просто выполняет незамысловатую асану из Аенгар йоги

Этот терапевтический стиль йоги назван в честь гуру Б.К.С. Айенгара, который был учеником великого Кришнамачарьи и имеет феноменальную популярность среди практиков.

Йога-23

Это сравнительно молодая система (2006год), разработанная украинским мастером йоги Андреем Сидерским и содержащая 23 матрицы (последовательности) асан разного уровня. Все асаны (около двух тысяч) были разделены на пять вариаций по четыре уровня практики в каждом. К получившимся двадцати было добавлено еще три фиксированных серии для воздействия на сознание человека в стрессовых ситуациях. Также занятия Йогой-23 проходят по звук метронома, отсчитывающего циклы дыхания, которые содержат небольшие паузы на вдохе и выдохе – это очень важный аспект в йоге, особенно на первых этапах практики, когда единый глубокий ритм дыхания еще не сформирован.

Система довольно интересная и подходит различному уровню практикующих: как по физическим данным, так и по возрасту, особенно хороша она для людей с пониженным тонусом мышц и энергетики, для офисных работников с малоподвижным образом жизни.

Аштанга-виньяса-йога

Автор данной методики – Шри К. Паттабхи Джойс, который также являлся учеником Кришнамачарьи вместе с Айенгаром. Если метод йоги Айенгара, это длительная статика, то методика Джойса – это динамический стиль в потоке. Основная идея – это виньяса: связь дыхания с движениями тела, создающая единое целое как объект для медитации.

Аштанга йога

Мужчина выполняет силовую асану из Аштанга-йоги

Система насчитывает шесть фиксированных серий, в среднем по 50 поз (на каждую сторону тела) в каждой и 40 халф-виньяс (мини-серия из четырех положений для сбрасывания напряжения в теле). Также каждая последовательность вмещает в себя:

  • комплекс Сурья Намаскар, от 6 до 10 раз
  • блок из восьми асан стоя, которые всегда делаются после Приветствия Солнцу, независимо от уровня практики
  • позы сидя в каждой серии разные, но прослеживаются усложненные модификации из Первой Серии
  • завершающий блок из перевернутых асан тоже никогда не меняется и всегда делается в конце практики
  • Шавасана не менее 10 минут

Аштанга-виньяса-йога – достаточно мощная, силовая практика, поэтому многие новички, попав впервые на такое занятие быстро устают, поэтому ищут занятия попроще. На самом деле этот стиль йоги – самый мощный по воздействию на все спектры человеческого существа, но требует преданности и самоотдачи.

Виньяса-флоу-йога

Этот подстиль считают братом Аштанга-йоги, единственное различие – это отсутствие фиксированных серий в потоке (Флоу). Динамическая практика, включающая в себя разнообразные асаны, которые практикующий сам выбирает в процессе занятия. Существуют потоки для раскрытия таза и углубления прогибов, для проработки стоек на руках и шпагатов. Как и в Аштанга-йоге в Флоу- йоге главное — непрерывная нить дыхания, которая является основой для перемещения тела в пространстве.

асана йоги и море

Йога на побережье летом, ммм..

Система хороша тем, что в ней возможны самые разнообразные последовательности поз для любого уровня практики: от начинающего до продвинутого, хотя, как показывает статистика – Виньяса-флоу по душе больше молодым людям, у которых жажда новых впечатлений и многообразия асан пока преобладает над глубиной практики.

Бикрам-йога

Ее еще называют горячая или «хот» йога из-за условий, в которых проходят занятия. Автор метода- Бикрам Чоудхури, который считает, что хатха-йога максимально эффективна при максимально разогретом теле. Поэтому его занятия проходят в помещениях с температурой в 40 градусов и влажностью около 50%, что заставляет мышцы быстро разогреваться и освобождать суставы, что особенно благоприятно для людей с повышенной мышечной зажатостью и лишним весом.

Бикрам йога

Бикрам-йога, разгоряченное тело, пот и жар

Система Бикрам-йоги состоит из 26 асан, дающихся в строгой последовательности и постепенно прорабатывающих все части тела, а некоторые из них – это существенный вызов терпению и силе воли.

Менее известные подвиды хатха-йоги

Ишвара-йога, Гималайская, Универсальная, Флай и Вини-йога, Инь-и Акро- , Кундалини-йога, Дживамукти, Пауэр и Трай-йога и многие другие еще менее известные авторские стили – это тоже небольшие ручейки Хатха-йоги, которые имеют своих преданных последователей и продолжателей. В каждое направление автор привносит что-то свое, личностное, исходя из пережитого опыта, но общая Суть и асаны остаются едиными, поэтому если вы решили заняться йогой – то имеет смысл попробовать разные стили, чтобы определиться с близким по духу и начать свой Путь.

И небольшая рекомендация от автора: одно занятие мало что поведает, постарайтесь посетить хотя бы четыре — вот тогда можно делать вывод и решать: ваше это или нет. Также имеет смысл посетить разных преподавателей одного и того же стиля, ведь не секрет, что каждый подает занятие с призмы своего субъективного видения и опыта. Это делает одно и тоже направление йоги иным в руках различных преподавателей и ненавистные Чатуранги у одного инструктора будут с улыбкой и легкостью восприниматься у другого.

«Кто ищет — тот всегда найдет!», «Кто хочет – тот добъется» — слова из всем известной детской песенки очень кстати придутся в качестве девиза для только встающего на путь Йоги и делающего робкие шаги вперед.

Видео уроки Хатха-йога для начинающих

Всемирно известный учитель Садхгуру рассказывает о практике хатха-йоге и ее философских аспектах:

Хатха-йога Прадипика

хатха-йога прадипика

Одним из заслуживающих доверия источников по хатха-йоге, наряду с « Йога сутрами » Патанджали, является труд выдающегося йогина Сватмарамы, написанный ориентировочно в пятнадцатом веке нашей эры, который носит название «Хатха-йога Прадипика».

Часто данное санскритское словосочетание переводится как «Прояснение хатха-йоги», однако действительное значение термина «прадипика» — «то, что освещает» или «самоосвещающийся».

«Хатха-йога Прадипика» является настольной книгой практически любого современного практика йоги, который стремиться постичь истинный смысл и глубинную цель великой дисциплины – Йоги.

В тексте освещён ряд вопросов, касающихся физических, ментальных и духовных сложностей, с которыми сталкивается и простой человек, не практикующий дисциплину йоги, и, в особенности, последователь йогического пути обретения осознанности и просветления.

Особенность «Хатха-йога Прадипики» по отношению к текстам буддизма, джайнизма и раджа-йоги Патанджали является отсутствие первостепенной важности ямы и ниямы (свода нравственных установок и самоограничений). В данном труде акцент выставлен в первую очередь на очищении при помощи шаткармы, после чего начинается практика асан и пранаямы.

«Хатха-йога Прадипика» доносит до читателя мысль о том, что напрямую управлять поведением своего ума, т.е. выполнять весь свод ямы и ниямы – это задача, которая требует неимоверных усилий и для большинства современных людей является невыполнимой задачей.

Гораздо проще, безопаснее и эффективнее начинать с самоконтроля и ограничений, касающихся физического тела.

В наше время часто случается так, что человек, который не может высидеть в падмасане даже пятнадцати минут, стремиться напрямую применить техники работы с умом. Крайним результатом таких рьяных усилий может быть расщепление ума, когда одна его часть пытается получить контроль над другой. Но на самом деле не существует никаких двух умов! Созданный такой практикой шаблон враждебности по отношению к самому себе может реализоваться в виде различного рода телесных и психических недугов.

Сватмарама, обладая огромным опытом личной практики и понимая это, в «Хатха-йога Прадипике» показал несколько иной путь к достижению состояния йоги – самадхи, который оказался очень «рабочим» для большинства современных последователей йоги.

Если подход раджа-йоги заключается в управлении умом с последующим управлением праны (жизненной силы), то хатха-йога даёт технологическую возможность научиться управлять потоком жизненной силы, что естественным образом приводит к получению навыка контроля собственного ума, так как прана и ум – это нераздельная пара, которая не может существовать изолированно друг от друга.

Дисциплина тела – дисциплина чувств – дисциплина ума – осознание света собственной души – осознание тождественности собственной души и Абсолюта – такова цепь этапов, по которым проходит практик йоги, опирающийся на знание, изложенное в «Хатха-йога Прадипике»

Наиболее распространёнными вариантами данного классического йоговского трактата являются книги «Хатха-йога Прадипика» с комментариями ведущих наставников Бихарской школы йоги (Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати) в переводе на русский язык А. Липатова и М. Свечникова

хатха йога прадипика

Структура текста «Хатха-йога Прадипика»

Данные варианты перевода «Хатха-йога Прадипики» состоят из 4-х глав.

1. Первая глава «Хатха-йога Прадипики»

называется «Асана» и состоит из 67 шлок, которые рассказывают о:

— цели, препятствиях и факторах, помогающих на пути йоги
— практике разнообразных асан, служащих средством очищения, укрепления и оздоровления физического тела, а также инструментом пробуждения энергии Кундалини
— митахаре (йогической диете) и др.

2. Вторая глава «Хатха-йога Прадипики»

носит название «Шаткарма и пранаяма» и содержит 78 шлок, описывающих:

— техники шаткармы и пранаямы как средство очищения нади (каналов тонкого тела)
— взаимосвязь ума и праны
— признаках прогресса и совершенства в хатха-йоге и др.

3. Третья глава «Хатха-йога Прадипики»

под названием «Мудра и бандха» содержит 130 шлок, в которых повествует о:

— Кундалини, чакрах, каналах тонкого тела
— технике и эффектах практики мудр и бандх
— важности контроля семени и др.

4. Четвёртая глава «Хатха-йога Прадипики»

называется «Самадхи», которую составляют 114 шлок, рассказывающих о:

— достижении состоянии самадхи, которое вызывает активизацию ряда эффектов (исчезновение дуального восприятия, устранение кармических реакций и т.д.)
— важности практики мудр, в особенности шамбхави и кхечари мудры
— состоянии йога-нидры
— важности практики раджа-йоги, без которой хатха-йога является бесплодной
— возникновение в результате практики внутреннего звука (нада), которое поглощает ум и способствует достижению безмолвия и др.

Чем отличается хатха йога от других видов

В последнее время, техники йоги часто используют в качестве занятий фитнесом. Истинное понимание этой практики более глубокое. Основные действия направлены не только на выполнение группы физических упражнений, но в большей степени на духовный рост человека, познание собственного организма и его возможностей.

Хатха йога относится к древней системе учений и является сегодня одним из наиболее распространенных видов йоги. Знакомство с йогической системой начинается, зачастую, именно с этой практики. Занятия снабжают тело не только необходимой ему физической нагрузкой, но и обновляют энергетические центры, улучшая функционирование внутренних органов, суставов и мышц.

История

Техника собрала вокруг себя большое количество легенд, главной из которых является история о том, что учение пришло к людям от Шивы. Именно Шива чаще всего упоминается в классических работах, как гуру, который передал смысл духовных занятий.

Современные исследователи считают, что свое развитие метод получил в 10-11 веках и был разработан Матсьендранатхом и его последователем Горакшанатхом. Будучи основателями метода натха, который стал основой в развитии традиционного вектора хатха йоги.

Горакшанатх сгруппировал и уравновесил уже действующие необходимые техники соприкосновения сознания с телом через нагрузки и виды дыхательных комлпесов. Тантрика стала дополнением к новому виду.

Авторство многих текстов хатха-метода приписывается Горакшанатх, среди них Йога-мартанда, Горакша-штака, Горакша-паддхати, Джняна-амрита, Аманская йога и другие.

Новая волна учений появилась в 15-16 веках, когда йогический мудрец и последователь школы натхов — Свами Сватмарама издал учение «Хатха-йога-прадипика». Содержание считается классическом текстом вида, который систематизировал в себе другие техники первоначального метода.

Большинство учений трактуют занятия техникой как комплексный вид психологических и физических действий, которые дают возможность укреплять и прорабатывать мышечные ткани с помощью нагрузки, обновляя энергетические центры и работу внутренних органов подготавливая практикующего перед началом йоги раджа.

Отличия

Главное отличие хатха йоги в том, что действия метода основаны на комплексном выполнении четырех составляющих:

возможность глубокого расслабления мышечных тканей;

умение правильно дышать;

возможность осознанно концентрировать внимание при выполнении конкретных упражнений и волевых действий;

выполнение и удержание динамических и статических поз.

Занятия практикой должны быть постоянными. Рекомендовано работать с асанами хатха йоги ежедневно, выделяя на нее 15-30 минут. Это позволит прорабатывать и укреплять все виды мышечных тканей корпуса, позвоночник, суставы и внутренние органы равномерно и комплексно, не перегружая тело.

Особенности

Главными особенностями хатха йоги для начинающих являются.

Философский смысл, заложенный в название.В переводе, "Ха" — означает "солнце" (мужское начало), а "Тха" переводиться как "луна" (женское начало). В переводе с санскрита, йога понимается как "единение". Смысл техники заключается в том, чтобы гармонизировать противоположные начала, существующие в природе человека и воздействовать на собственную сущность с их помощью через энергетические центры.

Сочетание физической нагрузки на мышцы с дыхательными упражнениями. Предварительное глубокое, равномерное дыхание исключает чрезмерную нагрузку на сердечную мышцу, а также позволяет осуществлять массаж и тренировку всех внутренних органов, постепенно укреплять систему жизнедеятельности человека, концентрировать внимание.

Большое внимание уделяется наличию множества статических поз и их удержанию.

Силовые физические действия выполняются без дополнительных тренажеров, снарядов и приспособлений. Этот аспект дает полное понимание возможностей тела обеспечить необходимую физическую нагрузку вне зависимости от внешних условий.

Польза

Техника имеет ряд полезных свойств, получить которые можно в ходе постоянной практики поз:

нормализация и коррекция работы внутренних органов (пищеварительная, выделительная, половая система);

избавление от состояния "накопившихся" стрессовых ощущений, повышение уровня эмоциональной устойчивости к раздражающим факторам;

улучшение памяти, внимания и повышение скорости восприятия различной информации;

избавление плечевого отдела от болей и зажатости, снижение и устранение проблем с позвоночником;

благотворное влияние на суставы;

устранение вегетососудистой дистонии;

нормализация сна, избавление от бессонницы.

Противопоказания

Не смотря на множество положительных изменений, которых можно достичь с помощью упражнений, существует и ряд противопоказаний:

органические болезни сердца;

повышенное кровяное давление;

наличие болезней глаз (глаукома);

инфекционные заболевания опорно-двигательного аппарата;

черепно-мозговые травмы высокой степени тяжести;

ухудшения самочувствия, проявляющиеся в ходе или после выполнения комплекса.

Нужно учитывать и некоторые противопоказания, которые являются временными:

обострение хронических заболеваний;

непостоянная температура (ниже 36.2 или выше 37 градусов);

период восстановления после операций;

прием большого количества лекарств.

В таких случаях, выполнение упражнений следует отложить до нормализации общего состояния.

Практика

Метод представляет собой систему, которая подготавливает человека к другим видам занятий.

Комплекс хатха йоги состоит из:

яма – универсальные моральные заповеди, среди которых принцип ненасилия (ахимса), целомудрия до вступления в брак (брахмачарья), правдивости (сатья), непривязанности (апариграха) и невозможности присвоения чего-то чужого (астея);

нияма – вторая часть методики, отражает в себе духовные составляющие: чистота (шауча), скромность (сантоша), целеустремленность (тапас), создание культуры мысли (свадхьяя) и восприятие бога, в качестве совершенства (ишвара-пранидхана);

асасны – статичные позы йоги, удержание которых, помогают достичь возвышенных целей, научиться концентрировать внимание;

пранаяма – техника дыхания, обеспечивающая контроль и передвижение энергии в нужные части тела.

Возможность практиковать упражнения, укрепляющие силу мысли и духа, восстанавливающие энергию, не возможны без очищения. Проходит в несколько этапов практики. Подготовительный процесс заключается в выполнении шаткарма, включающей в себя шесть действий, приводящих в баланс органы дыхания и ЖКТ. Этот этап нужно пройти перед началом дыхательных упражнений (пранаямой).

Базовые асаны

Пашчимоттанасана – избавляет от жировых отложений бедер и живота, сгорбленности и кривизны позвоночника, вырабатывает гибкость корпуса.

Наклон из положения стоя с задействованием суставов плеча. Поза хорошо прорабатывает мышцы всего корпуса, растягивая их, а также укрепляет суставы таза. Улучшает работу внутренних органов, среди них печень и почки, стимулирует подвижность суставов плечевого отдела и рук.

Ардха Бадха Падма Пашчимоттанасана – комплексно работает с голеностопными суставами, грудной клетки и позвоночника, а также выступает в качестве массажа для органов ЖКТ, малого таза и дыхательной системы.

Сарпасана – дает возможность вытянуть позвоночник и укрепляет мышечные ткани корпуса.

Урдхва Мукха Пашчимоттанасана – позиция прорабатывает крестцово-поясничный отдел, мышцы задней стороны шеи, вытягивает корпус.

Уткатасана – поза комплексно укрепляет мышцы корпуса, бедер и плечевого отдела, вырабатывает энергию для выносливости, позволяет прочувствовать равномерную работу всей системы жизнедеятельности.

Ардха Чандрасана – способствует коррекции осанки и боковых линий тела, прорабатывает мышечные ткани ног и корпуса.

Урдхва Уттанасана – работает с голенями и лодыжками, раскрывает грудь, уменьшает боли в спине.

Сарвангасана – комплексно помогает восстановить нормальную работу кровеносной системы, корректирует восприимчивость организма к ОРЗ, способствует нормализации пищеварения, укрепляет сердечную систему.

Самым важным в освоении методики хатха является не только осознанное стремление к поставленным целям, но также и понимание физических возможностей организма на каждом этапе.

Выполнение разных видов статических поз, не должно сопровождаться болями и дрожью в тканях. Допустимо только та нагрузка, которая не сможет навредить, ориентируясь на собственные ощущения и действия. Только после адаптации, нагрузку нужно увеличивать.

Занятия этим видом йоги позволяют не только давать необходимые физические нагрузки на мышечные ткани корпуса, но и очищать духовные каналы, обновляя энергетические центры, корректируя и улучшая работоспособность разных внутренних органов.

Многогранность практики позволяет каждому подобрать физические действия и развивать необходимое состояние приемлемого комфорта для духовного роста и внутренней гармонии.

Что такое хатха-йога?

Хатха-йога – это древнее учение, духовная практика, направление йоги, родиной которого является загадочная во всех отношениях Индия. Легенды гласят, что сам Шива передал тайные знания хатха-йоги своей супруге Парвати, поэтому к этому учению можно относиться как к божественному дару.

Особенности и назначение хатха-йоги

Особенности, назначение и описание практики

Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх считаются теми, кто придал хатха-йоге именно те особенности, которые мы можем наблюдать и сегодня. Они систематизировали практики работы с сознанием и телом, а Горакшанатх является автором текстов об этой практике.

Это направление йоги провозглашает единение духовного и физического. Располагая особыми практиками, оно позволяет достичь гармонии этих двух аспектов.

В чем особенность хатха-йоги и что это такое?

практикующий хатха-йогу житеть Индии

Уже само слово «хатха» несет особый смысл. Существует несколько толкований. «Хатха» с санскрита переводится как «интенсивность», «усилие», йога – «единение», «союз», «слияние». Фактически, hatha yoga – это принудительное слияние. Но слияние чего?

Некоторые исследователи видят в слове «хатха» отдельные слоги, которые по отдельности не обладают собственными значениями. Но вместе они образуют гармоничное единение. «Ха» – это ментальная энергия, мужская мантра, Солнце, Шива. «Тха» – сила жизни, женская мантра, Луна, Шакти. Итак, «хатха» – это союз мужского и женского, объединение двух энергий, являющихся источником всего живого.

Данная индийская духовная практика считается частью раджа-йоги, являющейся путем развития духовных способностей. Хатха-йога в составе раджа-йоги необходима именно для подготовки тела для постижения духовной стороны личности.

Главное в хатха-йоге – поддержание здоровья суставов и позвоночника, развитие гибкости тела. Особенно показаны занятия йогой тем, кто вынужден регулярно испытывать умственные нагрузки, занимается интеллектуальным трудом, учебой.

Помимо классических асан и техник данное направление йоги располагает уникальными упражнениями, направленными на массаж внутренних органов и стимуляцию гормональных желез. Не секрет, что гормоны оказывают влияние на эмоциональное состояние человека.

Дисбаланс, возникающий в гормональной системе, способен привести не только к негативному восприятию мира и самого себя, но и серьезным проблемам со здоровьем. В том числе, по мнению йогов, подавляющее большинство недугов – это результат неправильного распределения в организме жизненной энергии. Практикуя асаны хатха-йоги, восстанавливается правильное течение праны.

Отзывы тех, кто практикует хатха-йогу, свидетельствуют о том, что после таких занятий уходит не только ощущение телесной усталости, но и психологической, от которой избавиться гораздо сложнее. Асаны, пранаямы и медитативные техники помогают избавиться от напряжения и стрессового состояния, укрепить нервную систему.

Практики

Практика хатха-йоги базируется на таких составляющих:

  1. Пранаямы – специальные дыхательные упражнения, цель которых заключается в том, чтобы научить человека эмоциональному самоконтролю. В процессе выполнения пранаямы также осуществляется массаж внутренних органов. Узнать подробнее.
  2. Асаны – выполнение упражнений в специальных позах в сочетании с особыми техниками дыхания и концентрацией внимания. Хатха-йога заключается в практике статических упражнений, которые могут выполняться на вдохе, выдохе или задержке дыхания. Асаны не следует делать на грани своих физических сил. Наоборот, они должны расслаблять, умиротворять. Важно, чтобы не возникало никакого дискомфорта. Появление приятных ощущений во время асан – показатель того, что прана по телу циркулирует правильно.
  3. Медитация . Ее главная цель – прислушаться к себе, сбросить все «лишнее», напускное. В процессе релаксации происходит физическое и психологическое расслабление, энергия направляется на духовное совершенствование человека.
  4. Шаткармы – упражнения и способы хатха-йоги, позволяющие очистить внутренние органы. Шаткармы – это общее название для очистительных практик . Перевести с санскрита можно как «шесть действий». Действительно, методика располагает шестью практиками очищения организма:
  • Дхоути – техники для очищения пищеварительного тракта;
  • Басти – тонизирование и промывание толстого кишечника;
  • Наули (Лаулики) – специальные техники массирования области живота с целью укрепления органов брюшной полости;
  • Нети – очищение и промывание носовых проходов;
  • Капалабхати – набор их трех несложных техник, позволяющих очистить переднюю долю головного мозга;
  • Тратака – укрепление оптических нервов и глаз, улучшение зрения, развитие внимательности с помощью техники пристального созерцания объекта.
  1. Правильное питание. В йоге этому аспекту уделено отдельное внимание. Чтобы быть здоровым и довольным жизнью, достаточно есть простую натуральную пищу и не переедать.

Практика хатха-йоги позволяет достичь разных целей: пробуждение Кундалини – особой энергии, сконцентрированной у основания позвоночника; восстановление или поддержание здоровья, долголетие; осознание своего высшего Я (атмана); достижение гармонии внешнего и внутреннего, состояния просветления (самадхи).

Традиционная хатха-йога в древнейшем «Хатха-йога-прадипика»

«Хатха-йога-прадипика» – один из классических текстов о хатха-йоге. Написан на санскрите приблизительно в XV веке Свами Сватмарамой, являющимся идейным последователем Горакшантха, основавшим Натха-сампрадайю – философское учение, объединяющее людей, почитающих Шиву.

«Хатха-йога-прадипика» вобрал в себя цикл ранних текстов и добавления йоги Сватмарамы.

Текст включает в себя 382 строфы и четыре основные главы:

  • Первая глава посвящена асанам, рекомендациям по питанию и родословной преемственности. Ограничениям, которые необходимо соблюдать (ниямы), отведено 67 шлок, а правилам сдержанности в поведении и поступках (ямы) – по одной шлоке на каждую.
  • Шлока – это эпический стихотворный размер, применяемый в древнеиндийских санскритских текстах. Состоит из двустишия, в каждой строчке – по 16 слогов.
  • Вторая глава включает в себя 78 шлок, посвященных шаткарме (техникам очищения организма) и пранаяме (дыхательным техникам).
  • Третья глава в 130 шлоках повествует об энергии Кундалини ; каналах, по которым движется прана; бандхах и мудрах.
  • Посредством 114 шлок четвертая глава описывает способы концентрации ума, успокоения сознания, достижения просветления.

Преимущество хатха-йоги в том, что ее можно практиковать в любом возрасте, так как она практически не имеет противопоказаний.

Освоив эти техники, можно научиться полноценно релаксировать, достигать взаимопонимания с окружающим миром и самим собой, избавиться от разных недугов. Ведь проповедуя хатха-йогу, вы начинаете понимать, в чем сила физического и психологического расслабления, спокойствия и гармонии.

кино головоломка 2

фильмы 2018 люси 2

больше чем просто возлюбленные 3 сезон

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector