В чем состоит золотое правило нравственности?

Что такое и чему учит людей золотое правило морали

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Золотое правило морали пронизывает все сферы общественной жизни: личные отношения и семью, карьеру, политику, право.

В разных интерпретациях утверждение встречается в исторических источниках стран Европы, Ближнего Востока, Азии и других регионов мира.

Горы

Дети впервые узнают о золотом правиле уже в 3-4 года от своих родителей или воспитателей. В настоящей статье вы глубже познакомитесь со значением этого основополагающего принципа жизни.

Когда и где возникло золотое правило

Золотое правило морали (нравственности, этики) появилось примерно в 1 тысячелетии до н.э.

Оно пришло на смену принципу Талиона, который буквально звучал так: «Око за око, зуб за зуб».

В эпоху родоплеменного строя люди жили по трём правилам:

  1. Чётком разделении общества на «своих» и «чужих». Последние рассматривались, как потенциальная угроза.
  2. Коллективной ответственности. За ошибку одного человека отвечало всё племя или родственники.
  3. Праве силы. Члены общества открыто и с помощью насильственных методов боролись за перераспределение ресурсов в пользу «своих».

Золотое правило нравственности гласит, что люди должны относиться друг к другу, основываясь на взаимности. На смену борьбе приходит сотрудничество, как более эффективная форма взаимодействия.

Казнь

Интересно то, что религиозные деятели, политики, философы и учёные в разных уголках мира сформулировали одну и ту же мысль независимо друг от друга. Первые упоминания принципа нравственности можно встретить в следующих источниках:

  1. «Поучения писца Ахикара» – Древняя Месопотамия, 7 век до н.э.;
  2. сочинения Конфуция «Лунь Юй» – Древний Китай, 6 век до н.э.;
  3. «Махабхарата», учения Будды – Древняя Индия, 5 век до н.э.

Из религиозной литературы иудаизма, христианства и ислама также можно узнать, в чем суть золотого правила морали. Кроме того, принцип раскрывается в изречениях и трудах античных философов Питтака, Фалеса, Аристотеля, Сенеки и других.

При этом сама формулировка «золотое правило» окончательно закрепилась в европейской литературе только в 18 веке. До этого использовались термины «заповедь», «изречение», «поговорка».

Чему учит нас золотое правило морали

В положительной формулировке золотое правило морали гласит:

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Также у принципа есть отрицательная версия:

«Не делай другим то, чего не желаешь себе».

На первый взгляд очевидно, чему нас учит золотое правило. Оно призывает совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков, которые причиняют вред или неудобства окружающим. Кажется, будто правило воспитывает в личности чувство долга и альтруизм.

Но зачем человеку кому-то угождать? Тем более, когда в мире процветают несправедливость, расслоение на бедных и богатых, религиозные и национальные противоречия?

Противоречия

На самом деле золотое правило куда глубже. Понимание его сути выгодно самому человеку. Принцип позволяет успешно строить личные и деловые отношения, а также не иметь проблем с законом.

Так что такое золотое правило морали? Оно раскрывается в следующих положениях:

  1. Умение поставить себя на место другого человека. Понять, чего он хочет и ждёт. На этом принципе построены все разделы психологии: начиная со сферы семейных отношений, заканчивая маркетингом и продажами.
  2. Сначала мысли, потом – действия. Перед тем, как совершить какой-либо поступок, надо подумать о последствиях. Это позволит избежать роковых ошибок.
  3. Стратегическое планирование. Установление дружелюбных и доверительных отношений с человеком полезнее, чем получение сиюминутной выгоды (например, с помощью обмана).

Соблюдение золотого правила важно не только для каждого отдельного индивида, но и общества в целом. И добро, и зло «заразительны». Как правило, люди совершают те действия, которые считают нормой в своём окружении.

Овцы

Пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали:

Сферы жизни Пословицы
Личные отношения Тёплое слово и в мороз согревает
Личные отношения, работа, бизнес Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Работа, бизнес, политика У хорошего садовода хороший сад

Критика золотого правила

Наиболее известными критиками золотого правила морали считаются два немецких философа: Г.В.Лейбниц и И.Кант. Первый говорил о том, что желания могут быть безграничными. Допустим, человеку хочется обладать несметными богатствами: квартирой, машиной, драгоценностями. Но значит ли это, что он должен помогать окружающим обогащаться?

И.Кант предупреждал, что золотое правило нравственности не содержит в себе оснований долга. Так, любой преступник может оправдывать себя в связи с тем, что не желает быть осуждённым.

Однако многие современные учёные считают такую критику неполной. При учёте принципа нравственности человек не просто руководствуется своими эгоистическими желаниями. Он думает и о том, чего хотел бы любой индивид, окажись на его месте.

Девушка

Вернемся к случаю с богатством. При более глубоком рассуждении окажется, что люди хотят улучшить своё материальное положение, но не хотят обогащать кого-то. А в случае с преступником общество желает справедливого наказания виновного и обеспечения собственной безопасности.

То есть, подсудимый не может увиливать от ответственности лишь на основании того, что не хочет сесть в тюрьму.

Выводы

Итак, золотое правило морали – это стандарт цивилизованных отношений между людьми. Он имеет этическое, духовное (религиозное) и даже прагматическое обоснование.

А тот факт, что принцип сформировался в разных географических регионах практически без взаимодействия самих цивилизаций, подтверждает его универсальность. Это простое и одновременно глубокое утверждение, которое трудно дополнить.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

На мой взгляд, это правило работает в одностороннем порядке. Этичные люди относятся к другим хорошо, а бессовестные всегда пытаются использовать других в своих интересах.

Само по себе это правило очень хорошее, но, чтоб оно работало, нужно чтоб все люди его соблюдали, а это утопия. В реальности, лучшие условия получают почему-то те, для кого золотое правило наглость и беспринципность. Однако, несмотря на это, думаю существует некое вселенское равновесие, которое базируется на описанной идее. Рано или поздно, все получают такое отношение, какое заслужили.

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

П очему золотое правило нравственности называется, собственно, золотым? Быть может, потому что оно золотой нитью проходит через все религии и встречается во многих древних книгах. А может быть, золотое правило нравственности называется так потому, что оно является важнейшим из наставлений, подобно тому, как ценнейшим из металлов является золото.

Золотое правило нравственности гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти слова в различных вариациях часто приписываются Иисусу в различных Евангелиях. Также эти слова произносили апостол Павел, Иаков и многие другие. Тому же учил и пророк Мухаммад: он говорил, что следует делать людям то, что мы желали бы получить сами, и избегать делать то, чего мы сами бы не хотели для себя. Более того, пророк Мухаммад называл это главным принципом веры. В сущности, он прав.

Правило, которое позволяет кратко сформировать принцип гармоничных взаимоотношений с окружающими, гораздо важнее наставлений о том, как правильно одеваться, сколько раз молиться и какой рукой принимать пищу. Потому что соблюдение всего этого не имеет никакого смысла, если мы ненавидим ближнего и желаем ему зла. Об этом также говорил Иисус: «Заповедь новую даю вам — да любите друг друга. Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга».

Золотое правило нравственности упоминается также в «Махабхарате» — одном из древнейших писаний. Так, перед Битвой при Курукшетре Видура даёт такое наставление своему брату Дхритараштре: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма, прочее проистекает от желания». Тут упоминается такое понятие, как «дхарма», оно имеет множество трактовок и значений, но в данном контексте речь идёт о законе, порядке и так далее. И как точно подмечено: «прочее проистекает от желания». А желания человека — что уж греха таить — чаще всего эгоистичны и направлены на достижение личного блага, хорошо, если не за счёт других.

О золотом правиле нравственности говорил и Конфуций — восточный философ: не делай другим то, чего не желаешь себе. Таким образом, как мы можем видеть, данная идея встречается во всех религиях, что это значит? Наши предки говорили: чтобы познать суть, надо найти то, что всё объединяет. Каждая религия в чём-то правдива, в чём-то ложна. Утверждать, что есть какая-то супер-правильная религия, а все остальные занимаются глупостями по меньше мере наивно. И как верно подмечено, нужно искать не разногласия, а то, что всё объединяет. И если золотое правило нравственности встречается во всех религиях, значит, оно и является важнейшим из наставлений для гармоничной жизни.

Примеры применения золотого правила нравственности

Какие можно привести примеры золотого правила нравственности? К примеру, можно рассмотреть такую неоднозначную тему, как «ложь во благо». Уже столько копий сломано в полемике о том, можно или нельзя врать во благо, а ответ-то прост: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. И тут всё индивидуально. Если человек желает всегда знать правду, какой бы она ни была, значит, и другим нужно всегда говорить правду. Если же человек был бы не против, чтобы от него скрывали что-то неприятное, так же и ему следует поступать с другими.

Другой пример: стоит ли наказывать детей и насколько сурово? Опять-таки, следует поступать так, как мы желали бы, чтобы поступили с нами. Если мы готовы получать суровые и порой довольно жёсткие уроки от внешнего мира и окружающих людей, значит, и детей следует воспитывать в строгости. А если же мы считаем, что путь наш должен быть усеян только розами, причём желательно со срезанными шипами, значит, детям нужно только дарить конфеты и гладить их по головке.

Важно понимать, что во Вселенной нет понятия «нельзя». Суть в том, что каждое действие имеет обратную сторону. Можно ли сказать, что нельзя делать зло людям? Тут каждый сам решает: что нельзя, а что можно. Но проблема в том, что всё возвращается. Как с боксёрским мешком — чем сильнее мы ударим, те сильнее прилетит. Вот это поворот, правда? Мы-то думали, что это актуально только в случае с мешком. Но не всё так просто.

Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?

Наверное, сегодня сложно найти человека, который не слышал о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в шутливом контексте это понятие слышал каждый. Кто-то понимает под этим словом судьбу, кто-то наказание и так далее. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем сами, и наказание, которого мы заслуживаем. Важно понимать, что нет никакого злого Бога, который то и дело нас наказывает, потому что ему больше нечем заняться.

Закон кармы — это вовсе не религиозная догма, это чётко работающий принцип, суть которого можно изложить в поговорке «Что посеешь, то и пожнёшь». Проще говоря, совершать зло не то что «нельзя», а скорее банально невыгодно. Исаак Ньютон в своём «третьем законе» чётко отразил принцип кармы: любому действию всегда есть противодействие. Таким образом, золотое правило регулирует нашу нравственность через понимание того, что нам вернётся всё то, что мы делаем. И именно поэтому говорится, что не нужно делать другим то, что не хотим получить сами. Ведь всё, что мы делаем, нам вернётся. Поэтому золотое правило нравственности просто предостерегает нас, заставляет задуматься: готовы ли мы, совершая зло, в ответ получить то же самое?

Золотое правило нравственности: где граница?

И тут может возникнуть резонный вопрос: а где граница между добром и злом? Как говорил один мудрый учёный (тоже, кстати, физик), всё относительно. Может быть, родители, которые балуют своего ребёнка, не замечая, что растёт эгоист, думают, что они поступают хорошо. И прозрение чаще всего наступает тогда, когда этот ребёнок спустя несколько десятков лет сдаёт своих родителей в дом престарелых. И можно возразить: дескать, почему же тут не работает золотое правило нравственности? Ведь родители выполняли все капризы ребёнка, а в итоге оказались в доме престарелых…

И тут возникает такая проблема, как относительность понятий добра и зла. Баловать ребёнка — это не самое лучшее решение, ведь такой метод воспитания не ведёт к развитию. Проще говоря, за внешней благостной формой в отношении ребёнка совершается зло. И не только в отношении ребёнка, ведь, если он растёт эгоистом, он причинит людям немало зла. И первыми, на кого это зло прольётся, будут его родители. И если под этим углом посмотреть на ситуацию, то всё вполне справедливо.

Таким образом, золотое правило нравственности — это главный принцип, позволяющий выстраивать гармоничные отношения с людьми. Для того чтобы быть нравственным, вовсе не обязательно читать сотни книг на тему того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Тем более что представления эти могут отличаться в зависимости от места, времени и обстоятельств. Чего нельзя сказать о золотом правиле нравственности: оно работает, и всегда, потому что созвучно с законом кармы, который, в общем-то, и обуславливает всё, что происходит в этом мире.

Причинно-следственные связи, которые мы создаём своими поступками, — вот что влияет на нашу жизнь, а не звёзды, гороскопы и карты Таро. Каждый из нас — сам творец своей судьбы. И чтобы теория не легла мёртвым грузом где-то на пыльную полочку в нашей памяти, надо начать применять знания прямо сегодня.

В самом деле, что вы теряете? Попробуйте хотя бы пару недель прожить, руководствуясь принципом «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». И вот увидите: ваша жизнь кардинально изменится. Неприятные ситуации станут происходить всё реже и реже, а все люди вокруг вдруг станут доброжелательными и приятными в общении. Нет, конечно, это произойдёт не вдруг, но постепенно реальность будет меняться в лучшую сторону, вы и сами это почувствуете.

Один из главных принципов закона кармы гласит: чтобы изменить последствия, надо изменить причину. Чтобы изменилось то, что мы получаем в ответ, надо изменить то, что мы излучаем. Всё просто, на самом-то деле. Как говорил ещё один физик, Эйнштейн, самая большая глупость в жизни — совершать одни и те же действия и ждать другого результата.

В чем состоит золотое правило нравственности?

Нравственность — это качество личности, основанное на определенных догмах поведения внутри общества и с самим собой.

​Что называют нравственными ценностями человека

Нравственные ценности — значимые для личности материальные и нематериальные блага, наделенные субъективным смыслом. Ежедневно каждый из нас сталкивается с ситуациями выбора, основанным на внутренних ориентирах и правилах.

Вообще в мире много различных ценностей, часть из которых можно назвать объективными. Человеку следует определиться, какие правила следует принять, а какие отвергнуть. Но важно понимать, что этот выбор будет субъективным. Иерархия ценностей основана на личных потребностях, своем опыте, мотивированности и восприятии мира в целом. Благодаря внутренним ценностям люди сходятся или расходятся. Ценности же определяют характер поведения, который возникает между людьми.

Моральные устои помогают отличить, что хорошо, а что плохо. Где добро, а где зло.

Нравственные ценности человека состоят из:

Фото 1

  • добра и зла;
  • счастья;
  • наслаждения;
  • долга и совести;
  • свободы и ответственности;
  • стыда и вины;
  • добродетели и порока;
  • смысла жизни;
  • удовольствия и пользы;
  • честности и справедливости;
  • страдания и сострадания;
  • милосердия;
  • дружбы и любви.

Общество обычно проявляет уважение к соблюдению прав и свободы. Но полный список общественных ценностей состоит из большего числа компонентов. Не всем людям свойственно воспринимать общественные ценности за личные. Многое зависит от окружения человека и той среды, в которой проходили его детские годы, взросление.

Моральные устои направляют деятельность каждого отдельно взятого человека на совершение определенных поступков. Они же оказывают влияние на отношение к окружающим и самому себе, помогают сделать правильный выбор жизненного пути. Ценности становятся компасом при движении по дороге жизни. Когда они нарушены, человек начинает испытывать трудности. Появляется депрессия и неопределенность. В таком состоянии многие теряют смысл жизни и подвергают сомнению любые возможности.

​Список качеств человека

Система качеств каждого индивида состоит из сочетания моральных и нравственных правил.

Нравственные устои состоят из:

  • любви к ближним;
  • уважения к обществу;
  • преданности (верности);
  • бескорыстного начала (искренний мотив к совершению действий без личной выгоды);
  • духовности (сочетание нравственного и религиозного начала).

Моральные устои состоят из:

  • чувства долга;
  • ответственности;
  • чести;
  • совести;
  • стремления к справедливости;
  • достоинства.

Но не все качества положительные. Есть среди них и негативные, например: ненависть, зависть, ложь и т. п.

Когда нравственный уровень общества низкий, то постепенно негативные поступки становятся нормой поведения. Особенно это опасно для нового поколения, которое «впитывает» в себя поведение окружающих.

Понятия подменяются стремительно. Это заметно на разнице поколений отцов и детей.

Фото 2

Положительные нравственные качества становятся догмой на уровне крупных сообществ. Соблюдение этих правил дает гарантию человеку, что это сообщество его сочтет нравственным и воспитанным.

Чаще всего высоко ценятся следующие качества:

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  • ответственность;
  • гуманность;
  • открытость;
  • искренность;
  • дисциплинированность;
  • верность;
  • коллективизм;
  • тактичность;
  • трудолюбие;
  • усердие;
  • чистоплотность.

Высокими нравственными качествами называют те, которые в определенном обществе находятся в положительном диапазоне в иерархии ценностей.

Некоторых людей считают высоконравственными за их искренность и глубину чувствования, а вовсе не за следование общественным устоям. Также почитаются обладатели патриотического духа, целомудрия, абсолютного гуманизма.

​Что же такое «золотое правило нравственности»?

На это правило опираются многие религиозные течения. Так называют призыв к соблюдению моральных ценностей. Всем известно это правило:

«Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Практическая мудрость в изречении давно уже стала аспектом для бесконечных размышлений на тему этических норм.

​Его виды

В разных культурах золотое правило имеет свои определения. Многие ученые и философы бились над классификацией его форм, учитывая этические и социальные признаки.

Так, согласно мнению Христиана Томазия, у золотого правила существует три формы, в основе которых право (лат. justum), приличие (decorum) и уважение (honestum):

  • по принципу права не стоит делать другим то, чего не желаешь себе;
  • по принципу приличия следует поступать с другими так, как хотелось бы по отношению к себе;
  • по принципу уважения нужно делать так, как ждешь от других.

У данного правила есть два аспекта:

  • отрицание – «не делай»;
  • признание – «делай».

По мнению русского философа Соловьева В.С., отрицание в золотом правиле действует по закону справедливости, а признание – по закону милосердия.

Профессором Г. Райнером из Западной Германии были сформированы свои условия золотого правила:

  • правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
  • правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
  • правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

В каких культурах оно отразилось?

Золотое правило стало основополагающим в течениях буддизма, иудаизма, индуизма, христианства, ислама и конфуцианства. Подобное определение записано в «Махабхарате» (книге с изречениями Будды).

Фото 3

Конфуций в ответ на вопрос своего ученика как-то тоже ответил, что слово, которому стоит придерживаться в течение всей жизни – «взаимность». Не стоит делать ближнему то, чего не хотел бы для себя.

Древнегреческие философы также придерживались данного принципа, что отражено в их произведениях:

  • «Одиссее» Гомера;
  • «Истории» Геродота;
  • учениях Сократа;
  • трудах Аристотеля и других.

Библия упоминает это правило дважды: в беседах между апостолами Иисуса и в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие).

В «Сунне» записаны слова Мухаммеда: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Золотое правило нравственности: его сущность и значимость для современников

Колмакова, В. В. Золотое правило нравственности: его сущность и значимость для современников / В. В. Колмакова, А. А. Куликова, Я. И. Слезова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28.1 (132.1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36778/ (дата обращения: 04.10.2021).

В данной статье говорится об истории развития золотого правила нравственности. Авторы проанализировали сущность этого правила, его особенности, а также взаимоотношения между людьми.

Ключевые слова: Талион, Заповедь любви, Мораль, Моральная личность, Золотое правило.

Все реже и реже наши современники употребляют в речи выражение «золотое правило нравственности» и уж тем более редко останавливаются на объяснении этого понятия. В чем же заключен смысл этого понятия?

Рассуждая о взаимоотношениях между людьми, можно изучить историческое становление Золотого правила нравственности. Остановимся на характеристике основных положений «правила».

  1. Проявляется общий принцип этики: поступайте по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились или поступали по отношению к тебе.
  2. Предположительно можно поставить себя на место другого человека. Это отношение строит связь между людьми, и эта связь называется любовью.
  3. Человек выстраивает взаимоотношения с другими людьми как к себе в будущем, но никак — как средству достижения.

«Золотое правило» нравственности является основой морального выбора личности, который человек осознает с древних времен. История появления «Золотого правила» является историей становления нравственности. Это проявление гуманизма как основы поведения категории добра и зла воспитанного человека. В современном мире такое выражение, как «золотое правило» нравственности начинает использоваться в 18 веке

В историческом прошлом в условиях родоплеменной общности действовал особый обычай кровной мести, талион, содержание которого сводится к идее равнозначного воздаяния по заслугам: «Своего рода расплата над представителем другого рода должна быть равна причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки. В талионе также выделяются сплоченность, «семейность» рода и отторжение межродовых взаимодействий.

Разрушение родоплеменных отношений сделало невозможным резкое разделение на «своих» и «чужих». Внеродовые экономические связи порой оказывались априори важными, нежели связи родственные. В этих условиях талион теряет свою эффективность. Формируется новый принцип взаимодействия отношений между людьми, которые уже не зависят от родоплеменной принадлежности личности.

Основным положением в «Золотом правиле нравственности» является такая непреложная истина, которая гласит о том, что люди должны так поступать с другими, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим [4, с. 250–251].

Что же такое Талион? В переводе с латинского языка это слово означает «возмездие, равное преступлению» или (talis — такой же), то есть правило, которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, око за око, шрам за шрам, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24–26). Именно закон Хаммурапи является основой оформлений Талиона в раннем законодательстве. В философски обращенной форме правило талиона имеет тот же смысл, что и принцип, изложенный в Книге Исхода. Иными словами, по правилу талиона действие должно быть обращенным на того, кто нанес его. Правило талиона призывало совершать поступки, соразмерные причиненному злу. Действия, направленные на совершенное добро, определялись правилом истинной благодарности [1].

Если талион рассматривать как нормативно-регулятивный механизм, то его особенности заключаются в следующем:

— это правило, которое координирует действия, совершенные в ответ;

— ответные действия, регулируемые талионом, направлены на воздаяние нарушителю справедливости, призыву к его внутренней совести;

— по своему содержанию действия, регулируемые талионом, взаимны: ответные санкции настигают нарушителя справедливости;

— стандарт справедливости, предполагаемый талионом, в рамках данной ситуации в своем приложении субъективен, однако, как принцип действия объективен: всегда следует поступать в зависимости от ситуации. Но мера справедливости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто именно в эту ситуацию включен [4, c.183].

Существует формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и к человеку, которая гласит, что каждый должен возлюбить Господа Бога своего всей душой, искренне любить его всем своим разумением, и также относиться к ближнему своему, как ты относишься к себе сам. [3]

Выше изложенный принцип появился в Ветхом Завете и практически соразмерен закону талиона. В Ветхом Завете в качестве ближнего, к которому должны относиться с любовью, принимался одноплеменник и единоверец. В Новом Завете под близким человеком мог уже пониматься каждый, иногда даже враг или ненавистник [6, с.13–14].

К основным особенностям христианского понимания заповеди любви, в отличие от ветхозаветного, можно отнести то, что она носит общий характер, в ней объединены две, данные в Пятикнижии заповеди:

а) первая заповедь — любовь к Всевышнему

б) вторая заповедь — любовь к близким тебе людям

Золотое правило нравственности и заповедь любви, если сравнить их с талионом, объединяют следующие сходства:

— они ставят превыше всего образец активного действия;

— вся деятельность людей должна быть направлена на сострадание, заботу, доброту, веру в гуманное отношение к людям;

— они не считают необходимыми взаимность или равенство;

— заботливое отношение к другому не требует ничего взамен, оно бескорыстно и созидательно;

— в отношении к другому настаивает на прощении и взаимопонимании, а в случае совершенного зла — на смирении с ним (особое внимание заслуживает тот факт, что в Коране, где не продлевается, но подтверждается истина, изложенная в талионе, говорится о том, что справедливость уступает всепрощению и толерантности. Что и является заповедью любви. [2]

Таким образом, можно утверждать, что золотое правило нравственности, талион и заповедь любви совместно образуют те заповеди, которые мы называем моралью:

1. Каждый из этих принципов, по-своему, регулирует отношение личности к другому человеку: талион запрещает ответные карательные действия по отношению к другим; золотое правило усиливает равные отношения во взаимодействии между людьми, их благие намерения и искренность, но также не стоит забывать и о том, что в стремлении к наказанию нашему вниманию должно быть представлено другое — забота и любовь.

2. Золотое правило и заповедь любви отражают отношение человека к самому себе: это мы должны воспринимать как образец отношения к другому.

3. В заповеди любви трактуется главный смысл прощения: в итоге так, как мы относимся к другим, характеризует наше отношение наше почтение высшему началу — Всевышнему, как к нравственному и высокому идеалу.

Категорический императив Канта и «золотое правило» нравственности

Категорический императив Канта

«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

В качестве заключения

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

П очему золотое правило нравственности называется, собственно, золотым? Быть может, потому что оно золотой нитью проходит через все религии и встречается во многих древних книгах. А может быть, золотое правило нравственности называется так потому, что оно является важнейшим из наставлений, подобно тому, как ценнейшим из металлов является золото.

Золотое правило нравственности гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти слова в различных вариациях часто приписываются Иисусу в различных Евангелиях. Также эти слова произносили апостол Павел, Иаков и многие другие. Тому же учил и пророк Мухаммад: он говорил, что следует делать людям то, что мы желали бы получить сами, и избегать делать то, чего мы сами бы не хотели для себя. Более того, пророк Мухаммад называл это главным принципом веры. В сущности, он прав.

Правило, которое позволяет кратко сформировать принцип гармоничных взаимоотношений с окружающими, гораздо важнее наставлений о том, как правильно одеваться, сколько раз молиться и какой рукой принимать пищу. Потому что соблюдение всего этого не имеет никакого смысла, если мы ненавидим ближнего и желаем ему зла. Об этом также говорил Иисус: «Заповедь новую даю вам — да любите друг друга.

Золотое правило нравственности упоминается также в «Махабхарате» — одном из древнейших писаний. Так, перед Битвой при Курукшетре Видура даёт такое наставление своему брату Дхритараштре: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма, прочее проистекает от желания». Тут упоминается такое понятие, как «дхарма», оно имеет множество трактовок и значений, но в данном контексте речь идёт о законе, порядке и так далее. И как точно подмечено: «прочее проистекает от желания». А желания человека — что уж греха таить — чаще всего эгоистичны и направлены на достижение личного блага, хорошо, если не за счёт других.

О золотом правиле нравственности говорил и Конфуций — восточный философ: не делай другим то, чего не желаешь себе. Таким образом, как мы можем видеть, данная идея встречается во всех религиях, что это значит? Наши предки говорили: чтобы познать суть, надо найти то, что всё объединяет. Каждая религия в чём-то правдива, в чём-то ложна. Утверждать, что есть какая-то супер-правильная религия, а все остальные занимаются глупостями по меньше мере наивно. И как верно подмечено, нужно искать не разногласия, а то, что всё объединяет. И если золотое правило нравственности встречается во всех религиях, значит, оно и является важнейшим из наставлений для гармоничной жизни.

Примеры применения золотого правила нравственности

Какие можно привести примеры золотого правила нравственности? К примеру, можно рассмотреть такую неоднозначную тему, как «ложь во благо». Уже столько копий сломано в полемике о том, можно или нельзя врать во благо, а ответ-то прост: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. И тут всё индивидуально. Если человек желает всегда знать правду, какой бы она ни была, значит, и другим нужно всегда говорить правду. Если же человек был бы не против, чтобы от него скрывали что-то неприятное, так же и ему следует поступать с другими.

Другой пример: стоит ли наказывать детей и насколько сурово? Опять-таки, следует поступать так, как мы желали бы, чтобы поступили с нами. Если мы готовы получать суровые и порой довольно жёсткие уроки от внешнего мира и окружающих людей, значит, и детей следует воспитывать в строгости. А если же мы считаем, что путь наш должен быть усеян только розами, причём желательно со срезанными шипами, значит, детям нужно только дарить конфеты и гладить их по головке.

Важно понимать, что во Вселенной нет понятия «нельзя». Суть в том, что каждое действие имеет обратную сторону. Можно ли сказать, что нельзя делать зло людям? Тут каждый сам решает: что нельзя, а что можно. Но проблема в том, что всё возвращается. Как с боксёрским мешком — чем сильнее мы ударим, те сильнее прилетит. Вот это поворот, правда? Мы-то думали, что это актуально только в случае с мешком. Но не всё так просто.

Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?

Наверное, сегодня сложно найти человека, который не слышал о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в шутливом контексте это понятие слышал каждый. Кто-то понимает под этим словом судьбу, кто-то наказание и так далее. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем сами, и наказание, которого мы заслуживаем. Важно понимать, что нет никакого злого Бога, который то и дело нас наказывает, потому что ему больше нечем заняться.

Закон кармы — это вовсе не религиозная догма, это чётко работающий принцип, суть которого можно изложить в поговорке «Что посеешь, то и пожнёшь». Проще говоря, совершать зло не то что «нельзя», а скорее банально невыгодно. Исаак Ньютон в своём «третьем законе» чётко отразил принцип кармы: любому действию всегда есть противодействие. Таким образом, золотое правило регулирует нашу нравственность через понимание того, что нам вернётся всё то, что мы делаем. И именно поэтому говорится, что не нужно делать другим то, что не хотим получить сами. Ведь всё, что мы делаем, нам вернётся. Поэтому золотое правило нравственности просто предостерегает нас, заставляет задуматься: готовы ли мы, совершая зло, в ответ получить то же самое?

Золотое правило нравственности: где граница?

И тут может возникнуть резонный вопрос: а где граница между добром и злом? Как говорил один мудрый учёный (тоже, кстати, физик), всё относительно. Может быть, родители, которые балуют своего ребёнка, не замечая, что растёт эгоист, думают, что они поступают хорошо. И прозрение чаще всего наступает тогда, когда этот ребёнок спустя несколько десятков лет сдаёт своих родителей в дом престарелых. И можно возразить: дескать, почему же тут не работает золотое правило нравственности? Ведь родители выполняли все капризы ребёнка, а в итоге оказались в доме престарелых…

И тут возникает такая проблема, как относительность понятий добра и зла. Баловать ребёнка — это не самое лучшее решение, ведь такой метод воспитания не ведёт к развитию. Проще говоря, за внешней благостной формой в отношении ребёнка совершается зло. И не только в отношении ребёнка, ведь, если он растёт эгоистом, он причинит людям немало зла. И первыми, на кого это зло прольётся, будут его родители. И если под этим углом посмотреть на ситуацию, то всё вполне справедливо.

Таким образом, золотое правило нравственности — это главный принцип, позволяющий выстраивать гармоничные отношения с людьми. Для того чтобы быть нравственным, вовсе не обязательно читать сотни книг на тему того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Тем более что представления эти могут отличаться в зависимости от места, времени и обстоятельств. Чего нельзя сказать о золотом правиле нравственности: оно работает, и всегда, потому что созвучно с законом кармы, который, в общем-то, и обуславливает всё, что происходит в этом мире.

Причинно-следственные связи, которые мы создаём своими поступками, — вот что влияет на нашу жизнь, а не звёзды, гороскопы и карты Таро. Каждый из нас — сам творец своей судьбы. И чтобы теория не легла мёртвым грузом где-то на пыльную полочку в нашей памяти, надо начать применять знания прямо сегодня.

В самом деле, что вы теряете? Попробуйте хотя бы пару недель прожить, руководствуясь принципом «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». И вот увидите: ваша жизнь кардинально изменится. Неприятные ситуации станут происходить всё реже и реже, а все люди вокруг вдруг станут доброжелательными и приятными в общении. Нет, конечно, это произойдёт не вдруг, но постепенно реальность будет меняться в лучшую сторону, вы и сами это почувствуете.

Один из главных принципов закона кармы гласит: чтобы изменить последствия, надо изменить причину. Чтобы изменилось то, что мы получаем в ответ, надо изменить то, что мы излучаем. Всё просто, на самом-то деле. Как говорил ещё один физик, Эйнштейн, самая большая глупость в жизни — совершать одни и те же действия и ждать другого результата.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

3 сезон аниме дьявольские возлюбленные на русском

будет ли продолжение фильма шерлок холмс

мультфильм иван царевич и серый волк советский

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector