Творец и созидатель Вселенной Брахма – история происхождения и символизм

Творец и созидатель Вселенной Брахма – история происхождения и символизм

Первоначальный творец всей Вселенной по ведическим канонам — это Брахма. Он один из трех основных божеств — Тримурти (в переводе с санскрита означает «три лика», «триединство», त्रिमूर्ति).

Веды почитают Брахму как создателя Вселенной с начала времен. Второе божество — Вишну — считается ее хранителем в течение всего времени существования. У третьего бога — Шивы — роль разрушителя всего сущего, когда придет время. Это триединство объединяет ипостаси трех богов в идеи троичности Вселенной. Они проявляют единую божественную суть во всех аспектах жизни.

Кто это?

Индийский эпос главенствующую роль в пантеоне божеств отдает Брахме. Много лет назад во вселенских водах плавало золотое яйцо, внутри которого шло зарождение и развитие младенца. До поры до времени он спал. Но когда настал нужный момент, он пробудился. Так возникла первая мысль Брахмы.

Сила мысли была настолько мощной, что смогла расколоть космическое яйцо на равные половинки. Это были земной и небесный своды. Все сущее состояло из пяти элементов: земли, воды, воздуха, огня, эфира и мысли. Небесный свод Брахма наполнил звездами, в сушу покрыл равнинами, горами, морями и реками.

Бог выступает воплощением творческого начала Вселенной. Он есть Абсолют. Им был не только создан весь мир, но и определен хронологический порядок существования мира.

Происхождение

Эпос «Махабхарата»(1.1.20) называет Брахму «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность». Там же Брахма считается тождественным Шиве (Ишане) и Вишну.

В летописи Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахму почитают как саморожденного. У него не было матери. Он появился на свет в цветке лотоса, который вырос из пупа Вишну, когда была сотворена Вселенная. Именно поэтому Брахму еще называют Набхиджей (рожденным из пупа).

Пураническая легенда гласит, что рождение Брахмы связано с водой. В ней Вишну оставил свое семя, которое превратилось в космическое яйцо с золотой скорлупой. Внутри этого яйца и зародился Брахма (Хираньягарбха). Когда оно раскололось, скорлупки расширились до размеров Вселенной. Благодаря этой легенде, Брахма получил еще одно имя — Канджа (тот, кто рожден в воде). Он известен и как сын Верховного существа Брахмана. В его появлении на свет участвовала и энергия Пракрити (Майя).

Изображение

Чаще всего изображение Брахмы содержит четыре его лика: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа. Эти же лики представляют собой четыре Юги или разные стороны света, с помощью которых он может контролировать все вокруг в созданном мире. Руки божества в разных вариациях статуй держат такие предметы, как:

  • скипетр;
  • ложку или ковш (повелитель яджн);
  • сосуд (камандалу), заполненный священной водой из речки Ганга (символ начальной субстанции, из которой появилось все сущее);
  • четки (акшамала), нужные для правильного подсчета космического времени;
  • Веды, символизирующие знания;
  • соцветие лотоса, символизирующее проявление Вселенной.

Брахму обычно изображают передвигающимся на лебеде. Он является олицетворением божественной мудрости.

Но чаще всего Брахма сидит в цветке лотоса. Это его вечная божественная суть. Еще он может передвигаться на колеснице с упряжкой лебедей (семь миров — локи).

Картинки

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Атрибут

У Брахмы четыре руки являются символами сторон света: севера, юга, запада и востока.

Задней правой рукой он повелевает умом, задней левой рукой — разумом, передней правой рукой — эго, передней левой рукой — самоуверенностью.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

С божеством связаны следующие символы:

  1. Четки – воплощение разных материальных субстанций, необходимых для создания Вселенной.
  2. Книга Вед равноценна знаниям.
  3. Золото — деятельность. Брахма с золотым ликом является символом его активной деятельности в процессе сотворения мира.
  4. Лебедь — милосердие, умение разделять плохое и хорошее. Божество передвигается на лебеде Хамсе. Такая повозка называется Вахану.
  5. Корона — символ верховной власти над всем миром.
  6. Цветок лотоса равноценен природе, сущности всех элементов и живых творений Вселенной.
  7. Борода черного цвета или седая означает мудрость Брахмы, вечное творчество.
  8. Четыре лица, руки и головы символизируют четыре веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву.

Ваханой (транспортом) Брахмы стал лебедь, обладающий божественной силой. Его индусы почитают по-особенному. Лебедь обладает удивительными качествами: способностью разделять молоко из молочно-водяной смеси – нира-кшира-вивека. Еще его считают символом справедливости, независимо от жизненной ситуации. Каждый должен уметь отделять благое от скверного, принимая свою духовную сущность или отвергая ее, если таковой не имеет.

Фото 4 Сарасвати

В Пуранах сказано, что у Брахмы была любимая супруга — Сарасвати (богиня мудрости и знаний). На санскрите ее имя звучит как «полноводная», символ священной реки.

По легенде она родилась из священного слога и настолько была красивой, что Брахма создал себе четыре лика для безотрывного созерцания любимой.

Супруга стала символом женского проявления божественной энергии творчества. В ее лице проявляется природа Пракрити — материальная первопричина Вселенной, источник женской энергии. У Брахмы, отделившего от начального бытия, появилась возможность оживить первоначальную природу с помощью своего выдоха.

Под покровительством богини Сарасвати находятся искусства, науки, ремесла, мастерство, язык Санскрит и алфавит Деванагари (божественное письмо). Жене Брахмы приписывают разные имена, одним из которых стало Савитри (солнечная).

Сыновья

У божеств родилось семь детей — духовные сыновья Великие Риши. Еще их называют Саптариши (7 мудрецов). Главной их ролью была помощь Брахме в сотворении Вселенной. Сыновья стали прародителями всего живого.

«Ригведа» не индивидуализировала сыновей по именам. Но позднее в священном писании упоминается о появлении еще двух сыновей Вайю-пурана и Вишну-пурана. Всего их стало девять.

В сказании Пуран есть сведения о рождении Брахмой через силу духа разумных сыновей наподобие себя:

  • Бхригу;
  • Пуластья;
  • Пулака;
  • Крату;
  • Ангирес;
  • Маричи;
  • Дакша;
  • Атри;
  • Васиштха.

Храмы

У Брахмы, в отличие от других, божеств нет конкретного облика. Это довольно абстрактное божество, поэтому в его честь было построено только несколько храмов. В свою очередь для Вишну и Шивы возвели множество храмовых комплексов.

Однако Брахма играет значимую роль в индуистском мировоззрении. Ему возносятся молитвы во время проведения различных ритуалов.

Самым главным храмом Брахмы считается тот, что расположен в Пушкаре в Раджастане.

Другие храмы содержат особую нишу с северной стороны здания для статуи Брахмы. При этом в честь кого создан храм не имеет значения, Брахма всегда присутствует. Ему поклоняется множество верующих каждый день, т. к. судьба каждого человека находится в его власти. Помимо молитвенных вознесений существуют различные медитации для отождествления себя с этим божеством.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бог Брахма — создатель вселенной

Бог Брахма

Религия

Наблюдая за звездным небом, целесообразностью всего сущего на земле, люди задавались вопросом: «Что было первоначалом Вселенной? Как она образовалась? Как зародилась жизнь?» В мифологии разных этнических групп планеты существуют мифы и предания о сотворении Мира из первобытного хаоса.

В индийском эпосе таким творцом является бог Брахма. Триллионы лет назад во вселенском безмерном океане внутри большого золотого яйца, которое плавало в его водах, развивался и рос младенец. Он спал. Когда пришло время пробуждения – первой проснулась мысль Брахмы.

Она имела такую мощь, что расколола космическое яйцо на две половины. Из которых возникли земля и небо. Появились пять элементов – земля, вода, воздух, огонь, эфир и мысль. Брахма усыпал небо звездами, а на суше образовались равнины, горы, моря и реки.

Брахма выступает как воплощение творческого принципа существования, персонификации абсолюта. Он не только создал мир, но так же и определил хронологические рамки вселенной.

БрахмаОдиночество гнетило его и дыханием создал Брахма духов асуров (как добрых, так и злых) которые построили свои крепости на небе, суше и под водой.

Силой мысли из своих глаз, ушей, ноздрей, пальцев и души Брахма породил богов. Родилось у него семь сыновей и дочь: силой духа он породил Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакшу и дочь Вирини. Дакши взял в жены Дочь Брахмы.

Это стало началом населения неба, земли и вод богами, демонами, чудовищами, птицами, змеями, людьми. Брахма разделил энергию на мужскую и женскую. Впоследствии, Адити, третья дочь Дакши и Виринии, родила трех сыновей: бога океана Варуну, бога грозы и !грома Индру, бога солнца Вивасвата (Сурья), хранителя мирозданья и владыку пространства Вишну. Сыновья Брахмы дали начало жизни на земле и начали управлять.

Сотворив мир, Брахма решил отдохнуть под сенью дерева. Но люди начали впадать в грех, и Брахма решил вмешаться в то, что сотворил. Так появились веды и законы, поддерживаемые поощрениями и наказаниями. Наказание следовало за нарушение клятвы данной стражу закона.

Ему принадлежит создание театра, музыки, танца и первых поэтических сочинений. Брахма покровительствовал аскетам.

Брахма в мифологии

В это время асуры начали воевать с богами за господство над Вселенной. Брахма разгневался и, приняв сторону богов, послал Руду-Шиву им на помощь, который прогнал асуров с небес. Война между богами и демонами не закончилась. До сих пор силы добра противостоят силам зла. Это один из мифов о Брахме.

В другой легенде — иная версия. В ней говорится о том, что он рожден из цветка лотоса выросшего из пупа бога Вишну. Поэтому другое имя Брахмы Набхиджа (рожденный из пупа).

По некоторым мифам все живое появилось от брака Брахмы со своей дочерью.

Согласно ведическим и пураническим текстам четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды, четыре руки – четыре стороны света. Вначале у него было пять голов, но одну из них он лишился после того как оскорбил ненадлежащим образом Шиву. Шива сжег ее в гневе своим глазом.

Бог Брахма с белой бородой

В некоторых областях Индии Брахма изображается с белой бородой – символом вечной природы его существования. Согласно преданиям, Брахма живет 100 «лет Брахмы». Это равно 311 040 000 000 земным годам. После его смерти наступает 100 лет перерыва для перерождения нового Брахмы, который начинает новый процесс своего творения Вселенной. Цикл перерождений бесконечный.

Брахма не носит оружия. В руке он держит скипетр, который имеет вид черпака или большой ложки на подобие тех, которыми проливается гхи во время ведических жертвоприношений на священный огонь. Это символ того, что Брахма повелевает яджнами. В другой руке — камандала с водой. Символом изначального всепоглощающего эфира, прародителя первоэлементов творения. В третьей — молитвенные четки акшамала. С помощью них он ведет счет времени. Это символ аскетизма и отречения — саньяса, указывает на необходимость обращения взора на познание вечной сущности. В четвертой – книга Вед или цветок лотоса. Символ знания, мудрости и талантов.

Брахма на божественном лебедеПередвигается Брахма по вселенной на божественном лебеде. Лебедь, почитаемая в индийской культуре, птица которой дано отделить молоко из смеси воды и молока. Это символ различать плохое и хорошее, принимать духовные ценности и отвергать то, что их не имеет.

Птица возносит его в райский мир Брахмы Врах-малока на седьмое небо. Этот мир находится на далеком севере на вершине величайшей золотой горы Меру, место обители Тримурти – божественной троицы, в которую помимо Брахмы входят Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.

Супруга Брахмы – богиня Сарасвати. Она покровительствует искусству, наукам и красноречию.

Попасть в райский мир могут только люди, ведущие праведный образ жизни. Считается, что только их жизнь блаженна, и только они могут постичь истину. Вокруг горы Меру вращается солнце, Трилока (небо, земля, подземное царство), а также планеты и звезды. Это центр Вселенной. С седьмого неба постоянно низвергаются потоки священной реки Ганг.

Бог Брахма передвигается на лебеде

На склонах горы растут чудесные яблони Джамбу. Добраться даже самому храброму воину не то, что простому человеку до страны Брахмы, не дано. Гора окружена неприступными горными хребтами в семь колец. Между горными кольцами семь озер немереной глубины. Над ними располагаются четыре континента, омываемых океаном. Континент опоясан ожерельем из 500 островов.

Самая близкая к горе Меру земля, которая называется Джамбутвипа. Названа земля так потому, что на ней растут яблони Джамбу. На этом континенте жил в древности родоначальник и царь воинствующего племени Бхарата. Это племя является основателем Индии. На хинди Индия называется «Бхарат».

Легенды и мифы, описывающие деяния, сражения и подвиги потомков царя Бхараты, племен пандавов, куравов, богов собраны в грандиозной эпической поэме «Махабхарата». Это великое произведение древности (состоящее примерно из ста тысяч двустиший) описывающее рождение мира, деяния богов, подвиги героев.

Брахма – один из божеств Тримурти, но Шива наложил проклятие за обман, которое стало причиной ограниченного поклонения Брахме.

Эта история, случившаяся на заре создания мира, описана в «Шивапуране». Вишну и Брахма решили найти начало и конец гигантского шива-лингама. Вишну перевоплотился в вепря и искал начало, копая землю. Брахма, в облике лебедя, поднялся ввысь искать в небесах. Вишну признав, что не сможет найти один из концов, пришел и поклонился Шиве. Брахма был настойчив и поднимался ввысь, пока не увидел кетаки (любимый цветок Шивы). Он обратился к цветку с просьбой дать ложное свидетельство о том, что нашел начало шива-лингама. Узнав об этом, Шива разгневался и наложил проклятие – запрет на поклонение Брахме в трех мирах.

Другая легенда гласит, что проклятие наложил великий мудрец Бхиргу. Вот как об этом написано: «Для огромного ведического жертвоприношения на земле выбирался председательствующим один из богов. Бхирху искал одного из Тримурти. Брахма не услышал зов прибывшего великого мудреца и не удостоил его почтением, потому что был поглощен звуками музыки игравшей для него супруги. Бхиргу разгневался и проклял Брахму. Он объявил, что никто с этого момента не станет призывать имя Брахмы и не станет поклоняться ему.»

Храмы Брахмы

Статуя БрахмыБрахма один из божеств Тримурти и самое абстрактное божество. Ему построено несколько храмов по сравнению с Вишну и Шивой, которым возведено примерно десятки тысяч. Он играет большую роль системе индуистского мировозрения, поэтому молитвы Брахме возносятся при проведении большинства индуистских ритуалов.

Храм Брахмы в Пушкаре (Раджастан) самый священный и значимый. Ежегодный крупный религиозный фестиваль, который приходится на полнолуние в месяц Картика по лунному календарю (октябрь-ноябрь) собирает тысячи паломников, которые совершают омовение в священных водах прихрамового озера Пушкар. Такими же фестивалями славится храм в Тирунавае.

Очень мало статуй Брахмы в сидячей позе, в основном он стоит. Если сидит, то на распустившемся цветке лотоса или на лебеде – вахане. На Брахму одета шкура антилопы. Символ того, что истину можно постичь лишь отказавшись от суеты, поборов многие земные страсти, придерживаясь аскезы. Только через испытания открывается истина.

Каждой из шастр он появляется в ином обличии. Закрытые глаза, удовлетворенный лик, проявление своих высших духовных качеств — характерно для йогического состояния. Такому образу преклоняются аскеты и подвижники.

Миряне предпочитают более земной образ, на котором Брахма в обычном виде вместе с женами.

Третьему аспекту вира – воинской доблести поклоняются цари и воины.

Четвертый — абхичарика (грозный, суровый и устрашающий лик) предпочтительный для поклонения тем, кто готовиться истребить своих врагов.

Бог БрахмаВстречаются статуи, более очеловеченные с четырьмя головами и двумя руками в одежде из ткани с пышными локонами (прическа характерная для аскетов). Через плечо кроме шнура перекинута шкура оленя. В таких статуях Брахма держит в руках только два атрибута, в основном, четки и сосуд с водой. Крайне редко можно встретить статуи с одной головой и двумя руками.

Каждый храм, независимо какому божеству он возведен, имеет нишу в северной стороне для Брахмы, которому, следуя ведическим традициям, поклоняются ежедневно, так как судьба каждого управляется этим богом. Кроме молитв существуют медитативные практики отождествления себя с Брахмой. Во время медитации человек заряжается положительной энергией.

Творец и созидатель Вселенной Брахма – история происхождения и символизм

  • Йога
  • Асаны
  • Аюрведа
  • Медитации и пранаямы
  • Число ангела
  • Вы здесь:  

Бог Брахма – создатель Вселенной

Бог Брахма

В ранних индуистских источниках, таких как Махабхарата, Брахма является высшим в триаде великих индуистских богов, которая включает Шиву и Вишну.

Брахма является создателем вселенной и всех существ, как показано в индуистской космологии. Веды, самые старые и самые священные из индуистских писаний, приписываются Брахме, и поэтому Брахма считается отцом дхармы. Его не следует путать с Брахманом, который является общим термином для Высшего Существа или Всемогущего Бога. Хотя Брахма – является одним из Троицы великих индуистских богов, тем не менее, он не так популярен как боги Вишну и Шива. Брахма в основном описывается в Священных Писаниях, но вот храмы, посвященные ему не так-то просто найти. Один из таких храмов находится в Пушкаре в Раджастане.

Как появился Бог Брахма

Согласно Пуранам, Брахма — сын Бога, которого часто называют Праджапати. В ведийском тексте «Шатапатха-брахмана» говорится, что Брахма был рожден от Верховного Существа Брахмана и женской энергии, известной как Майя. Желая создать вселенную, Брахман сначала создал воду, в которую он поместил свое семя. Это семя превратилось в золотое яйцо, из которого появился Брахма. По этой причине Брахма также известен как «Хираньягарбха» («золотой зародыш»). Согласно другой легенде, Брахма появился из цветка лотоса, который расцвел в пупке бога Вишну.

Чтобы помочь создать вселенную, Брахма породил 11 прародителей человеческой расы, называемых «праджапати», и семь великих мудрецов или «Саптариши». Эти дети или сыновья разума Брахмы, которые родились не из тела, а из его разума, называются «манаспутрами».

Что символизирует Брахма

В индуистском пантеоне бог Брахма обычно представлен с четырьмя головами, четырьмя руками и красной кожей. В отличие от всех других индуистских богов, в руках Брахмы нет оружия. Он держит в руках кувшин с водой, книгу молитв или Вед, четки и лотос. Он сидит со скрещенными ногами на лотосе, его средством передвижения является белый лебедь. Брахма часто изображается с длинной белой бородой.

Четыре руки Брахмы символизируют каждую из четырех Вед: Рк, Сама, Яджу и Атхарва. Веды — это совокупность древних санскритских текстов, происходящих из Индии.

У Брахмы четыре головы, которые, как считается, представляют собой эмоции и эго человека.

Брахма часто держит одной рукой книгу, которая символизирует знания. Другой рукой он держит цветок лотоса, который представляет природу и всеобъемлющую энергию творения. Лотос часто ассоциируется с индуистской богиней богатства Лакшми. В третьей руке у него находится «акшамала» — нить с бусинами, которые предназначены для отслеживания времени Вселенной. В четвертой руке он держит «камандалу» — кувшин из металла или скорлупы кокосового ореха, в котором находится вода. Вода в этом кувшине означает первоначальный, всеобъемлющий эфир, в котором развился первый элемент творения.

Корона на голове Брахмы символизирует его высшую власть над миром как Бога Творения.

Золотое лицо и украшения Брахмы представляют его наиболее активную роль в создании Вселенной.

Брахму часто изображают верхом на лебеде — священном транспортном средстве, который является его носителем и проводником. Предполагается, что лебедь символизирует благодать и проницательность.

Время и Эпоха Брахмы

Брахма руководит «Брахмалокой» — вселенной, которая содержит все великолепия земли и других миров. В индуистской космологии вселенная существует в течение одного дня, который называется «Брахмакалпа». Этот день эквивалентен четырем миллиардам земных лет, в конце которых растворяется вся вселенная. Этот процесс называется «Пралайя», который повторяется в течение 100 лет, периода, который представляет собой продолжительность жизни Брахмы. После «смерти» Брахмы необходимо, чтобы прошло еще 100 его лет, пока он не возродится, и все творение начнется заново.

В священном тексте «Линга-пурана», четко обозначены различные циклы, которые указывают на то, что жизнь Брахмы делится на тысячу циклов или «маха-юг».

Брахма

В индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (Тримурти). В этой триаде Брахма как создатель вселенной противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологических сюжетах нередко нарушается, что это даёт основание предположить, что в архаических слоях эпоса Брахма совмещал все три функции. В отличие от Вишну и Шивы, Брахма — наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов. Брахма играет важную роль в основных системах индуистского умозрения.

В ведах Брахма как бог — создатель вселенной отсутствует, но эти функции отмечены у Праджапати, который в относительно поздних текстах отождествляется с Брахмой [1] . Характерно, что в эпосе за Брахмой в числе его эпитетов-ипостасей упоминаются:

Тваштри — «творец», Дхатри — «установитель», Видхатри — «распределитель», Локагуру — «наставник мира», Парамештхин — «высочайший» и т. п., сохраняется за ним и эпитет Праджапати — «владыка сущего», «перворождённый».

  • красным,
  • лотосооким,
  • с бородой,
  • у него четыре лица,
  • четыре тела
  • восемь рук, в которых:
  • четыре веды,
  • жезл,
  • сосуд с водой из Ганга,
  • жертвенная ложка,
  • иногда цветок лотоса,
  • жемчужное ожерелье и
  • лук.

Брахма «подобен тысяче солнц» [2] , сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде.

Согласно «Ману-смрити», пуранам, «Махабхарате» (XII):

  • Брахма рождается в яйце, золотом зародыше, плавающем в первобытных водах;
  • проведя в яйце год [3] , он силой мысли разделяет яйцо на две половинки;
  • из одной создаётся небо, из другой — земля;
  • между ними возникает воздушное пространство;
  • далее появляются пять элементов [4] , мысль, а ещё позже — боги, жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений [5] ;
  • сам Брахма разделяется далее на две части — мужскую и женскую;
  • после этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны.

Все живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой; он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией абсолюта как высшего объективного начала, из оплотнения которого возник тварный мир. В этой связи Брахме противостоит индивидуализированное и субъективное начало — атман. Брахма не только создаёт мир: его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной:

  • Брахма живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет;
  • день Брахмы равен всему сроку существования данного мира, а ночь Брахмы равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего акта творения;
  • день Брахмы состоит из тысячи «больших веков» (махаюг), каждый из них равен 4 320 000 «человеческих» лет, или 12 000 «божественных» лет;
  • каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи (юги): критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу;
  • после окончания калиюги огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Брахмой.

Мифология Брахмы полнее всего представлена в эпосе [6] . У Брахмы рождаются силой духа сыновья — Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцестуозных отношений Брахмы с его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Брахмани).

Другой важный мифологический сюжет связан с супругой Брахмы — Савитри [7] : создав сыновей, Брахма не получает удовлетворения и решает облегчить своё существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гаятри [8] . Очарованный ею, Брахма создаёт себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть Брахмы, она отправляется на небеса, к братьям, а у Брахмы возникает пятое лицо, обращённое вверх. После инцеста Шива отрубает Брахме пятую голову.

В вишнуитской «Брахмавайварта-пуране» Вишну обвиняет Брахму в том, что тот отказался сойтись с воспылавшей к нему страстью Мохини. После этого Вишну заставляет Брахму каяться и вызывает последовательное появление десяти-, сто- и тысячеликого Брахм, которые посрамляют четырёхликого Брахму, занимая более почётные места в небесной иерархии. Эти сюжеты, несомненно, отражают сдержанное отношение к культу Брахмы среди вишнуитов и шиваитов, занимавших первенствующее место среди адептов индуизма. Возможно, этим же объясняется слабое развитие культа Брахмы, тесно связанного с подвижничеством и аскетизмом.

Из других сюжетов с участием Брахмы (особенно в эпосе) заслуживают особого внимания:

  • рыба как воплощение Брахмы спасает Ману во время потопа [9] ;
  • Брахма порождает смерть в виде женщины;
  • Рудра как порождение гнева Брахмы;
  • повеление Брахмы асуре Ушанасу и Рудре заключить мир [10] ;
  • рождение Нарады из бедра Брахмы;
  • участие Брахмы в сюжете сказания о Сунде и Упасунде [11] ;
  • в сюжете рождения Сканды («Матсья-пурана»);
  • назначение Брахмой хранителей мира (локапала);
  • участие Брахмы в сотворении богини Кали («Маркандейя-пурана»);
  • в сюжетах о Дхундхумаре, ангирасах, Раме, Раване, Гаруде, поединке Индры и Вритры, сошествии Ганги на землю, разрушении крепости асур Трипуры и т. п.

Правда, чаще всего роль Брахмы не специализирована: он является, повелевает, одаривает, исполняет просьбы, даёт советы, утешает. Известен ряд мифов, где вместо Брахмы выступает Вишну, иногда и Шива, которые, став центром мифологических сюжетов индуизма, сильно оттеснили Брахму.

При оценке мифологического образа Брахмы особое внимание должно быть уделено его истокам. В ведах слово brбhman (в среднем роде) обозначало молитвенную формулу, словесное выражение некоего универсального принципа, позже — сам этот принцип. В «Шатапатха-брахмане» говорится, что Брахма (в среднем роде) создал богов и поместил их в «этих мирах», что непосредственно повторяет мотив, позже связываемый с персонифицированным Брахмой (мужской род). Таким образом, намечается генеалогия Брахмы — божества из абстрактного понятия, которому, возможно, предшествовало вполне конкретное — обозначение ритуального сооружения с универсальным значением (некий аналог мирового дерева и его вариантов). Именно в этом значении слово brбhman [12] — имеет отчётливые индоевропейские параллели, ср. др.-иран. brazman-, литов. balziйnas, латыш. bаlziкns, рус. булозно и др. Естественно, что и «господин брахмана» Брахманаспати (Брихаспати) оказывается с Брахмой в легко реконструируемой связи.

Творец и созидатель Вселенной Брахма – история происхождения и символизм

Эзотерика

Брахма

Брахма в индуизме считается богом творения. Вместе с Шивой и Вишну образует Тримурти, что означает триединое божество. Брахму во многих случаях отождествляют с Праджапати.

Изображение

Брахма1Кожа Питамаха багрового цвета, одет он в красное одеяние. У Брахмы по 4 головы, руки и лика. Его головы декламируют Веды. Видхи зачастую изображают с бородой, что олицетворяет непрерывную природу его бытия. Локеша не держит в руках оружие, как многие другие божества индуистского пантеона. В одной из его рук находится жезл в форме ковша, что сравнивается с пролитием гхи на святое пламя ведийских жертвоприношений и показывает, что Брахма владеет яджнами. В другой руке Дхатри держит емкость с водой, изготовленную из металла либо скорлупы ореха. Содержимое сосуда символизирует первоначальный, всепоглощающий в себя эфир, из которого возникли начальные фрагменты творения. В третьей руке у Брахмы молитвенные четки, которыми он пользуется с целью вычисления вселенского времени. И в последней руке он держит или цветок лотоса, или книги Вед.

Атрибуты

• Четыре руки, олицетворяющие все стороны света. Кроме того, руки представляют Интеллект, Разум, Эго и Самоуверенность;
• Четки – это разнообразные физические субстанции, применяемые в ходе создания мира;
• Книга Вед – олицетворяет знание;
• Золото – лик Вишвакарма указывает на его активную вовлеченность в сотворение Вселенной;
• Лебедь – ни что иное, как способность отличать хорошее от плохого. Свайямбху применяет эту птицу в качестве ездового существа;
• Корона – главенствующая власть бога во Вселенной;
• Лотос – означает естество всего живого и неживого в мире;
• Борода – как правило, седая либо черная, указывает на мудрость божества и представляет собой бесконечный процесс сотворения;
• 4 лика, головы и руки – это 4 Веды (Риг, Саму, Яджур и Атхарву).
Имена

Слово «Брахма», основываясь на санскритском корне «бхриг», имеет следующие значения: «распространяться», «расширяться» и «крепчать».

У бога имеется немалое количество имен, ознакомимся с самыми известными. Если речь идет о космосе, то Брахма – это Золотое Яйцо, своего рода пламенный шар, из которого берет свое начало Вселенная. Так как созданные живые организмы происходят от него, его имя Праджапати, то есть владыка потомков, хозяин сущего, первородный. Он патриарх и в то же время Великий Отец – Питамаха.

Существуют и другие имена:

• Видхи (означает распорядитель);
• Локеша (властитель планет);
• Дхатри (помогающий);
• Вишвакарма (архитектор мира);
• Свайямбху (саморожденный);
• Тваштри (создатель);
• Локагуру (учитель каждого);
• Парамештхин (наивысший);
• Камаласана (сидящий на лотосе);
• Набхиджа (появившийся на свет из пупка);
• Канджа (рожденный в воде).

Примечательно, что Вишвакарман обращался к солнцу с того времени, как лучи небесного светила начали позиционироваться как требуемое условие для жизни любого живого существа, в том числе человека. В одном из многочисленных гимнов Ригведа считает Творцом Праджапати. Вот по какой причине позже, когда Брахма стал представлять собой Создателя, он начал приравниваться к Праджапати Ригведы.
Во многих религиозных текстах Сутр Праджапати и Брахма отождествляются. Согласно Ригведе, Хиранья-гарбха является причиной Создания. Следовательно, Брахма – это и есть Хиранья-гарбха.

Происхождение

В соответствии с «Махабхаратой», Брахма – это «раскрытый и скрытый, живой и неживой, отличающийся от материального и иллюзорного, творец всего, он древний и неиссякаемый, высочайший и благосклонный». Тваштри отождествлен с Вишну и Шивой.

У божества нет матери, поскольку его рождение произошло неестественным путем. Локагуру появился на свет из цветка лотоса, пустившего свои корни в пупе Вишну в начале сотворения физического мира. В пураническом мифе сказано, что саморожденный вышел из воды, в которую Хари вложил собственное семя, впоследствии ставшее золотым яйцом. Из этого космического зародыша и появился Брахма, получивший другое имя – Хираньягарбха. Из оставшихся частей яйца была образована Вселенная. Рожденный в воде приходится сыном Господствующему Существу Брахману и женской энергии, более известной как Майя либо Пракрити.

Семья

Богиня знания и мудрости Сарасвати приходится Брахме женой.
Сарасвати представляет собой индийское название, которое дано женскому клону энергии Парамештхина-Творца. Шакти Брахмы упоминается, как правило, покровительницей 64 искусств. Женская энергия – не что иное, как сила Творческой мысли, без которой невозможен какой бы то ни был акт творения. Именно по этой причине Камаласана и Сарасвати считаются креативной космической четой, единой и неразделенной, словно творческий принцип или творческая энергия. Целостность этих двух аспектов имеет большое значение. Когда устанавливают равенство между этими высокими идеалами, то относительные факторы их взаимоотношений принимают абсолютное значение.

И Владыку потомков, и его супругу необходимо воображать золотистыми и лучезарными. Подобно небесному светилу, божества испускают воодушевляющий, поэтический свет, инициируя тем самым развитие и рост. Поддержка и неиссякаемая внутренняя мощь Брахмы и его спутницы может оказать помощь в создании творческого прототипа своего бытия.

У Распорядителя посредством силы духа рождаются сыновья – Атри, Пуластья, Маричи, Дакша, Крату, а также Ангирас, Бхригу и Пулаха. На молодых богов возложена роль родоначальников божеств и людей. Последние появляются на свет вследствие инцеста Брахмы с собственной дочерью, которая в индуистских манускриптах выступает под разнообразными именами – Сандхья, Врахмани, Вач, Шатарупа и даже

Сарасвати.

Интересный момент связан с шакти Брахмы – Савитри. После создания потомков Властитель планет не получает радости и решает упростить свое пребывание во Вселенной. Так, он порождает при помощи произнесения священного заклинания из половины своего тела другое существо – богиню Гайятри.
Зачарованный ее красотой, Архитектор мира создает себе 4 лица. В таком случае он может смотреть на богиню в любом положении. Обратив внимание на неутолимую страсть Брахмы, Гайятри летит на небеса к братьям, а у ее поклонника образуется 5 лицо, которое обращено вверх. После кровосмешения Шиве приходится отрубить Брахме пятую голову.

Места поклонения

Image-Bhgwan-brahmaСогласно мнению некоторых эзотериков, культ Брахмы набрал наибольшее число последователей в период доведического индуизма. Однако позже его сместили с лидирующей позиции культы Шивы и Вишну.
Невзирая на тот факт, что Саморожденный входит в состав Тримурти, его культ проигрывает культам остальных богов даже в нынешнее время. На территории Индии находится несколько посвященных Набхиджа религиозных строений, тогда как храмы в честь Вишну и Шивы исчисляются десятками тысяч.
Хотя молитвы Сидящему на лотосе считаются неотъемлемой частью почти всех индуистских обрядов, существует малое количество посвященных ему пагод. Наиболее значимым и почитаемым считается храм Брахмы, расположенный в Пушкаре, что в Раджастхане. Ежегодно при полнолунии такого лунного месяца, как Картика (выпадает на октябрь – ноябрь), там проводят религиозный фестиваль во имя Брахмы. Тысячи богомольцев приходят в это время для проведения ритуала омовения в свято чтимом озере Пушкар, которое прилегает к храму.

Итак, самые известные места поклонения Брахмы находятся в штате Керала, деревне Нерур, городе Кумбаконам, поселении Асотра, местечке Брахма-Кармали, городке Кхедбрахма и деревне Кхокхан.
В культовом строении в Тирунавае в честь Рожденного в воде систематически проводятся пуджи, а в период Навратри — грандиозные фестивали. Еще одна пагода Брахмы находится в деревне Тирупаттур, что в штате Тамил-Наду. Здесь также находится самадхи философа и знатока Вьякрапатхи.
Популярное мурти Канджа расположено в селении Мангалведха, что примерно в 50 километрах от Солапура. Храм в честь Первородного воздвигнут в местечке Калахасти, которое относится к штату Андхра-Прадеш. Самый большой на земном шаре храм Брахмы расположен в камбоджийском Ангкор-Вате.

Заключение

Брахма является источником и семенем всего живого. Божество представляет собой причину творения и, одновременно, творца. В боге переплетаются бесконечность с беспредельностью. От Брахмы берут свое начало время, пространство и причинность, откуда образуются формы и имена.

смотреть никогда не сдавайся 4 дата выхода

фильмы онлайн варкрафт 2 часть

великий уравнитель смотреть онлайн в hd

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector