Великая и ужасная – богиня Кали и ее неоднозначный символизм

Великая и ужасная – богиня Кали и ее неоднозначный символизм

Ка́ли (санскр. काली, Kālī IAST, «чёрная»), в некоторых источниках ее называют Kālikā IAST (санскр. कॉलिंका) или Shyāmā IAST (санскр. श्यामा) – это индуистское божество женского рода, которое является одной из десяти Дашамахавидья. Кали проявляется как яростная форма Шакти, а в мифическом контексте она – уничтожитель демонических сил.

В гневе Кали настолько ужасна, что весь мир может оказаться под угрозой уничтожения. Именно поэтому особое значение в мифологии уделяется усмирению богини. Еще ее почитают в качестве защитницы других богов и дарительницы освобождения.

Поклонники тантризма и шактизма видят в ней проявление высшей реальности или Брахмана. Ее образ является культовым для различных религиозных течений. Обычно она изображается в танце или стоя на своем муже Шиве.

Значение имени

Существует несколько вариаций перевода имени «Кали»:

  • «черный цвет», который растворяет и поглощает в себе все цвета, он же является отсутствием какого-либо цвета (так Кали проявляет свою высшую природу, превосходящую свои характеристики – ниргуну);
  • «женская форма» от слова «кала» (время), она разрушает постоянство;
  • «смерть», что означает выход за грани времени и смерти, перевод на высший уровень сознания через разрушение стандартов, старых устоев и каких-либо ограничений.

Изображение Махакали

Богиня на рисунках обладает четырьмя руками. Они являются символом космического ритма, природного пульса в жизни и смерти. Ее руки находятся в постоянном движении и держат определенные атрибуты.

  1. Когда левые руки сжимают трезубец, то две правые руки находятся в абхая-мудре, что означает «не бойтесь», и в варада-мудре – «принесение в дар милости». Это творческая, созидательная энергия Кали.
  2. Если в двух левых руках находится меч весь в крови и отрубленная голова, то это разрушительная энергия богини.

Фото 1

У Кали на изображениях три глаза, что соответствует солнцу, луне и огню (прошлое, настоящее и будущее). Это все находится в ее власти, под ее контролем. Сама богиня существует независимо от времени, она выше этих понятий.

С помощью окровавленного меча и отрубленной показано отсечение собственного эго. При этом у меча есть глаз, что символизирует распознавание мудрости (дарование знаний и избавление от неведения). Кали является спасительницей от иллюзий, невежества, неоправданных надежд и лжи.

Окровавленная голова также означает страсть (Гуна Раджаса) — избавление от греховных пристрастий и обретение силы для их преодоления.

Практически на всех изображениях богини нарисован полуоткрытый рот с высунутым языком и белоснежными острыми зубами. Ее образ трудно перепутать с другими божествами. Язык Кали ярко-красного цвета символизирует страсть. В виде белых клыков изображена благость (гуна саттвы), с помощью которой одерживается победа и идет указание на природную духовность, состоящую из саттвы без ограничений, присутствующих в других гунах.

Нагая фигура богини говорит о ее нахождении за пределами общепринятых рамок и норм. Она выше влияния гун и времени, не подвластна иллюзиям Майи, в паутине которой находится весь существующий мир. Кали созвучна яркому свету Истины, его нельзя спрятать за какими-либо иллюзиями. С помощью Истины вся тьма невежества рассеивается.

Живет Кали в местах, где происходит кремация человеческих тел. Именно там эгоизм, дуальность этого мира, а также пять элементов панчи махабхуты становятся пеплом. Уходят концепции, устраняются привязанности, эмоциональные ограничения, догмы. Человек избавляется от всего, что ограничивало его в саморазвитии. Такой же огонь загорается в сердце практикующего йогу. Он совершает собственный огненный ритуал (ягью), являющийся огнем знания, принесенный в дар богиней Кали.

Отрубленные головы, висящие в форме гирлянды, – это вовсе не принесенные ей жертвы, а символы санскрита, в которых проявлены мокша-мантры (освобождение). В таком образе Кали предстает в виде Шабды Брахмана, означающего суть реальности и проявленного в звуке. Звуки-семя порождает всю Вселенную, а богиня является ее матерью.

Фото 2

На поясе Кали висят отсеченные руки, как взаимосвязь между действиями и их последствиями. Это символ освобождения от негативной и положительной кармы после совершения серии кармических воздаяний через практику и преданность богине.

Нередко у Маха Кали на рисунках присутствуют змеи. Объяснить такой символ очень сложно. Скорее всего, они оказывают устрашающее воздействие на человека, как и весь образ богини. Но в то же время у Кали, как и у Шивы и других аскетов, было принято находиться в абсолютной гармонии с ядовитыми и обычными змеями. В них сокрыта таинственная мудрость и невиданные богатства. Сбрасывание кожи считается символом перерождения.

Змея — «пороговое» существо, она способна проникнуть во все божественные пространства земли, подземного царства и всей Вселенной. Змеи легко передвигаются по земле и под землей, так же легко они могут перемещаться из одного космического плана в другой: из царства мертвых в царство живых. Богиня взаимодействует с ними, как они обладает преображающей силой.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Символизм

Образы смерти в изображениях Кали являются отражением ее природы преображения, связи с божественными знаниями, мудрости и просветления. Именно смерть становится великой трансформацией, радикальной переменой человека. В этом смысле Кали становится проводником из мира живых в мир мертвых. Все ее атрибуты (отсеченные головы, руки, места кремации) указывают на переход из одного состояния бытия в другое. Она повелевает всеми преображениями и переменами.

В тантризме богиня несет в себе идеальный образ для выполнения ритуальных и медитативных практик. Обращаясь к ней, человек встречается лицом к лицу со своими страхами, внутренними блокировками и другими «оскверняющими» душу вещами. В Кали сочетается Свет и Тьма, она возвышается над ними, над дуальностью мира. Нужно смело посмотреть в глаза ужасу, чтобы в полной мере ощутить божественную Любовь.

Фото 3

Восприятие богини в настоящем есть отражение внутреннего состояния. От этого во многом зависит то, какой она покажется: страшной или красивой, полной любви или ненависти. Уровень сознания человека определяется уровнем его духовности и эмоционального развития.

Кали применяет радикальные силы для трансформации эго (ложного сознания).

В богине воплощаются высшие истины бытия, она символизирует высшую реальность. Но в рисунках нельзя передать даже малой сути ее влияния на мир и человека в нем. Это только попытка доступными средствами изобразить то, что рассказать невозможно.

Кали, как и все Махавидьи, представляет собой поток энергии мироздания. Каждый из таких потоков исходят из единого источника, обладающего своей целью и вибрацией, что придает им определенную форму. Самих целей и вибраций может быть великое множество, поэтому явлений и форм также много. Десять Махавидий — это пути духовных практик, зависящих от индивидуальных предрасположенностей практикующего.

Шокирующий образ Кали (ужасный, кровавый, смертельный, сексуальный) необходим для сбивания человеческого ума со стандартной колеи. Восприятие окружающей действительности меняется под действием образа, происходит избавление от шаблонов. Практикующий получает возможность выйти за границы дуальности в поисках абсолютного, все пронизывающего Сознания, возвышаясь над формами и явлениями бытия.

Мантры

Кали Гаятри-мантра

Om Mahā-Kālyai сa vidmahe
śmaśāna vāsinyai ca dhīmahi
tanno Kālī prachodayāt
Перевод:

«Ом! Великая Богиня Кали,
Обитающая на местах кремаций.
Мы направляем к тебе свои мысли,
Дай же нам твои благословения ».

Om Śri Māhā Kālikāyai Namaḥ
Om Krīṁ Kālikāye Namaḥ

Культ

Фото 4

Больше всего почитателей богини живут в Бенгалии. В городе Калькутта расположен древнейший храм в ее честь — Калигхата. Второй по известности храм стоит в Дакшинешваре. Последователи ритуальных практик используют в качестве подношения вино. Они выпивали тремя глотками святую воду и рисовали между бровями красную метку.

К статуе богини приносились цветы красного цвета и зажигались свечи. Завершался ритуал чтением молитвы и вдыханием принесенного в качестве подаяния цветка. После этого приступали к трапезе жертвенных подношений. Празднования в честь богини начинались в первой половине сентября.

Почитание культа Кали наиболее популярным было во времена султанатов (XIII-XIV вв). Позднее в Индии распространение получило тайное учение секты тугов (XII-XIX вв). Это были фанатики, которые поклонялись Кали как богине, обладающей разрушительной силой, как повелительнице смерти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

БОГИНЯ КАЛИ

Большинство людей, слыша имя богини Кали , сразу же вспоминают неуравновешенных ее почитателей, которые пели унылые песни и требовали жертвоприношения в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы» .

Сам по себе художественный фильм очень интересный и захватывающий, однако, не с лучшей стороны преподнес богиню. В действительности, дело обстоит совершенно не так, как показал голливудский продукт.

История о богине Кали имеет старинные корни. Сперва она олицетворяла мать, источник ж изни и плодородие. В V-VI веке образ трансформировался в нечто более масштабное – великую богиню и воплощение могущества Космоса. На это повлияло появление направления индуизма – шактизма «Деви-махатмья», в котором богиня-мать представлялась единственной и абсолютной формой Бога, а также объединяла женский культ с пантеоном мужским .

Кали появилась из богини-воительницы Дурги – защитницы богов от демонических сил и мирового порядка. Легенда гласит: лихой демон преисподней асура Махиша пришел к власти обманом, хитростью и насилием. Боги решили создать равного ему противника – богиню Кали. Она получила пламя от Шивы, мощь от Вишну, силу от Индры и способность воевать от других божеств.

Дикий крик пронзил воздух – это Кали бросилась на тысячу врагов. Ее дыхание сопровождалось появлением целых армий, которые сразу же атаковали демонов. Это была по-настоящему страшная битва: обрушивались горы, разливались кровавые реки, чернело небо. Победила богиня-воительница своего соперника Махиша: приковала его к земле и отсекла голову.

Затмил разум Кали успех. Она не смогла остановиться и продолжила разрушать все вокруг. Празднуя победу, богиня начала танцевать до упаду, продолжив сотрясать весь мир .

Из-за угрозы разрушения планеты, Шива решил прикинуться плачущим ребенком, который упал посреди трупов на поле боя. Согласно второй версии – кинулся ей в ноги. Кали настолько была увлечена танцем, что даже наступила на него. Однако после высунула язык от удивления и принялась успокаивать ребенка, даже кормить грудью. Для того, чтобы Кали не обиделась на обман Шивы, он вечером танцевал для нее «танадаву» — танец творения. Он настолько понравился Кали, что она со своими подопечными решила присоединиться к остальным богам.

Индийская богиня Кали

Кали имеет самый чудовищный образ среди множества индийских богов. На изображениях она показывается худощавой чернокожей или синекожей женщиной с четырьмя руками. Зачастую, она полностью обнажена или слегка прикрыта шкурой пантеры.

Каждая рука Кали что-то делает – держит меч, голову демона, благословляет приверженцев или показывает жест, который прогоняет страх. Вместо сережек богини-воительницы – два мертвых тела, взамен привычного ожерелья – черепа.

Пояс Кали сделан из отрубленных рук, что выглядит не менее ужасающе. Язык богини высунут, глаза горят кроваво-красным пламенем, а лицо с телом полностью окровавлены. Одна нога Кали стоит на теле ее мужа Шивы.

Этот страшный лик богини Кали описан во многих древних и современных индийских писаниях. Вопреки смерти, страху и сокрушению, которые сочатся из образа, на самом деле все обстоит не так. Не стоит воспринимать картинку, как она есть – все это символика, которую необходимо правильно расшифровать. Не всем известно, но само имя богини-воительницы дословно переводится как «черная». Оно имеет глубокий и многогранный смысл.

Чернота – это не что-то плохое и зловещее. Ее стоит воспринимать тотальностью, комплексностью чего-то. Этот цвет — не только начало для формирования всех остальных, он может также их и поглощать . Самое крупное произведение тантриского кодекса «Маханирвана-тантра» говорит о том, что все формы, цвета и имена исчезают в черном. В противовес этому можно отметить, что чернь – отсутствие цвета, которое подтверждает и поясняет сущность Кали как верховного существа. В соответствии с санскритом – это качества, которые не поддаются определению, то есть «ниргуна».

Дорогие друзья, так как я все время путешествую, то пишите мне только на WhatsApp .

Кали — великая богиня Мать

Шакта-прамода
Тантризм — это, прежде всего, шактизм. А шактизм немыслим без почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда будоражущей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали.
Писания индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции “тантры левой руки” Кали — основной и центральный объект поклонения.

В кулачаре, самой эзотерической из всех тантрических ачар “левой руки”, тантрик постигает полностью свое мистическое единство с Кали, а через Ее милость — и с Самим Шивой. Поэтому и преданность Матери Кали естественным образом возникает в тех людях, чья душа уже вполне созрела для практики кулачары. “В результате благих заслуг, накопленных в течении многих перерождений, практики аскетизма, пожертвований и строгих обетов, сознание садхаки, отринувшего все грехи, склоняется к кулачаре. Разум того, кто погружен в практику кулачары, быстро очищается. Тогда возникает спонтанная преданность лотосным стопам Изначальной Кали”, — говорится в “Маханирвана-тантре” (7.99-100). То, что практика кулачары приводит к состоянию единства с Кали, подтверждается следующими словами “Кали-тантры”: ”В садхаках, достигших истинного знания Кулы, проявляется присутствие Калики”.

Тайна имени Кали

Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего черный цвет. В этом содержится глубокий эзотерический смысл. Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета, Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления Бога — от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих. Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками, ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного чернеющего неба таких “солнц” — неисчислимое количество.

Так же все почитаемые разными религиями формы Бога — лишь тускло мерцающие “звезды”, частичные проявления силы и энергии бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной полноте. Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти), от которой производны все прочие божественные формы — как женские, так и мужские, ибо, говоря словами “Гандхарва-тантры”, “мужская форма, женская форма, любая форма вообще — все формы, несомненно, — проявления Ее Высшей Формы”.

В десятой главе “Нирвана-тантры” говорится, что, подобно тому, как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь — в толщу воды, или светила — в облака, так же и все боги имеют свое начало и конец в Кали. Согласно “Маханирвана-тантре” (4.30-32), Время (Кала) пожирает весь мир во время космического растворения (пралайи), но Кали пожирает даже само Время, потому Она и именуется словом Кали. Кали — это Адья-Шакти, Изначальная Божественная Сила, неотделимая от Своего Супруга, Парама-Шивы, т.е. Брахмана (Абсолюта). Согласно “Девибхагавата-пуране” и другим шактистским писаниям, в ходе космического проявления Изначальная Шакти проявляет Себя как частичные формы (амша-рупа, еще более мелкие формы (кала-рупа) и как формы, являющиеся частями частей (каламша-рупа).

К проявлениям первого типа относятся Дакшинакали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Савитри, Радха, Бхайрави и другие почитаемые духовные формы Дэви, к проявлениям второго типа — младшие женские божества (Ганга, Туласи, Манаса, Шаштхи и другие), а проявлениями третьего типа являются все местные почитаемые формы Богини (т.н. грама-дэваты, воплощенные в храмовых святынях), другие мелкие божества и, наконец, все женские существа вообще.
Хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее (если не считать Парама- Шиву, от которого Шакти всегда неотделима), ради нужд поклоняющихся Ей и в ходе Своих божественных игр (лил) Она принимает всевозможные бесчисленные формы.

Девять проявлений Богини Кали

Так, “Махакала-самхита” упоминает девять проявлений Богини Кали: Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали, Гухьякали, Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали. Другие Тантры описывают разное число форм Кали в зависимости от того, какие функции те или иные проявления Матери выполняют и что собой символизируют. Ачарья Абхинавагупта из Кашмира в своей “Крама-стотре” перечисляет двенадцать проявлений Кали. Но в каких бы формах ни выступала Кали, Она не перестает быть Той единой Силой, что воспета “Деви-Махатмьей”:

МАХАВИДЙА МАХАМАЙА МАХАМЕДХА МАХАСМРИТИХ |
МАХАМОХА ЧА БХАВАТИ МАХАДЕВИ МАХАСУРИ ||

Великое Знание, Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая Память,
Великое Заблуждение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая Демоница!

В настоящее время в Индии наиболее почитаема Дакшинакали, иначе известная как Шьяма и изображаемая черной, обращенной лицом на юг, четырехрукой Богиней, обычно стоящей на Шиве, неподвижно лежащем как труп. Происхождение почитания этого знаменитого образа Матери обычно связывают с именем известного шактистского святого Кришнананды Агамавагиши, автора “Тантрасары”, жившего в 16 веке в Бенгалии.
Шмашанакали изображается обычно в позе випарита-рати (одна из сексо-йогических поз, в которой женщина сидит на мужчине сверху и играет весьма активную роль) вместе с Шивой . Данный образ выражает идею божественной полноты, когда Шива (Сознание) и Шакти (Энергия) взаимно дополняют друг друга и сливаются в нераздельном блаженстве и единстве. Эту форму Матери особенно почитают тантрики-аскеты, совершая поклонение Ей в шмашанах (местах ритуального сожжения трупов) и медитируя на достижение Освобождения.

Существует множество и других почитаемых образов Кали, а также различные подходы в их соотнесении друг с другом и с Изначальной Кали (Адья-Кали). Большинство этих образов Матери имеют практическое значение лишь для конкретных тантрических святилищ в Индии,где они почитаются на протяжении столетий и где с каждым из них связан целый цикл легенд, чисто местных обычаев и практик поклонения. Значительное большинство этих образов не имеют даже общеиндийского значения и связаны лишь с внутренней жизнью отдельных индусских общин, нередко даже вовсе нетантрических.

Адья-Кали — форма Божественной Матери

В тантрической традиции рахасья-сампрадайи, которой следуют последователи “Тантра-Сангхи”, принято почитать Адья-Кали как основную Форму Божественной Матери, вмещающую в Себя все прочие Ее проявления как исходящие от Нее последовательные вибрации и излучения. Сама Адья-Кали при этом остается неизменно самодостаточной, но одновременно вибрирующей в постоянном движении (спанда) волн Сознания-Силы так, что Ее последовательные проявления непрерывно сменяют друг друга, как вспышки света. Такая последовательность (крама) неисчислимых излучений Единой Сознательной Силы неизбежно приводит к восприятию Ее как одной Изначальной Богини, из Которой невозможно исключить какие бы то ни было проявления бытия: все отдельные “вспышки” сливаются в единое устойчивое Сияние Образа Великой Матери, неотделимой от Своего Божественного Супруга, т.е. Парама-Шивы (Абсолюта).

Данная традиция почитания Шакти восходит к североиндийской (кашмирской) системе Тантры, известной как трика-каула (другие названия : кула, каула, Кали-крама, крама, рахасья-каула, ануттара-каула, ануттара-трика-кула-крама, трика-шасана или просто трика) . Система трика, составляющая главную теоретическую основу учения рахасья-каула-сампрадайи (рахасья-сампрадайи),среди прочих школ каулачары (кулачары) выделяется своей особо тщательно разработанной и упорядоченной системой тантрической философии и практики, одновременно включая в себя при этом основные теоретические и практические достижения всех эзотерических школ Тантры. Это позволяет последователям рахасья-сампрадайи успешно опираться на общее духовное наследие всего тантризма.

семинары Лесной Школы Йоги - Крым

Ссылки на туры Даты 2021 год Особенности тура Тип и место Период Статус
Махашиваратри 11-12 марта Очищение кармы отель 2 дня завершен
Нижний Новгород 19-21 марта Пробуждение Силы йога-центр НН 3 дня завершен
Лунгомпа-Странники 1-8 мая Весеннее тепло Йоги пеший горы-море 7 дней завершен
Летнее Солнцестояние 19-21 июня Крым, побережье палатки у моря 2 дня завершен
Гаруда — Ясность 16-23 июля Соколиное палатки, лес, река 7 дней завершен
Поток свободного Ума 18-19 сентября развитие медитации Нижний Новгород 2 дня набор
Дополнительные возможности: получить личную программу или персональный курс йоги.

© Центр Классической Йоги и Тантры "Лесная Школа Йоги" Yoga-Shambhu.ru Все права сохранены. 2006-2021 г.

При цитировании активная ссылка на сайт — обязательна! Политика конфиденциальности Отказ от ответственности

Великая и ужасная – богиня Кали и ее неоднозначный символизм

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой — «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения — пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали». Богиня Кали — высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен. С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей. Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали — единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание. Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали — еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую. Кали обладает огромной сексуальной силой. В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем

В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

Две особенности, типичных во внешности Кали, — ее распущенные волосы и высунутый язык — представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови. Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним. В обоих случаях язык ее высунут наружу.

Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир. Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности. Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову — разрушительный аспект.

Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч — меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей. Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный — цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну — отсутствие характеристик — природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна. Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи. Кали — сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает их.

Жилище Кали — место кремации — имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов. Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным. Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги он — пуруша, букв. «мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали — активная пракрити, природа физического мира. Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини. Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

БОГИНЯ КАЛИ

Некоторые ритуалы капаликов описаны в романе Дэна Симмонса «Песнь Кали».

В облике Кали жена Шивы проявляет себя более сурово. Вообще облик Кали суров и страшен; это трехглазое чудище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще — четырьмя) рук, в которые вложено оружие. Ее серьги — в виде тел младенцев, ожерелье — из черепов. Праздники в ее честь красочны и популярны. Но ее боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Кали считается покровительницей всех, занятых нечистыми делами, в том числе профессиональных преступников, грабителей и убийц, не говоря уже о членах касты душителей-тхагов, убивающих людей в ее честь.

Богиня Кали, одна из многочисленных жен Шивы, воплощает божественную энергию, несущую кровопролитие, мор, убийство и смерть. Ее ожерелье выполнено из человеческих черепов, а подобие юбки составляют отсеченные руки демонов. У богини темный лик. В одной руке она держит меч, а в другой — отрубленную голову. Ее длинный язык вывалился изо рта и жадно облизывает губы, по которым сбегает струйка крови.
Согласно индийским мифам, Кали однажды собрала своих почитателей, чтобы выявить самых преданных. Ими оказались тхаги. В награду за верность она обучила их приемам удушения людей платком и наделила недюжинной силой, ловкостью и коварством.
Каждая община тхагов имела одного или нескольких предводителей — джемадаров. Они приобщали молодых тхагов к жестокому ремеслу, совершали религиозные ритуалы и присваивали себе большую часть добычи.
Вторым по положению после джемадара был бхутот. Он носил за пазухой скрученный в жгут платок с петлей на конце. Платок, изготовленный из шелковой ткани, назывался «румаль». Петля тщательно промасливалась и окроплялась священной водой Ганга. Считалось, что румаль — предмет туалета Кали. Тхаг, впервые отправлявшийся «на дело», завязывал в платок серебряную монету, а после удачно завершенной операции отдавал ее своему наставнику.
Как и все бандиты мира, тхаги пользовались особым жаргоном и условными знаками. Например, сигналом к нападению служил жест главаря, молитвенно обращавшего глаза к небу, или крик совы — любимой птицы Кали. Тогда бхутот незаметно подкрадывался к жертве и, улучив подходящий момент, резким движением правой руки набрасывал петлю на шею обреченного.
Петля затягивалась медленно, чтобы Кали могла в полной мере насладиться агонией умирающего. При этом душитель несколько раз произносил следующее заклинание: «Кали! Кали! Богиня смерти! Железная богиня-людоедка! Рви зубами моего врага, выпей его кровь, победи его, мать Кали!» Легкое движение пальцев, известное лишь тхагам, — и человек падал замертво.

Кали — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов.

Одно из самых драматических изображений показывает её сидящей на корточках у тела мёртвого Шивы, поглощающей его пенис своим влагалищем, в то время как ртом поедает его кишечник. Эту сцену надо воспринимать не буквально, а духовно. Считается, что Кали принимает во влагалище семя Шивы, чтобы вновь зачать его в своей вечной утробе. Точно так же она пожирает и уничтожает всё живое вокруг себя, чтобы всё создать заново. На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии. Кали Ма имеет уродливое лицо с клыками, испачканными кровью. Над её бровью расположен третий глаз. Её обнажённое тело украшено гирляндами из младенцев, ожерельями из черепов, змей, голов её сыновей, а пояс сотворён из рук демонов.

Дакшинакалика

Она именуется Дакшина, потому что щедро дает дары Своим преданным. Ее волосы растрепаны. Она украшена ожерельем из человеческих голов, у Нее длинные выступающие зубы, у Нее четыре руки: в нижней левой руке Она держит отрубленную человеческую голову, в верхней левой руке Она держит меч. Своей нижней правой рукой Она как бы дает дар (варадамудра), Своей верхней правой рукой Она гарантирует свободу от страха (абхайя-мудра). Она имеет темный цвет кожи, Она обнаженна. Она носит в Своих ушах как украшения два трупа, на Ней пояс из рук мертвых тел, три Ее глаза сияют как утреннее Солнце. Ее местопребывание — место сожжения трупов. Она стоит на груди Махадэвы (Шивы), лежащего как труп. Ее окружают шакалы. Ее лицо ужасающе, кровь стекает с уголков Ее губ. Согласно другому варианту, обнаженная (дигамбари), Она сидит на Махадэве, который лежит, как мертвый, у Нее большие и высокие груди, Она проявляет инициативу в сексуальной игре с Махакалой.

Другой образ Дакшинакалики выгладит следующим образом: у Нее темный цвет кожи, четыре руки: в Своих правых руках Она держит кинжал (картрика) и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней кусок черной ткани и тигровая шкура на пояснице. Своей левой ногой Она стоит на груди трупа, Своей правой ногой — на спине льва, облизывающего труп.

В этой Своей прекрасной форме Кали держит в правой руке меч, который касается Луны над Ее головой. Тело Богини переполнено нектаром, истекающим с Луны. Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке. Она обнаженная и Ее волосы распущены. Цвет Ее тела подобен голубому лотосу. Она украшена короной из драгоценных камней и разными украшениями. Солнце и Луна сияют как серьги в Ее ушах. Она стоит, поставив левую ногу вперед (в позиции Алидха).

Она черна как грозовая туча. Она облачена в черную ткань, у Нее впалые глаза и свирепые зубы, высунутый свисающий язык, улыбающееся лицо. На Ней ожерелье и священный шнур из змей. Она сидит на ложе из змей.
Пучок ее спутанных волос касается неба. Она прихлебывает вино из черепа. На Ней гирлянда из 50-ти человеческих голов. У нее полный живот. Над Ее головой — 1000 капюшонов Ананты, царя змей. Ее со всех сторон окружают капюшоны змей. Великий змей Такшака обвивает Ее левую руку как браслет, Ананта — правую. На Ней пояс из змей, на Ее ноге — браслет из драгоценных камней. Мертвые тела служат украшением для Ее ушей. Слева от Нее — Шива в образе мальчика. У Нее две руки. Ее лицо выражает удовлетворение. Она украшена девятью драгоценностями; Ей служат такие великие мудрецы (муни) как Нарада. Когда Она смеется, Ее громкий хохот наводит ужас.

Она истощена голодом. У Нее впалые глаза. Ее лицо темно как чернила. Ее зубы подобны черным ягодам джамбу. Ее волосы распущены. Она плачет, говоря: «Я не удовлетворена. Я проглочу весь этот мир залпом, как маленький кусок еды!» В своих двух руках Она держит аркан (или два аркана, сияющие как языки пламени).

Шмашанакали

Она черна, как гора черной мази. Ее местопребывание — место сожжения трупов. У Нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке – свежеотрубленную голову. С улыбающимся лицом. Она постоянно жует сырое мясо. Ее тело украшено разными украшениями. Она нагая и всегда опьяненная вином. Обычное место для поклонения Ей — это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучи обнаженным.

Ракшакали или Махакали

Она черного цвета. У Нее четыре руки, и Она украшена гирляндами из голов — одна гирлянда на Ее голове, другая — на плечах. В Своих двух правых руках Она держит меч и два лотоса. В Своих левых руках Она держит кинжал и череп. Ее спутанные волосы касаются неба. На Ней ожерелье из змей. У Нее красные глаза. Она носит черную ткань и вокруг Ее талии тигровая шкура. Ее левая нога — на груди трупа, правая нога — на спине льва. Она прихлебывает вино, взрывается ужасным смехом и издает громкие утробные звуки. Она невероятно ужасна.

Кали – почему в Индии почитают богиню разрушений?

Если античные мифы многим из нас хорошо известны, то индийские так и остаются загадкой. А ведь это – не менее интересные истории, не менее яркий пантеон божеств, которые открывают нам грани человеческого характера, старинные верования и даже жизненные истины. Этот мой рассказ посвящён одной из самых необыкновенных индийских богинь, Кали.

Несколько раз приходилось встречать в Интернете довольно грубое сравнение Кали и христианского дьявола, а почитатели того божества и вовсе приравнивались к сатанистам. Это – абсолютное заблуждение. Но кто же такая эта «тёмная» Кали? Ответить на этот вопрос помогут древние легенды Индии.

Кали - устрашающая индийская богиня

Кали – устрашающая индийская богиня

Кали – ни тёмная, ни светлая

Если о богах Брахме или Шиве знает немало людей и за пределами Индии, то образ Кали сформировался лишь благодаря голливудским фильмам. Западный мир понял эту богиню как воплощение смерти и разрушений, однако почему ей поклоняются индийцы? Причина этого проста – мифы Древней Индии не терпят поверхностного взгляда, а потому в европейской трактовке была допущена грубейшая ошибка.

Богиню Кали нельзя назвать ни хорошей, ни плохой. Её образ – это устрашение всякого зла, а потому она является одной из самых сильных защитниц в пантеоне индуизма.

С санскрита её имя переводится как «чёрная», и в этом тоже есть истина. Да, эта богиня может нести гибель, но только для сил зла. Вместе с яростью и гневом в ней поразительным образом сочетаются черты божественной матери, покровительницы всего светлого и доброго.

Жуткий портрет богини Кали

В древнем тексте «Деви-махатмья», что датируется V-VI веками, можно найти интересную характеристику Кали. Она – это вселенская сила и энергия. Мне кажется, это очень точное определение, ведь и космические силы творят созидание из разрушения.

Ужасающий образ, сформированный европейцами, был основан на изображениях этой богини. Надо признать, они и правда не кажутся очаровательными. В отличие от прочих женских божеств Индии, что являются воплощением нежности и красоты, Кали напоминает дикого воина.

Чаще всего она предстаёт на фресках и рисунках темнокожей, худой, с копной развевающихся волос и диким взглядом. Если же посмотреть на четыре руки этой богини, станет очевидна противоречивость её нрава. Одна рука держит меч, вторая – трофейную голову врага, третья благословляет мир, а четвёртая поднята вверх, что означает стремление к цели.

Жутко смотрится и одежда Кали. Наиболее примечательные её составляющие – это пояс, который целиком состоит из отрубленных рук, а ожерелье на шее богини – это страшные «бусы» из человеческих черепов. Кроме того, Кали всегда изображена с высунутым красным языком. В индуизме он является символом страсти и энергии Вселенной.

Остановить Кали смог только великий Шива

Остановить Кали смог только великий Шива

Кали – приносящая победу

Самое известное предание о Кали переносит нас к зарождению мира. Когда на земле появились боги, им были противопоставлены демоны (асуры). Последние мечтали захватить власть над миром. Долгое время богам удавалось сдерживать натиск злых сил, но с приходом ко власти асура Махиша ситуация изменилась.

Понимая, что поражение неизбежно, божества решили создать совершенную воительницу. Кали унаследовала черты от каждого из богов. Например, Вишну подарил богине свою мощь, Шива – очищающее пламя, Индра – силу, которую нельзя было превзойти.

Ничего не подозревая, войско асуров продвигалось по земле. И вдруг перед ними появилась жуткая богиня с мечом в руке. Она бросилась в бой, и вскоре под её ногами текли реки крови. Напрасно пытался скрыться от Кали Махиша. Богиня настигла демона, после чего высоко подняла отрубленную голову. Это был триумф Кали, но боги напрасно радовались победе.

Азарт битвы разжёг в Кали неведомую энергию, которую ничто не могло остановить. Богиня исполняла танец смерти, уничтожая всё вокруг. Вскоре даже её создатели, добрые божества, поняли, что мир может превратиться в пепел, если богиня продолжит безумствовать.

Воин и мать в одном лице

Никто и ничто не могло остановить Кали. Тогда один из верховных богов, могущественный Шива, решил воззвать к разуму воительницы. Когда Кали шла по сожжённому полю, усеянному трупами врагом, Шива лёг на землю прямо на её пути. Наступив на бога, она вдруг очнулась, словно придя в себя после долгого сна.

Но есть и несколько иной финал мифа, который, я считаю, красноречиво говорит о сути богини. Согласно ему, Шива превратился в плачущего младенца. Кали, несущая смерть и проливающая кровь одним движением руки, не смогла причинить вреда малышу. Она подняла его, баюкая и успокаиваясь. В тот момент истинная женская энергия затмила силу разрушения в божестве.

Я уверена, неспроста индийцы называют Кали своей великой защитницей. Она – одно из воплощений Великой Матери, а разве может что-либо сравниться с силой женщины, оберегающей своего ребёнка? Детьми Кали являются все люди, а потому к богине обращаются с молитвами, просьбами о защите и покровительстве.

Лучше всевозможных описаний и характеристик о сущности Кали говорят её имена, которых у богини немало. В переводе с санскрита они значат «Спасительница», «Яростная», «Вселенский Гнев», «Милость», «Океан Радости». Как видите, даже они противоречат друг другу, указывая на самые разные грани Кали.

Несмотря на свою жестокость, Кали - не зло, а та, что борется с ним

Несмотря на свою жестокость, Кали – не зло, а та, что борется с ним

Как видите, Кали – вовсе не дьявол Индии в женском обличье. Она – смерть для всего зла, но спасение для того, кто следует пути истины и добра. Эта богиня открывает нам одну истину: в мире нет однозначно «белого» или «чёрного», а свет или тьма придут в нашу жизнь вместе с нашим выбором.

фильм академия вампиров 2 часть дата выхода

часодеи часовой монстр дата выхода

ип ман актер в главной роли

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector