Великий замок Маха бандха в йоге: последовательность действий и мощный эффект от практики

Что даст выполнение маха бандхи?

Желая совершенствовать и познать себя, возможности собственного тела и духа, люди часто обращаются к йоге. Позволяя укреплять здоровье, восстанавливать силы и учиться управлять собственными ресурсами, йога содержит в себе множество техник, комплексов и методик, которые предстоит освоить практикующим.

Маха бандха является составляющей техникой в хатха йоге и ключевым упражнением из четырех Бандх, необходимых для воздействия и оздоровления физического тела.

Что это?

Маха бандха является символом великого замка, соответственно являясь одним четырех предшествующих ему замков. Данная бандха заключает в себе выполнение всех замков сразу в виде самостоятельной практики, элемента пранаямы (дыхательного комплекса) или мудры (специальные жесты и положения).

Считается, что Маха бандха предотвращает потерю сексуальной энергии, помогает систематизировать ее направление на избавление тонкого тела от "слабых" мест.

В йоге, тонким телом, считается энергетическая оболочка, присущая каждому человеку и другим живым существам. Она состоит из трех тел: пранического ментального и тела сознания.

Упражнение принесет пользу каждому практикующему, приближая его к управлению сексуальной энергией для укрепления физического и психического здоровья. Данный вид энергии считается самым мощным, обычно использующимся не по назначению, который растрачивается зря на образы, эмоции и слова.

Йогины вкладывают в Маха бандха значение возможности сделать первый шаг осознанию и контролю сексуальной силы.

Польза

Главной целью является объединение праны (энергия Космоса и жизни) и апаны (энергия выделительных процессов) в чакре манипура (сакра солнечного сплетения). Данная техника великого замка приводит к слиянию этих двух энергий.

Помимо этого, упражнение обладает рядом положительных характеристик:

массаж внутренних органов;

предотвращение застоев в кровеносной системе;

стимуляция корректного функционирования нервной системы;

избавляет от импотенции и бесплодия;

положительно влияет на менструальный цикл;

сохранение энергии в некоторых частях тонкого тела;

оказывает положительное влияние на секрецию эндокринной железы нейрогенной группы;

комплексно корректирует работу всей эндокринной системы;

замедляет процессы старения;

вырабатывает сосредоточенность ума.

Противопоказания

Воздержаться от занятий необходимо людям, имеющим отклонения в здоровье:

пониженное или повышенное артериальное давление;

наличие язвенных заболеваний в системе ЖКТ;

тяжелые заболевания внутренних органов;

проходящим реабилитацию после тяжелых травм или заболеваний;

Выполнение техники категорически противопоказано беременным женщинам, в том числе и на ранних сроках.

Техника выполнения

Выполнение практики можно производить с помощью асан:

Для практики, следует выбирать максимально комфортную позу для организма. Положение, в котором не тянет мышцы, отсутствует сложность при вдохах и выдохах.

Принять позу для практики в положении сидя на полу.

Осуществить медленный глубокий вдох и выдох.

Выполнить все бандхи в следующем порядке: Джаландхара, Уддияна и Мула.

При задержанном дыхании отпустить бандхи в обратном порядке: Мула, Уддияна и Джаландхара.

Четвертая ступень техники – удержание дыхания должна осуществляться с осторожностью и занимать столько времени, чтобы организму было комфортно без кислорода. Ориентироваться необходимо на собственные возможности.

За одно занятие рекомендуется выполнять не более 9 циклов Маха бандха, постепенно увеличивая количество повторений. Практика должна быть постоянной – ежедневной или несколько раз в неделю.

Освоение этой техники дает возможность улучшить здоровье и развивать жизненную силу и энергию. Постоянные выполнения упражнений дарят ощущение гибкости, ясности и свободы мысли. Практика является полностью энергетическим процессом, позволяющим менять направление энергии в теле, познавать и ощущать мир глубже и осознаннее.

Видео

Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Prem Amrit Khalsa

«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах

«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах

Практика трех важнейших бандх — «энергетических замков» в йоге — по отдельности действительно приносит огромную пользу практикующему. Но самый мощный эффект достигается при их совместном использовании — это называется «Маха бандха». Удивительно, как часто в интернете можно встретить искаженное описание этой практики, а еще чаще описание неполное — так что по нему тоже невозможно практиковать правильно. Давайте же разберемся, из чего состоит Маха бандха, как правильно и в какой последовательности практиковать эту технику — одну из мощнейших в Хатха-йоге.

«Это останавливает восходящее течение энергии в нади. Действительно, эта Маха бандха дарит великие сиддхи. Маха бандха освобождает от оков смерти, соединяет три нади в Аджна-чакре и позволяет уму достичь священного престола Шивы. »
Хатха-йога Прадипика. III-23,24

Маха бандха — составная техника, которую можно условно считать «продвинутой». Она требует некоторого опыта выполнения других, более простых практик, которые являются ее неотъемлемыми частями: это Мула бандха («корневой замок»), Уддияна бандха («втягивание живота») и Джаландхара бандха («горловой замок»). Если вы с легкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — самое время приступать к практике Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При выполнении Маха бандхи, происходит стимуляция шишковидной железы, и таким образом стимуляция всей эндокринной системы. Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

Как выполнять?

  1. Садимся в Сиддхасану и прижимаем левой пяткой промежность у мужчин вагину у женщин. Входим в состояние внутренней тишины (или если это не получается, концентрируем все внимание на своем естественном дыхании). Глаза во время всей практики закрыты. Для усиления практики можно (избегая перенапряжения глаз) фиксировать взгляд в межбровье , но это не обязательно.
  2. Делаем медленный вдох через левую ноздрю, делаем задержку на вдохе (Антар Кумбхака), делаем Джаландхара бандху, Мула бандху и по возможности Шамбхави мудру.
  3. Держим задержку столько, сколько это комфортно.
  4. Снимаем Шамбхави мудру (расслабляем глаза), снимаем Мула бандху, снимаем Джаландхару — именно в такой последовательности.
  5. Поднимаем голову в исходное положение (плечи полностью расслаблены), и только теперь выдыхаем через правую ноздрю.
  6. Затем выполняем ту же последовательность действий, только в другую сторону: вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую. Это считается за 1 цикл.
  7. После выполнения 1 цикла (т.е. и вправо, и влево), нужно расслабиться и подышать естественно, не контролируя дыхание — 1-2 минуты. Все это время отслеживаем дыхание, чтобы не потерять состояние внутренней тишины. Со временем можно увеличить число циклов до 5.

Нюансы практики

  • Показателем успеха в практике Маха бандхи является проявление такого феномена, как Кевала-кумбхака — спонтанная задержка. Это когда уже после выполнения полного цикла упражнения, и достаточного отдыха (свободного дыхания), ненадолго вдруг само собой прекращается дыхание. Я лично наблюдал такое в Индии: йог не дышал 3-4 минуты. Не стоит пытаться сымитировать такой эффект, это ничего не дает.
  • К этой практике есть противопоказания: повышенное давление, пониженное давление, язвенная болезнь кишечника или желудка, пупочная грыжа. Эту практику не следует делать во время простуды, головной боли, или других заболеваний в активной стадии. Маха бандха не сочетается с употреблением алкоголя, курением.
  • В идеале, после Маха бандхи нужно делать Маха ведха мудру («Великий пронизывающий жест»), чтобы работать с накопленной и «запертой» энергией дальше. Сватмарама со свойственным ему символизмом даже утверждает в «Хатха-йога Прадипике», что Маха бандха без Маха ведха мудры — все равно что самая прекрасная женщина без супруга (т.к. она не произведет прекрасного потомства, и ее красота оскудеет).
  • Есть небольшая хитрость, о которой говорит в своих книгах С. Сатьянанда Сарасвати: можно практиковать каждый цикл Маха бандхи между циклами Бхастрика-пранаямы: это значительно увеличивает продолжительность комфортной задержки. Таким образом, эти две практики гармонично сочетаются.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Маха бандха — «великий замок»

Разобравшись с мула бандхой, уддияна бандхой и джаландхара бандхой, вы можете переходить к освоению «великого замка» или маха бандхе.

Маха бандха

Во время практики маха бандхи энергия как бы запирается внутри тела в пределах туловища и не может вытекать наружу.

Сядьте в сидхасану или любую удобную сидячую асану. Закройте глаза. Глубоко вдохните и, выдохнув, выполните по очереди джаландхару, уддияну и мула бандху. Сосредоточьте внимание в области третьего глаза и задержите дыхание до тех пор, пока вам будет комфортно. Выдыхая, расслабьте сначала мула бандху, затем уддияна и джаландхару.

Рекомендуется выполнять маха бандху совместно с другими пранаямами. Например, вместе с бхастрика пранаямой.

Во время выполнения бандхи можно держать шамбхави мудру (концентрация в межбровном центре).

Но есть еще один маленький секрет, о котором не всегда упоминают учителя йоги. Это маха ведха мудра (или шакти чалани), без которой маха бандха считается «недоделанной». Так как во время маха бандхи вы пробуждаете свою Шакти, в дальнейшем вам необходимо выпустить ее наружу. Самый простой способ сделать это — постепенно из маха бандхи перейти в маха ведха мудру или шакти чалани (ее еще называют тадан крийя).

Таким образом, когда вы сделали маха бандху, оставаясь в этом же положении, вдохните, упритесь ладонями в пол и начните легко подпрыгивать, постукивать ягодицами об пол, как бы высвобождая готовые вырваться наружу энергии. Концентрация в аджна чакре.

Маха ведха переводится как «великий пронизыватель», так дайте же ему пронзить ваше тело божественной энергией.

Для того чтобы понять действие маха бандхи, давайте постараемся понять, что же такое бинду висаргу, о котором мы уже неоднократно упоминали при описании бандх. Постигнув сначала в теории, а затем испытав на практике действие бинду висаргу, вы ощутите истинное блаженство.

Что такое бинду висарга?

Мы можем практиковать годами, но так и не познать этот сладостный вкус божественного прикосновения.

В йоге существует такое понятие, как нектар бессмертия, амрита или бинду висаргу (в переводе с санскрита – «точка вытекания капель нектара» или жидкость, стекающая из сома чакры). Сома чакра находится в верхней части нашего мозга.

У среднестатистического человека, не практикующего йогу, и у тех, кто йогу практикует без гуру, нектар имеет свойство стекать вниз к Манипура центру, где «съедается» нашим внутренним агни (огнем), и человек неизбежно стареет. Практикующий йогу долгие годы йог может повернуть эту реку божественного блаженства вспять, т.е. вверх, и помочь этому нектару усваиваться во всем нашем теле. По большому счету эффект от этого — просветленное сознание и бесконечная молодость тела.

Именно эту функцию выполняет маха бандха в совокупности с некоторыми другими пранаямами и криями.

Маха бандха стимулирует очищение всего нашего организма, пяти таттв (земли, воды, огня, воздуха и эфира) от токсинов, активизирует правильную работу нашей нервной системы и гармонизирует прану и нади.

Поэтому Маха бандху и называют «кульминацией асаны, пранаямы, мудры и бандхи. Совершенство в ней приводит к состоянию абсолютного спокойствия ума, которое превращается в пратьяхару или даже в самопроизвольную дхьяну».

Маха бандха переводится как «великий замок», она объединяет три нади (иду, пингалу, сушумну) в аджна чакре и дарует уму возможность «замереть» и увидеть священное месторасположение Шивы», обрести чистое сознание и стать «свидетелем».

Думаю, терапевтический эффект Маха бандхи описывать не стоит. А вот о противопоказаниях упомянуть необходимо. Не стоит ее делать людям с высоким или низким кровяным и артериальным давлением, с язвой желудка и кишечника, грыжей, при других повреждениях внутренних органов. Для выполнения Маха бандхи в первую очередь необходимо хорошее здоровье!

Стоит также помнить, что встреча с самим собой может произойти лишь в том случае, если ваши практики были лишены эгоистических помыслов (обладание сиддхами, хороших физических показателей и результатов и пр.). Испытывая чувство любви к окружающему миру, вы сможете познать свое Высшее Я и реализоваться уже в этой жизни.

Вы уже выбрали правильный путь – идите по нему, идите к своему внутреннему Я!

Пайлот Баба не устает повторять: «Если вы хотите быть в гармонии с самим собой и окружающим вас миром, если вы хотите понять смысл любви и преданности, если вы хотите знать, как происходит отречение ради себя, вы должны практиковать! Вы во всем создали систему – в еде, в работе, в семье, но в познании себя нет системы. Поэтому просто отдайтесь в руки Бога и поймите, что Бог уже благословил вас и природа является вашим верным союзником на пути к себе. Оставьте свой ум, станьте естественными, и вы изменитесь сами и измените мир вокруг себя! Делайте все осознанно! Пробудитесь!».

И, чтобы подвести черту, я хочу обратить ваше внимание – выполнение всех этих упражнений рассчитано на то, что вы практикуете их под наблюдением опытного учителя или после благословения вашего Гуруджи.

Как говорит Пайлот Баба: «После этого открытия нет ничего, что надо было бы открывать. Практикуйте! Бог благословляет вас!»

17. Маха-бандха-мудра — символ великого замка

Маха-бандха — весьма специфическое упражнение, предотвращающее утечку сексуальной энергии и позволяющее перераспределить ее, направляя на устранение «слабых мест» в тонком теле. Учитывая тот факт, что сексуальная энергия есть более мощный источник жизненной силы в человеческом организме, также то, что в подавляющем большинстве своем люди распоряжаются ею исключительно бездарно, не только транжиря в ходе столь общепринятого неконтролируемого полового акта, но и растрачивая на истощающие сознание мыслеобразы, мысли, эмоции, слова и т. п., — всякое упражнение, позволяющее хоть немного приблизиться к способности управлять проявлениями сексуальной энергии, может оказать огромную помощь в укреплении как физического, так и психического здоровья. Отсюда — то значение, которое йогины придают практике Маха-бандхи — первого шага к осознанию и контролю сексуальной силы.

Техника выполнения. (Встречается несколько вариантов техники исполнения Маха-бандха-мудры. Шри Свами Шивананда в «Йога-терапии» предлагает один из самых простых).

Маха-бандха-мудра может выполняться в двух асанах — Сиддхасане ( которую мастера часто именуют Ваджрасаной) — позе совершенства и Ардха-падмасане — полулотосе.

Существует три основных варианта Сиддхасаны. Первый — самый простой — иногда описывают также как один из вариантов Свастикасаны — «благодатной позы». Чтобы принять эту асану, нужно сесть прямо с вытянутым вверх позвоночником и, согнув ноги, поместить пальцы правой ноги в коленную впадину левой (рис.2-17.1).

Согнув затем левую ногу и тем самым зафиксировав положение ступни правой ноги, следует подложить левую ступню под бедро правой ноги, снизу поместив пальцы ее ступни в промежуток между правым бедром и голенью. Выпрямиться, немного наклониться вперед, вытянуть вверх ягодицы, сесть прямо, обхватив кистями рук одноименные колени и сидеть расслабленно, вытянув вертикально вверх прямой позвоночник и свободно дыша (рис.2-17.2).

Второй вариант Сиддхасаны выполняется из того же исходного положения, что и первый. Согнув левую ногу, нужно положить ее ступню так, чтобы пяткой она уперлась в промежность (рис.2-17.3).

Ступню правой ноги подтянуть пяткой к пупку (рис.2-17.4) и, скользя ею по животу вниз, аккуратно положить сверху на ступню левой ноги так, чтобы не ощущалось никаких неудобств. Привести позвоночник в прямое вертикальное положение, обхватить кистями колени (рис. 2-17.5).

Третий вариант Сиддхасаны мало чем отличается от второго, за исключением того, что первая нога укладывается на пол тем же движением, что и вторая, — скольжением пятки вдоль вертикальной оси тела по направлению вниз от пупка (рис.2-17.6.1 и 2-17.6.2). За счет этого промежность касается пола и итоговое положение тела оказывается более устойчивым (рис.2-17.7.1 и 2-17.7.2).

[Кроме того, узел схождения трех основных энергетических каналов продольной серединной плоскости тонкого тела, именуемый Вратами жизни и смерти, оказывается открытым в сторону земли, и изменения, которые происходят в нем при поднятии праны по переднему серединному каналу в процессе практики Маха-бандхи, ощущаются наиболее явственно.]

Приняв одну из вышеописанных асан — ту, которая вызывает наименьшие затруднения, — выдохнуть и затем, не втягивая живот, со вдохом движением внутрь-вверх медленно сокращать сфинктер мочевого пузыря (часть полной Мула-бандхи, в некоторых источниках именуемая Ваджроли-мудрой) и движением вверх к грудине — мышцы живота, подтягивающие половые органы, как бы пытаясь подтянуть их по поверхности живота вверх. Шея свободна, Джаландхара-бандха здесь не выполняется.

У мужчин при этом наружные половые органы будут приподниматься, а у женщин вся область половых органов вплоть до яичников — втягиваться внутрь. С медленным выдохом расслабиться. Чередовать напряжение и расслабление, совмещенные с плавным ритмичным дыханием, повторив 10—20 раз. Сменить положение ног на зеркальное и повторить столько же раз.

Полулотос — Ардха-падмасана — подобен первому варианту Сиддхасаны, но ступни ног не прячутся в подколенные впадины, а просто лежат свободно: верхняя —на бедре противоположной ноги, нижняя — под бедром (рис.2-17.8). Тот, кто не может принять ни одну из рекомендованных выше асан, пусть попытается начать осваивать Маха-бандху в Сукхасане — «удобной позе» (рис.2-17.9) или в Ваджрасане.

Действие. Практика этой мудры дает совершенное здоровье и позволяет развить немыслимую жизненную силу. Приобретается способность полностью контролировать проявления сексуальной энергии, что устраняет склонность к половым излишествам, половым извращениям, злоупотреблениям сексуальной энергией, излечивает импотенцию, бесплодие и нарушения кровяного давления, способствует излечению многих гормональных расстройств, нарушений менструального цикла и смещений внутренних органов у женщин, а также препятствует преждевременному появлению признаков возрастной Деградации.

Тело того, кто регулярно практиует Маха-бандха-мудру, становится собранным, гибким, кожа становится гладкой, чистой и источает замечательный сладковатый запах, напоминающий запах жасмина или лотоса, поднимаясь вверх, сексуальная сила трансформируется в творческую энергию, взгляд человека делается открытым, мысли — ясными и свободными.

Практика Маха-бандха-мудры прорабатывает передний серединный канал, направляя в него сексуальную энергию и заставляя ее подниматься вверх. Обычное направление потока энергии в этой части серединного кольца — вниз. Изменяя направление потока на обратное, Маха-бандха перекрывает сексуальной энергии путь вниз, тем самым лишая ее возможности подпитывать низменные аспекты инстинктивных животных проявлений человека и препятствуя ее спонтанному неконтролируемому истечению. Отсюда —название упражнения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Маха-бандха: «ключ» от трех «замков»

Маха-бандха: «ключ» от трех «замков» Под названием Маха-бандха, или «Большой замок», в разных руководствах по хатха-йоге приводятся различные техники. Здесь мы приведем классическое описание, по которому следует соединить в одном действии три наиболее важных «замка» –

1. Набхи-мудра — символ нёба

1. Набхи-мудра — символ нёба Техника исполнения. Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех

10. Випарита-карани-мудра — символ перевернутого действия

10. Випарита-карани-мудра — символ перевернутого действия Випарита-карани-мудра — одна из ключевых мистических практик Йоги. При выполнении в полном варианте это упражнение изменяет направление вращения основного вихря на обратное, тем самым воздействуя на направление

Маха-бандха, Маха-ведха и Маха-мудра — ключи к практике трансформации сексуальной энергии в жизненную силу

Маха-бандха, Маха-ведха и Маха-мудра — ключи к практике трансформации сексуальной энергии в жизненную силу Маха-бандха, Маха-ведха и Маха-мудра — три совершенно особенных

18. Маха-ведха-мудра — символ великой мудрости

18. Маха-ведха-мудра — символ великой мудрости Маха-ведха-мудра является одной из трех великих мудр, совмещенная практика которых относится к ключевым аспектам внутренней энергетической работы в Йоге. Для освоения Маха-ведхи необходимо вначале научиться выполнять

19. Маха-мудра — великий символ

19. Маха-мудра — великий символ Маха-мудра, или Маха-мудрасана, — третья составная часть тройственной практики, состоящей еще и из Маха-бандхи и Маха-ведхи. Маха-мудра является квинтэссенцией тройственной практики — она заставляет прану устремляться вверх по

23. Матсьясана, или Матсья-мудра, — поза или символ рыбы

23. Матсьясана, или Матсья-мудра, — поза или символ рыбы Если взглянуть сверху на йогина, практикующего это упражнение в классическом варианте — с ногами, сложенными в полный лотос, — то окажется, что поза его очертаниями напоминает рыбу. Отсюда — название

38. Уддияна-бандха-мудра —символ восходящего полета

38. Уддияна-бандха-мудра —символ восходящего полета К этому упражнению следует отнестись с особым вниманием и обязательно его освоить. Уддияна-бандха — самая главная и сильнодействующая из бандх — энергетических замков.Техника выполнения. Исходное положение — стоя,

Глава 15. Маха-мудра

Глава 15. Маха-мудра "Маха-мудра очищает потоки праны, приводит в равновесие иду и пингалу и впитывает нектар блаженства, который, таким образом, наполняет всю сущность человека".(Йога-чудамани-упанишад, У.65)Сядьте в сиддхасану или сиддха-йони-асану так, чтобы пятка была

Маха-бандха (большая бандха)

Маха-бандха (большая бандха) Сядьте в медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану или в сиддха-йони-асану. Глубоко вдохните и полностью выдохните. Выполните джаландхара-бандху, уддияна-бандху и мула-бандху. Сосредоточивайтесь поочередно на каждой из следующих чакр:

Маха-мудра (большая мудра)

Маха-мудра (большая мудра) Сядьте на пол так, чтобы правая пятка оказалась под анусом, а левую ногу вытяните вперед. Наклонитесь вперед и возьмитесь обеими руками за большой палец левой ноги. Расслабьте все тело. Глубоко вдохните. Выполните мула-бандху и шамбхави-мудру.

Маха-бхеда-мудра (мудра больших постижений)

Маха-бхеда-мудра (мудра больших постижений) Сядьте на пол так, чтобы левая пятка оказалась под задним проходом, а правая нога была вытянута вперед. Наклонитесь вперед и возьмитесь обеими руками за большой палец правой ноги. Глубоко вдохните, после чего медленно выдохните

46. Маха Мудра. великая печать

46. Маха Мудра. великая печать Название этой асаны состоит из слов «маха», которое переводится как «великий», и «мудра» – «запечатывание», «закрывание». Техника выполнения асаны 1. Сядьте на пол, вытяните перед собой прямые ноги.2. Согните левую ногу в колене, положите

Йога-мудра (символ йоги)

Йога-мудра (символ йоги) Исходная поза – Падмасана. Выполните глубокий вдох, а на выдохе наклоняйтесь вперед, пока не коснетесь лбом коврика. Ягодицы при этом не отрываются от коврика, а руки следует перекрестить за спиной и взяться за большие пальцы ног (рис. 31). Внимание

Маха-бандха (большое закрывание)

Маха-бандха (большое закрывание) Это комплексная бандха, сочетающая в себе Мула-бандху и Джаландхара-бандху.С пустым желудком сядьте на левую пятку, правая стопа должна быть сверху левого бедра. Пошевелите левой пяткой, чтобы возбудить мышцу ануса, затем сделайте

Йога-мудра (символ йоги)

Йога-мудра (символ йоги) Отохнув после полу стойки на голове, сядьте и приготовьтесь к упражнению под названием йога-мудра, или «символ йоги». Эта поза очень важна по своему духовному воздействию на высших ступенях занятий. Йоги проводят в такой позе час и более.Лечебный

4 Основных замка в Кундалини — йоге (БАНДХИ)

«Бандхи защищают и проецируют — вот для чего они предназначены. Они защищают выравнивание позвоночника и проецируют вашу энергию туда, куда вы хотите»

1. ГОРЛОВОЙ ЗАМОК (ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА)

Горловой замок — основной и самый важный замок в Кундалини Йоге. Он регулирует все движения в верхней части тела во время практики.

Как делать?
Поднимите грудь и грудную клетку вверх, удлиняя заднюю часть шеи, втяните подбородок в себя. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

Когда делать?
Во время медитаций и пранаям. Также Горловой замок используется при задержке дыхания.

Горловой замок регулирует секреции эндокринной системы, тем самым увеличивая их взаимосвязь. Горловой замок нормализует кровяное давление, отстраняет внешние отвлекающие факторы во время медитации. Фиксирует энергию в стволе головного мозга и в лунном центре (подбородке). Направляет энергию праны в центральный канал, успокаивая сердце.

2. КОРНЕВОЙ ЗАМОК (МУЛАБАНДХА)

Корневой замок координирует, стимулирует и уравновешивает энергии, связанные с прямой кишкой, половыми органами и пупком а (т. е. нижними тремя чакрами).

Как делать?
Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.
Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретреальный тракт.
Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.
Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

Когда делать?
Часто применяется в конце каждого упражнения. Иногда применяется непрерывно или ритмично в течение медитации или упражнения. Также на задержке дыхание. Во время лунного цикла (менструального) женщины не должны практиковать корневой замок

Корневой замок усиливает эффект практики. Соединяет прану и апану в пупочном центре. Когда прана и апана встречаются, открывается вход в сушмуну для потока энергии вверх по позвоночнику. Также стимулирует правильное течение спинномозговой жидкости.

3. ЗАМОК ДИАФРАГМЫ (УДДИЯНА БАНДХА)

Блокировка диафрагмы интегрирует эмоции, праническую энергию и функции, которые происходят над и под мышцей диафрагмы.

Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.

Для того чтобы хорошо научиться выполнять этот замок иногда вначале будет лучше выполнять его стоя. Некоторым людям бывает трудно выделить мышцы, участвующие в этом движении. Встаньте прямо с ногами на ширине плеч. Наклонитесь немного вперед, опираясь руками на колени. Приподнимите грудную клетку и сделайте замок. В этом положении легко почувствовать, как живот втягивается полностью как снизу, так и в верхних частях.

В какой бы позиции вы ни практиковали уддияна бандху, это будет прямым массажем кишечника и сердечной мышцы. Таким образом этот замок замедляет все процессы разрушения, связанные со старением и приносит молодость. Уддияна бандха помогает очищению организма. Если шейный замок помогает накапливать энергию в лунном центре, то диафрагмальный — развивает и удерживает энергию солнечного центра, расположенного в солнечном сплетении. Это центр элемента огня. Практика уддияна бандхи усиливает огонь и помогает открыть сердечный центр. Таким образом, качества доброты, сострадания и терпения становятся более доступными для вас

Диафрагмальный замок делается на пустой желудок!

4. МАХА БАНДХА (ВЕЛИКИЙ ЗАМОК)

Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

Одновременно на задержке дыхания сделайте три замка (горловой, диафрагменный и корневой).

Делается на пустой желудок. Проводится после того, как дыхание полностью выдыхается. Делается в разных позах и с разными мудрами.

Омолаживает железы, уравновешивает нервы и балансирует чакры. Говорят, что этот замок лечит многие болезни, такие как неправильное кровяное давление, менструальные судороги, нарушения работы кишечника и многое другое.

Бандхи. Энергетические замки в практике хатха-йоги

Слово не имеет точного перевода с санскрита на русский язык. Как правило, под ним понимают глаголы связывать, удерживать, скрепить, замкнуть и т.д. В этом многообразии переводов, однако, и кроится истинный смысл данного понятия, бандха одновременно является и сжатием, то есть напряжением мышц тела и связующим элементом между физическим телом и телом духовным, так как его целью в конечном итоге является достижение состояния просветления, единства тела и разума.

В настоящее время суть термина бандха чаще всего передается через существительное «замок», что представляется не совсем верным. Представляется, что бандха есть процесс, позволяющих практикующему йогину достичь определенных состояний раскрытия сознания через систему физических упражнений, основой которых действительно является сжатие, закрытие в замок, мышц тела. Таким образом, представляется более верным описывать понятие бандха как процесс, действие, направленное на достижение определенных состояний духовного тела, через систему физический упражнений, а не просто как сжатие, замыкание мышц тела. Употребление термина бандха в качестве замка, является правильным при описание бандхи в физическом аспекте о чем речь пойдет ниже.

Понимание того, что бандха является именно процессом соединения физического и духовного дела является чрезвычайно важным, поскольку без понимания сути бандха невозможно достижения целей, на которые и направлены физические упражнения.

Исходя из того, что бандха является действием, связывающим духовное и физическое тело, предлагается в дальнейшей части работы рассматривать его в двух аспектах: в физическом (т.е. как упражнения, сжатие мышц в «замок») и духовном (т.е. праническое воздействие, освобождение, просветление сознания).

1. Физический аспект бандхи

В физическом смысле бандха есть сжатие мышц в различных участках тела, целью которого является удержание энергии (праны), вследствие чего происходит улучшение определенных функций организма.

Существует три главных бандхи (замок в физическом аспекте): мула-бандха, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха. Так же существует 4-й замок – маха-бандха – комбинация этих 3-х замков.

Выполнение мула-бандхи физиологически сопровождается напряжением мышц промежности, уддияна-бандхи мышц живота, джаландхара-бандхи мышц горла.

В книге «Хатха-йога прадипика» так описывается эффект получаемый от выполнения различных видов бандхи: «Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». В отношении уддияна-бандхи указано следующее: «Практика уддияна бандхи, описанная йогами, очень легка в выполнении. Регулярные занятия даже старику придают вид юноши», а выполнение джаландхара-бандхи описано просто так: ««Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть».

Выполнение бандхи напрямую воздействует на эндокринную систему, так при выполнении мула-бандхи происходит воздействие на простату у мужчин и у шейку матки у женщин, при выполнении джаландхара-бандхи на щитовидную и паращитовидную железы, гипофиз, эпифиз при выполнении уддияна-бандхи на поджелудочную железу, надпочечники.

Выполнение маха-бандхи, сочетает в себе элементы мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха. Выполнение «великого замка», как еще называют маха-бандха, воздействует на всю эндокринную систему человека, происходит замедление старения клеток, организм омолаживается.

При правильном выполнении бандхи улучшается самочувствие и состояние человека, гармонизируются все биологические процессы организма, нормализуется артериальное давление, человек становится более спокойным, уравновешенным.

Однако существуют и противопоказания к выполнению бандхи. Так мула-бандха не рекомендуется делать при гипертонии, повышенном внутричерепном давлении, головокружениях, болезнях сердечно-сосудистой системы, менструации, беременности, гинекологических заболеваниях. Уддияна-бандха не следует выполнять при болезнях в пищеварительной системе, таких как язва желудка и 12-перстной кишки в период обострения, и других заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при менструации и беременности. С осторожностью стоит выполнять уддияна-бандха при наличии проблем с дыхательной системой; сердечно-сосудистых заболеваниях. Джаландхару-бандху не следует выполнять при повышенном внутричерепном и артериальном давлении, сердечно-сосудистых заболеваниях, проблемах с шеей, гипертриозе.

Необходимо отметить, что начинающим йогинам первым нужно делать верхний замок (джаландхара-бандха) во избежание скачков кровяного давления.

2. Духовный аспект бандхи

В духовном аспекте каждый из указанных выше видов бандхи затрагивает определенный вид праны. При выполнении бандхи происходит воздействие на чакры с помощью перемещения праны внутри организма.

Так, мула-бандха непосредственно воздействует на муладхару, уддияна-бандха – на манипуру, и джаландхара-бандха – на вишуддху.

При выполнении одного из видов «бандхи» происходит как бы блокирование движения праны по каналам организма.

Так, при выполнении мула-бандхи, нисходящий поток энергии апана-вайю не перемещается вниз ввиду наличия замка, а поднимается вверх, где смешивается с самана-вайю.

При выполнении джаландхара-бандха блокируется, верхняя часть канала, в результате чего прана остается запертой внутри, что позволяет сохранять её.

При выполнении уддияна-бандха прямое воздействие оказывается на манипуру, с учетом увеличения давления внутри канала, происходит смешивание всех видов праны.

После разжимания замков, сдерживания праны больше не происходят в связи, с чем она «растекаются» по всему телу, что приводит к особым ощущениям практикующего, сочетающих в себе расслабления организма и прилива жизненной энергии.

Таким образом, в целом выполнение бандхи является техникой контроля и управления за перемещением праны внутри организма, для воздействия на определенную область организма и его энергетические центры – чакры, в зависимости от вида выполняемого бандхи.

Огромное значение при выполнении бандхи имеет дыхание. Поэтому перед выполнением бандхи йогину необходимо знать и уметь выполнять основные упражнения пранаямы.

В целом выполнение «бандхи» немыслимо без правильного дыхания. Бандхи должны выполняться совместно или после выполнения асан и пранаям.

Выполнение упражнений позволяет очистить сознание, получить возможность управлять им, научится понимать суть происходящих вокруг и внутри процессов. В этом заключается важное воздействие бандхи на сознание практикующего йогина. Как было указано выше целью выполнения бандхи является помимо достижения определенных физических состояний, также очищение и просветление сознания.

Таким образом, при выполнении бандхи в организме человека происходит гармонизация физиологических и ментальных процессов. Выполнение бандхи «запускают» в организме чрезвычайно сильные внутренние процессы, поэтому при их выполнении йогин должен, в полной мере осознавать и понимать суть и истинную цель бандхи, технику правильного выполнения упражнений, и соблюдать меры безопасности, связанные, прежде всего с противопоказаниями к выполнению упражнений.

Список использованной литературы:
1) Лекции, прослушанные в Московском университете йоги;
2) Свами Сатьянанда Сарасвати «Мула-бандха. Ключ к мастерству»)
3) «Гхеранда самхита»
4) Т.К.В. Дешикачар «Сердце Йоги»
5) Гита С. Айенгар «Йога для женщин»
6) «Хатха-йога прадипика»

дьявольские возлюбленные с кем будет юи комори

варкрафт фильм 2016 2 часть дата выхода

смотреть физрук 6 сезон

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector