Верхновная личность бога – Кришна: жизнь и учение

Верхновная личность бога – Кришна: жизнь и учение

Глава ПЕРВАЯ

Пришествие Господа Кришны

Когда-то давно земля находилась под бременем многочисленного воинства, собранного могущественными царями. Эти правители в действительности были демонами, но называли себя потомками царских родов. Весь мир пребывал в смятении, и тогда богиня Земли — Бхуми отправилась к Господу Брахме, чтобы рассказать ему о бедствиях, которые она терпит от засилья царей-демонов. Приняв облик коровы, Бхуми со слезами на глазах предстала перед Господом Брахмой. Она плакала и сокрушалась, стараясь пробудить в нем сострадание. Услышав рассказ Бхуми о ее бедах, Господь Брахма был очень удручен. Он тотчас отправился к молочному океану, где пребывает Господь Вишну. Господа Брахму сопровождали все полубоги во главе с Господом Шивой. И Бхуми последовала за ними. Придя на берег молочного океана, Господь Брахма стал взывать о помощи к Господу Вишну, который однажды уже спас планету Земля, приняв облик божественного вепря.

Среди ведических мантр есть одна особая — пуруша-сукта. Полубоги возносят эту молитву, когда хотят выразить особое почтение Верховной Личности Бога, Вишну. Всякий раз, когда на какой-нибудь планете нарушается обычный порядок жизни, божество, управляющее ею, может обратиться к верховному повелителю вселенной, Брахме. Тогда Брахма обращается к Верховному Господу, Вишну. При этом он не встречается с Ним лично, а взывает к Нему с берега молочного океана. В нашей вселенной есть планета Шветадвипа, где находится молочный океан. Различные ведические источники сообщают, что, так же как на Земле существуют океаны, заполненные соленой водой, на других планетах есть другие океаны. Так, на одной планете может быть молочный океан, на другой — океан из масла, а еще где-то — океаны из вина или другие океаны.

Полубоги обычно возносят молитву пуруша-сукта, чтобы умилостивить Верховного Господа Кширодакашайи Вишну. Его называют Кширодакашайи Вишну потому, что Он возлежит на поверхности молочного океана. Он — Бог, Верховная Личность, и от Него исходят все воплощения, которые появляются во вселенной.

И вот полубоги вознесли молитву пуруша-сукта, но ответа, казалось, они не услышали. Тогда Господь Брахма погрузился в медитацию и получил от Господа Вишну послание, которое затем огласил полубогам.

Так передается ведическое знание. Сначала Верховный Господь вкладывает это знание в сердце Брахмы. В начале «Шримад-Бхагаватам» сказано: тене брахма хрида йа ади-кавайе — «Трансцендентное знание Вед было вложено в сердце Господа Брахмы».

И в этот раз только Брахма смог услышать послание Господа Вишну. Затем он передал его полубогам. Послание гласило: Верховный Господь и Его могущественные энергии скоро появятся на земле. Господь придет, чтобы уничтожить демонов и защитить преданных. В это время полубоги тоже должны находиться на земле и помогать Ему. Для этого все они должны немедленно родиться в семьях династии Яду, где со временем появится и Сам Господь. Верховная Личность Бога Кришна родится как сын Васудевы. До Его пришествия все полубоги и их жены должны появиться на земле в благочестивых семьях, чтобы помогать Господу в осуществлении Его замысла.

Точное слово, употребленное Брахмой — тат-прийартхам. Оно означает, что полубоги должны немедленно появиться на земле, чтобы исполнить волю Господа и угодить Ему. Другими словами, полубогом называют каждого, кто живет только ради того, чтобы угождать Верховной Личности Бога. Господь Брахма также сообщил, что всемогущее воплощение Кришны — Ананта, который на Своих бесчисленных головах держит планеты вселенной, тоже появится на земле до пришествия Самого Господа Кришны. Полубоги узнали и о том, что для осуществления замысла Господа на землю по Его приказу скоро должна сойти Его внешняя энергия — Майя, под чарами которой находятся все обусловленные души.

Дав наставления Бхуми и полубогам и успокоив их добрыми словами, Господь Брахма, отец Праджапати (прародителей всех существ во вселенной), отправился в свою обитель, на Брахмалоку, находящуюся выше всех других планет в материальном мире.

Глава династии Яду, царь Шурасена, правил страной Матхура, где находился город Матхура и область Шурасена, названная так в его честь. Благодаря Махарадже Шурасене Матхура стала столицей всех царей династии Яду. Она стала столицей еще и потому, что цари этой династии были очень благочестивы и знали, что Матхура, так же как и Дварака, — это место, где вечно пребывает Господь Кришна.

Однажды сын царя Шурасены Васудева, только что женившийся на Деваки, ехал домой на колеснице вместе со своей молодой женой. Отец Деваки по имени Девака, который очень любил свою дочь, дал за ней богатое приданое и подарил молодым сотни украшенных золотом колесниц. Камса, сын Уграсены, чтобы доставить удовольствие своей сестре, взял в руки вожжи и сам стал править колесницей Васудевы. По ведическому обычаю, когда девушка выходит замуж, брат новобрачной отвозит молодоженов в их дом. Поскольку молодой девушке тяжело расставаться с семьей отца, брат обычно провожает сестру до дома ее свекра, чтобы смягчить боль разлуки. Все приданое, которое дал за дочерью Девака, составляло четыреста слонов, украшенных золотыми гирляндами, пятнадцать тысяч богато убранных лошадей и тысячу восемьсот колесниц. Он также послал вместе с дочерью двести красивых девушек. Согласно брачным обычаям кшатриев, до сих пор сохранившимся в Индии, когда кшатрий женится, вместе с невестой в его дом направляются несколько десятков ее молодых подруг. Девушки, сопровождающие царицу, называются прислужницами, но на самом деле они — подруги новобрачной. Этот обычай существует с незапамятных времен, по крайней мере он был известен еще до того, как Кришна пришел на землю пять тысяч лет назад. Итак, вместе с женой Деваки Васудева привез в свой дом еще двести прекрасных девушек.

В честь столь торжественного события музыканты, сопровождавшие свадебное шествие, играли на различных инструментах. Весело звучали раковины, рожки, барабаны и литавры. Процессия двигалась мирно и радостно, Камса умело правил колесницей, как вдруг с небес раздался таинственный голос: «Камса, какой же ты глупец! Ты правишь колесницей своей сестры и зятя и не знаешь, что восьмой ребенок твоей сестры убьет тебя!»

Камса, сын Уграсены из династии Бходжи, был злым демоном среди царей этой династии. Услышав пророчество с небес, он схватил Деваки за волосы и занес над ее головой меч. Васудева был поражен поведением Камсы и, чтобы умиротворить своего жестокого, бессовестного шурина, заговорил с ним разумно и убедительно.

«Дорогой шурин, — сказал он, — ты самый прославленный царь из династии Бходжи, известный всем как величайший воин и доблестный правитель. Неужели ярость настолько ослепила тебя, что ты готов убить женщину, да еще собственную сестру, в счастливый день ее свадьбы? Почему ты так боишься смерти? Смерть приходит в этот мир вместе с рождением. Ты начал умирать с того самого дня, как появился на свет. Если сейчас тебе двадцать пять лет, значит, ты уже двадцать пять лет умираешь. Умираешь каждую минуту, каждое мгновение. Зачем же тебе так бояться смерти? Смерть неизбежна. Ты можешь умереть сегодня или через сто лет, но от смерти тебе не уйти. Тогда почему она так пугает тебя? Ведь смерть означает лишь уничтожение нынешнего тела. Как только это тело перестанет существовать и смешается с пятью стихиями материальной природы, заключенная в нем душа получит другое тело, согласно своим делам и их последствиям. Представь себе человека, идущего по дороге: сначала он делает шаг одной ногой и, убедившись, что она твердо стоит на земле, поднимает вторую. Точно так же душа переселяется из одного тела в другое. Посмотри, как осторожно гусеницы переползают с ветки на ветку. Так и душа меняет телесную оболочку, после того как свыше определено, каким будет ее следующее тело. До тех пор пока обусловленная душа находится в материальном мире, ей придется менять, одно за другим, материальные тела. Каждое новое тело дается нам законами природы, согласно нашим делам и их последствиям.

Верхновная личность бога – Кришна: жизнь и учение

Кришна (санскр. कृष्ण, kṛṣṇa IAST) — в индуистской культуре одно из проявлений Бога на Земле, также он является восьмым аватаром Вишну и входит в число наиболее популярных божеств в индуизме. По монотеистическим традициям кришнаизма его почитают в качестве верховного и первоначального проявления Бога, через него воплощаются все аватары. Его часто ищут, как индийского бога, играющего на флейте.

Имена

На санскрите «Кришна» называют «черный, темный, темно-синий» цвет. Есть устаревшая гипотеза (без достоверных источников), согласно которой темный оттенок кожи божества обусловлен автохтонным, неарийским происхождением образа. Само слово имеет прусские корни от «kirsnan» и перекликается с русским православным «čьrnъ» — чёрный, литовским «keršas» – пестрый. Мурти изображают Кришну чернокожим (изредка белокожим или синего цвета). Однако живописное воспроизведение божества преимущественно в голубых или темно-синих тонах. «Брахма-самхит» описывает Кришну схожим по цвету с голубыми облаками. Это сравнение стало традиционным в индуистской поэтической культуре.

Божество известно под разными именами и статусами. В них отражаются разные качества и используемая атрибутика. Наиболее популярными именами стали Говинда и Гопала, создающие образ Кришны как коровьего пастуха. У некоторых имен божества есть особые значения, в зависимости от региона страны. Например, Джаганнатхой его называют в Ориссе.

Изображение

На рисунках Кришна выглядит чернокожим или темнокожим юношей. Это особенно частая тенденция в изображении божества в храмовых комплексах. Плоскостные изображения обычно представляют облик Кришны в виде мальчика во Вриндаване с голубым или темно-голубым оттенком кожи. В качестве одежды на нем желтый дхоти, а в руках флейта, на которой он играет. Поза расслабленная, ноги скрещены в асане, а шею украшает цветочная гирлянда. В волосы воткнуто перо павлина. Облик завершают коровы и телята, пасущиеся вокруг божества. Часто в обществе Кришны присутствуют красивые девушки-пастушки гопи.

Фото 1

Еще один образ Кришны: отображается тот момент, когда он наставляет Арджуну в «Бхагавадгите», находясь в это время на поле битвы Курукшетра. У юноши божественные черты лица, с характерными особенностями индуистского религиозного искусства. Иногда божество изображается с чакрой (атрибут Вишну) или у него несколько голов и рук (наподобие вселенской формы Арджуны).

Храмовые мурти представляют облик Кришны в стоящей расслабленной позе. Вокруг него спутники — брат Баларама (Балабхадра), сестры Субхадры либо главные супруги-царицы Рукмини и Сатьябхама. Также известны изображения Кришны в сопровождении любимой гопи Радхи. Это сочетание «Радха-Кришна» является традиционным в индуистской культуре. К примеру, у манипурских вайшнав не принято поклоняться только Кришне, для них обязателен единый образ Радха-Кришна. Таких же устоев придерживаются в гаудия-вайшнавизме, рудра-сампрадаи и пуштимарге.

Жизнеописание

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.

В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.

Рождение

Фото 6

В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами) появился на свет 19 июля 3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.

Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.

В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.

Один из братьев Деваки (Камса) заточил воего отца (Уграсену) в тюрьму, чтобы занять его престол. По преданиям восьмой сын Деваки должен был убить Камсу, поэтому тот заточил супружескую пару в темницу и намеревался уничтожать всех детей Деваки.

Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.

В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.

Детство

Фото 2

Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.

Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.

Юность

Новость о том, что юноша обладает необычными способностями разлетелась по всему государству и дошла до ушей Камсы. Тот решил через хитрость заманить Кришну в Матхуру и убить его там.

Для осуществления этого плана, царь разослал приглашения на воинские поединки. Кришна с удовольствием согласился и отправился в столицу. Когда началось состязание, Камса приказал лучшим воинам страны напасть на юношу и изрубить его мечами. Но воины с задачей не справились. Тогда Камса повелел выпустить на поле боя взбешенного слона, чтобы тот растоптал юношу. Но все повернулось иначе. Кришна справился не только с воинами и слоном, но и убил Камсу.

После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата Гуджарат).

Смерть

Когда война закончилась, Кришна поселился в Двараке и жил там на протяжении 36 лет. В один из дней случилось непредвиденное: во время проведения фестиваля в городе начались беспорядки из-за которых практически вся царская семья была истреблена. Эти события привели к тому, что брат Кришны Баларама решился отказаться от земной жизни посредством йоги. Узнав о смерти брата, Кришна ушел в лес для совершения медитации под кроной деревьев. Проходивший мимо охотник подумал, что нога Кришны — это часть оленя и выпустил стрелу. Кришна был убит. Так завершилась его земная жизнь. Смертельная рана Кришны считается проклятием матери Кауравов, которая думала, что тот приложил слишком мало усилий для предотвращения войны.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.

Сколько жен?

Фото 3

У царевича была одна главная жена — принцесса Рукмини и еще семь других. Все они считаются образцовыми супругами. Проблема была в том, что Кришну утомляла эта правильность, чистота и точность. Тогда он принимался играть на своей дудочке Раса Лила. Эта магическая ночь случалась один раз в год. В другое время его развлечением был мудрец Нарада. С ним он любил играть в шахматы и дразнить друг друга.

Как последователь династии Яду, Кришна обладал 16108 женами. Эти женщины были спасены им от демона Наракасура, которым они насильно удерживались. Демон являлся завоевателем трех миров: неба, земли, подземного царства. Так им были захвачены в плен 16100 принцесс земных народов.

Убийство Наракасуры повлекло освобождение плененных женщин. Кришна отпустил их всех по домам, но они отказались. Принцессы решили, что люди не примут их из-за того, что они были в заточении у другого мужчины. А идти им было некуда. Тогда Кришна даровал им статус своих жен. Это было необходимо для достойного проживания женщин в обществе. У каждой из них во владении был дворец, а Кришна приходил к ним в таком количестве форм, чтобы побыть с каждой из них положенное время.

Битва на Курукшетре и «Бхагавадгита»

Кришна приходился двоюродным братом Пандавам. Он являлся племянником Кунти (сестры Васудевы) и был участником конфликта.

Также Кришна был двоюродным братом одного из самых могучих и доблестных кшатрий Карны, участвовавшего в битве на стороне Кауравов.

Со своей стороны Кришна внес предложение конфликтным сторонам выбрать собственную армию или его самого. Но выдвинул условие: оружие он в руки брать не станет. Кауравы приняли решение воспользоваться армией Кришны. А сам он стал участником сражения на стороне Пандавов. Кришна стал возничим на колеснице принца Арджуны.

Разговор Кришны и Арджуны до начала битвы на Курукшетре был запечатлен в «Бхагавадгите». В нем Кришна наставляет друга, который не соглашался поднимать оружие против родственников (на стороне противника сражался дед Бхишма и наставники).

За это Кришна был осужден своим старшим братом Баларамой, что тот вмешался в войну. Сам Баларама отказался участвовать в боевых действиях и стал паломником.

Роль Кришны в исходе войны была очень значимой. Именно он подговорил Пандавов уничтожить Кауравов ложью. По совету Кришны, они через обман избавились от брахмана Дроны, который считался непобедимым наставником в военных делах.

А друг Кришны Арджуна послушался и убил непобедимого Карну, который оказался в увязшей в земле колеснице. Поединок нужно было остановить, но Кришна посоветовал убить воина. Еще Кришна подсказал могучему Бхиме во время поединка на палицах убить предводителя Кауравов Дурьодхану, совершив удар ниже пояса.

Культ

Как связан Кришна и Вишну? Дело в том, что Кришна в качестве сваям-рупа считается первопричиной Вишну (Нараяны). А тот является продолжением вайбхава-пракаши Кришны и конфигурацией бога Баларамы. Но у Кришны есть и свои особенные свойства.

Почитание Кришны-Васудевы вылилось в отдельный культ — бхагавативизм. Это один из самых стародавних религиозных верований, обращенных к Кришне. По мнению ученых, постепенно это верование смешалось с другими ценностями и появился новый культ Бала-Кришны и Гопалы. Он стал основой мнотеистического кришнаизма.

Фото 5

Полагают, что к созданию религиозных ценностей бхагаватизма приложил руку сам Кришна, так как его называли Васудевой. Он был из племени Ядавов, а его последователи считали себя бхагаватами.

Первые достоверные упоминания о наличии данного наследия относятся к V-II веков до н. э. В настоящее время индуизм почитает Кришну как часть монотеистического наследия вайшнавизма. Приверженцы этой религии почитают Вишну за Верховного бога.

В свою очередь Кришна является самым совершенным аватаром Вишну, его истинным воплощением на Земле.

Еще Кришне поклоняются как одному из основных проявлений Бога в бхакти индуизме (вайшнавизме). Разные направления бхакти, почитающих Кришну, стали популярны в Индии в VI – IX веке. Эта информация содержится в священных текстах, прославляющих Кришна-бхакти.

В то время знающие люди, владеющие языком санскритом, восторгались описаниями жизни Кришну «Гитаговиндой» и «Кришнакарнамритой». Они прославляли божество в религиозных песнопениях и стихах, составленных на индуистских наречиях. В словах текстов выражалась преданность и любовь Кришне. Причем поэты были из разных слоев общества того времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Урок 10. «КРИШНА – ВЕРХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ БОГА, ОН – ИСТОЧНИК ВСЕХ ВОПЛОЩЕНИЙ»

В Вишну-Пуране (6.5.74) великий мудрец и знаток Вед Парашара Муни объясняет значение санскритского слова Бхагаван следующим образом:

айшварйасйа самаграсйа

вирйасйа йашасах шрийах

гьяна-вайрагйайош чайва

саннам бхагам итигана

«Того, Кто в полной мере обладает следующими шестью достояниями: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отрешенностью, называют Бхагаваном».

На свете много людей, которые очень богаты, очень могущественны, очень красивы, очень знамениты, обладают огромным знанием или способны к самоотречению. Однако никто из них не может претендовать на то, что он обладает всеми богатствами, всей силой и прочим в полном объеме. Право говорить так о Себе имеет право только Верховный Господь, ибо на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он.

Каково имя Бхагавана – Верховной Личности Бога?

Перечисленные выше шесть достояний Бхагавана, Верховной Личности Бога, привлекают всех. Поэтому самое лучшее имя, которое можно дать Бхагавану – это имя «Всепривлекающий», или Кришна на санскрите. Итак, Верховная Личность Бога, Бхагаван, – это Кришна.

Веды недвусмысленно говорят об этом, и ниже мы приводим лишь некоторые из утверждений:

  1. В Брахма-самхите (5.1) Господь Брахма, первое живое существо во Вселенной, утверждает:

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда-виграхах

анадир адир говиндах

сарва-карана-каранам

«Многие обладают качествами Бхагавана, но Кришна превосходит всех, ибо никто не может затмить Его. Он – Высшая Личность, а Его вечное тело исполнено блаженства и знания. Он – предвечный Господь Говинда, причина всех причин».

  • Также в Шримад-Бхагаватам (1.3.28) перечислено много воплощений Верховной Личности Бога. Однако Кришна назван в нем изначальной Личностью Бога, Бхагаваном, источником всего множества воплощений:

эте чамша-калах пумсах

кришнас ту бхагаван свайам

индрари-вйакулам локам

мридайанти йуге йуге

«Все перечисленные здесь воплощения Бога – это либо полные проявления, либо части полных проявлений Верховного Господа, но Кришна – это Сам Верховный Господь, Личность Бога».

  • В Бхагавад-Гите (7.7) Сам Кришна утверждает, что нет истины выше, чем Он:

маттах паратарам нанйат

кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протам

сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».

Таким образом, во всей Ведической литературе в различных местах, прямо или косвенно, в комментариях или объяснениях, намеками или выводами, всегда именно Шри Кришна, а не кто-либо еще, описывается как Верховный. Он является источником как Параматмы, так и Брахмана.

В Чайтанья-чаритамрите (Ади, 2.106) утверждается:

свайам бхагаван кришна, кришна сарвашрай

парама ишвара кришна сарва шастре кайа

«Шри Кришна, Личность Бога – изначальный Верховный Господь, причина всех экспансий (воплощений Бога). Все богооткровенные писания принимают Шри Кришну как Верховного Господа».

Люди называют Бога различными именами, – означает ли это, что есть много Богов?

Конечно же, Бог один, иначе слово Бог утрачивает тогда своё смысловое значение. И хотя Верховный Господь один, у Него есть множество имен, связанные с Его отдельными качествами или особыми деяниями и взаимоотношениями с преданными. Также Господь проявляет Себя в разных воплощениях (экспансиях), которые имеют разные имена, соответственно качествам и деяниям, которые они проявляют. Поэтому, хотя Господь един, тем не менее, У него бесконечное множество имен, которые невозможно сосчитать, так же, как невозможно сосчитать волны в океане.

Какие бывают воплощения Бога (экспансии)?

Являясь Верховной Личностью Бога, Кришна может проявлять Себя одновременно во множестве форм в разных местах, причем все эти формы могут одновременно выполнять различные деяния. Такие формы Господа называют экспансиями. «Экспансия» буквально означает «То, что исходит от Кришны». Некоторые экспансии обладают всеми достояниями Верховной Личности Бога. Такие всемогущие формы Господа называют вишну-таттва, то есть относящиеся к той же категории Абсолютной Истины, что и Сам Кришна. Вместе с тем, Кришна занимает уникальное положение среди всех вишну-таттв. В Брахма-самхите вишну-таттвы сравниваются с горящими свечами. Хотя нет разницы между пламенем этих свечей, тем не менее, одна из них отличается тем, что с ее помощью подожгли все остальные. Господь Кришна является источником всех остальных свечей.

Перечень основных вишну-таттв следующий: Из Кришны исходит Господь Баларама. Из Баларамы появляется первая четвертичная экспансия (1-я чатур-вьюха) – Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Из Санкаршаны появляется Господь Нараяна, повелитель духовных планет Вайкунтх. Из Нараяны появляется вторая четвертичная экспансия (2-я чатур-вьюха) – Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Из этого второго Санкаршаны появляется Маха-Вишну, силой которого создается весь материальный мир, со всем многообразием Вселенных. Затем из Маха-Вишну появляется Гарбходокашайи-Вишну, который входит внутрь каждой отдельной Вселенной. И из Гарбходокашайи-Вишну появляется Кширодокашайи-Вишну, который входит в сердце каждого живущего в материальном мире существа и в каждый атом творения. Так Господь Кришна при помощи своих экспансий поддерживает все духовные и материальный миры.

Кроме личных экспансий, Кришна распространяет Себя во множество других форм и энергий, проявляющих Его разнообразные качества. Если вишну-таттвы проявляют Его бесконечно великий аспект, то дживы, живые существа, проявляют Его бесконечно малый аспект. Иногда Кришна нисходит или воплощается в материальном мире с определенной целью. Такие воплощения называют аватара – «Тот, кто нисходит». Ниже приводятся основные категории аватар (ЧЧ, Мадхья 20.245-246):

  • пуруша-аватары – воплощения, в которых Он осуществляет и поддерживает материальное творение:
  • лила-аватары – воплощения, в которых Он является, чтобы явить миру Свои удивительные деяния, цель которых восстановить принципы религии, наказать грешников, а также защитить преданных, сгорающих в разлуке с Господом. Существует бесчисленное множество воплощений, относящихся к этой категории, однако 10 из них (даша-аватара) являются основными и приходят регулярно: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Баларама, Будда, Калки.
  • гуна-аватары – воплощения, в которых Он управляет стихиями материальной природы:
  1. «страсть» – Господь Брахма, который творит Вселенную
  2. «добродетель» – Господь Вишну, поддерживающий Вселенную
  3. «невежество» – Господь Шива, разрушающий Вселенную
  • манвантара-аватары – воплощения, в которых Он задает общий свод религиозных законов для всего человечества. Эти воплощения называют Ману. В течении одного дня Брахмы (8.640.000.000 лет) сменяется 14 Ману.
  • юга-аватары – воплощения, в которых Он регламентирует оптимальные методы духовного развития для различных временных эпох (юга-дхарму). В Кали-югу, век который мы живем, это воплощение Господа имеет золотой цвет тела, Его имя Шри Чайтанья Махапрабху, и метод практики данный Им (юга-дхарма) это совместное воспевание святого имени Господа.
  • шактьявеша-аватары – воплощения в образе живых существ, уполномоченных на какие-то особые функции.

И хотя все эти воплощения могут быть очень могущественны, тем не менее, они отражают лишь часть качеств Кришны и играют подчиненную Ему роль.

Какими же качествами обладает Кришна, и чем Он превосходит все остальные воплощения?

Введение.

Кришна. Верховная Личность Бога

Книга: "Кришна. Верховная Личность Бога, в первых русских изданиях называлась "Источник вечного наслаждения" это краткое изложение десятой Песни "Шримад Бхагаватам".

Около пяти тысяч лет тому назад Кришна низошел из Своего трансцендентного царства на землю, чтобы явить здесь Свои бесконечно привлекательные духовные игры, которые и описаны в этой книге. Истории, приведенные здесь перенесут читателя из мира обыденности в мир Абсолютной Истины и Красоты, где в окружении Своих друзей и подруг вечно наслаждается их трансцендентной любовью Шри Кришна, Верховная Личность Бога.

Явление Кришны — это ответ на все умозрительные попытки представить себе Верховную Личность Бога. Люди представляют себе облик Верховного Господа в соответствии с теми гунами природы, под влиянием которых они находятся. В "Брахма-самхите" Господь назван древнейшим. Поэтому некоторые верующие считают, что Бог должен быть очень старым и представляют Его в образе глубокого старца. Но это опровергается в той же "Брахма-самхите": хотя Бог самый старый из всех живущих, в Своем изначальном облике Он юноша.

Точные слова, приведенные в этой связи в "Шримад-Бхагаватам", — виджнанам аджнана-бхидапамарджанам. Виджнанам — это трансцендентное знание о Верховной Личности Бога. Виджнанам также означает знание, подкрепленное опытом. Трансцендентное знание должно быть получено нисходящим путем, по цепи духовных учителей, так, как Брахма представляет знание о Кришне в "Брахмасамхите". "Брахма-самхита" — это виджнанам, знание, опирающееся на трансцендентный опыт Брахмы. Обладая этим знанием, Брахма описывает облик и игры Кришны в Его духовной обители. Знание это способно разбить в прах все невежественные домыслы (аджнанабхидапамарджанам). Люди создают образ Бога в своем воображении. Одни думают, что у Бога вовсе нет тела, а другие наделяют Его вымышленным обликом. Но описание Кришны в "Брахма-самхите" научно и основано на знании, проверенном опытом (виджнанам). В этом не может быть никаких сомнений. Это знание дано Брахмой и принято Господом Чайтаньей. Облик Кришны, Его флейта, цвет Его тела — все это реально. Полубоги говорят, что виджнанам неизменно опровергает все виды знания, полученного путем логических умозаключений. "Поэтому, если бы Ты не явился в Своем изначальном облике, в облике Кришны, — заключают они, — нельзя было бы отличить виджнанам от аджнана-бхида (невежественных философских измышлений).

Аджнана-бхидапамарджанам: с Твоим появлением домыслы невежд будут разбиты и восторжествует истинное знание, опирающееся на опыт великих преданных, подобных Господу Брахме. Обыкновенные люди воображают каждый своего Бога, в зависимости от того, под влиянием каких гун они находятся. Поэтому Бога представляют по-разному, но Твое появление, о Господь, покажет, каков Твой истинный облик".

ВедыВеды

В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

КнигиКниги

Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

Лекции  СеминарыЛекции Семинары

Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

Храм Ведического ПланетарияХрам Ведического Планетария

В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

Бхагаван — Личность Бога

Бхагаван - Личность Бога

Бхагаван – это Кришна. И Бхагаван, Кришна является Верховной Личностью Бога.

«Бхагаван — это Тот, кто обладает всей силой, всей красотой, всем богатством, всем знанием, всей славой и всем отречением»

(Вишну Пурана 6.5.47)

Кто такой Бхагаван?

«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех, ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность. Его тело вечно и исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всех причин».

Говинда – это одно из имен Господа Кришны.

Итак, многие (и мы с вами в том числе) в какой-то мере обладают некоторыми из перечисленных качеств, или даже всеми сразу. Но в полной мере всеми шестью качествами обладает только Бхагаван.

Таким образом, Бхагаван – это Кришна. И Бхагаван, Кришна является Верховной Личностью Бога.

Бхагаван как высший аспект пониманияАбсолютной Истины

Согласно «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11):

«Aбсолютную Истину постигают в трех аспектах, которые неотличны друг от друга. Их называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном».

Это три стадии постижения Aбсолютной Истины: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма — ипостась Всевышнего, пребывающая в сердце каждого живого существа; и, наконец, Бхагаван, или Верховная Личность Бога, Господь Кришна.

Бхагаван привлекает абсолютно всех

Кто-то может поспорить: «Почему это Бхагаван привлекает всех? Вот я, например, не привлекаюсь никаким Бхагаваном, а живу себе в свое удовольствие!» Но уже само это утверждение говорит о том, что человек стремится к счастью, к удовольствиям. А что доставляет человеку удовольствие? Все те же шесть качеств в разных пропорциях: красота, богатство, слава, сила, знание и отречение. Вот, как ни крути, а получается, что все мы связаны с Бхагаваном, Верховной Личностью Бога, с Кришной. Все привлекаемся Его качествами. Кого-то привлекают все шесть качеств сразу, кого-то только некоторые из них.

Всепривлекающий

«У нас свой Бог»

«Ну, и зачем нам ваш Кришна-Бхагаван? — скажете вы, — у нас свой Бог!» А знаете, как с санскрита переводится «Кришна»? Всепривлекающий. То есть, не важно, к какой религии вы относитесь. Бог – один для всех. Мы просто по-разному называем Его.

В «Джаива дхарме» святой бабаджи Горачанда пандит, отвечая на один из вопросов муллы Сахиба, объясняет:

«Тот, кого ты зовешь Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Эти два имени относятся к одной и той же Верховной Личности Бога. Его зовут разными именами в Коране, Пуранах, на разных языках в разных странах. Имени, которое лучше всего отражает качества Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Именно по этой причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван, а не Аллах, Брахман, Параматма и другим.

Имени, которое лучше всего отражает качества Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Господь прекрасен, и именно это Его качество является самым выдающимся. А имя «Кришна» является звуковым образом Бога, ибо это Он – всепривлекающий.

Слово Аллах значит «Тот, выше кого нет никого». Однако мы не считаем верховенство Бога над всеми живыми существами самым высшим Его качеством. Мы считаем, что Господь прекрасен, и именно это Его качество является самым выдающимся. Быть самым великим – бесспорно, замечательно. Но быть самым маленьким – также чудесно. Поэтому имя «Аллах» не вполне охватывает все чудесные качества Господа. А «Бхагаван» полностью охватывает все качества, которые способен осмыслить человек.

Другой признак Бхагавана состоит в том, что Он является господином всех энергий. То, что невозможно для человека, с легкостью осуществляется непостижимыми энергиями Бога. Именно в результате деятельности своих непостижимых энергий Он имеет форму, и в то же время лишен ее. Если мы будем утверждать, что Он не может иметь формы, это будет означать, что мы отрицаем Его всемогущество. Господь обладает формой, но она не является материальной. Он в Своей форме вечно наслаждается играми со Своими преданными. Аллах, Брахман и Параматма обладают лишь частью качеств Бхагавана. А Брахман и Аллах вообще не имеют формы.

Так что именно Бхагаван – вместилище всей славы и всех благоприятных качеств. Его сладкие игры подобны нектару. Бхагаван удивительно красив. Освобожденные души не могут отвести свой взор от Его красоты. Бхагаван обладает всем знанием. Он чист и совершенен. Являясь изначальным творцом, Он не соприкасается с материей. Он независим. Слово Бхагаван значит «обладатель шести достояний».

В отличие от аспекта Параматмы, Бхагаван обладает двумя отличительными признаками: богатством и сладостью. Черта сладости является лучшим другом духовных душ. Кришна — Господь каждого».

Мир неотличен от Бога, но Бог отличен от этого мира

Господь Кришна, как высший аспект Абсолютной Истины, является источником всего сущего. Сотворенный мир не отличен от Него. Однако Кришна отличен от этого мира. В этих утверждениях нет противоречия: каждая составная часть не может являться Целым, а вот в Целое входят все его составные части. Кришна обладает всей полнотой. Он – Абсолютная Истина и источник не только материального, но и духовного мира.

Кришну невозможно сравнивать ни с кем и ни с чем, ибо сравнение это не будет отражать всей полноты Его величия. Он — полное целое, а все остальное — Его части. Можно сравнивать разные части одного целого, но нельзя сравнивать часть и все целое. Они принадлежат к разным категориям. Например, ткань и нить. Ткань неотлична от нити — она состоит из этих нитей. Но нити отличны от ткани, потому что их невозможно использовать таким же образом. Часть всегда служит целому. Подобным образом, о Кришне говорится в «Чайтанья Чаритамрите» (Ади лила, 5.14):

экале ишвара кршна — единственный Верховный Господь – это Кришна. Ара саба бхритйа — все остальные Его слуги.

Метод осознания Бхагавана

Ведические писания говорят о том, что стремление к Богу является естественным для каждого живого существа. Но не так-то просто пробудить это стремление в своем сердце. Однако, сделать это крайне необходимо, ибо познание своей природы и природы Того, чьей неотъемлемой частичкой мы являемся – это путь к счастью.

В «Джайва-дхарме» Бхактивинода Тхакура говорится, что пока мы находимся в материальном мире, наш ум постоянно наполнен материальными мыслями.В таком состоянии душа не способна понять свою истинную духовную сущность и служить Верховному Господу, пребывающему в ее сердце в форме Сверхдуши. Однако, слушая и воспевая славу Господа, а также занимаясь другими видами преданного служения, душа постепенно очищается от материальной скверны. Тогда начинают слабеть удерживающие ее путы майи. Со временем душа начинает действовать на духовном уровне.

Кришна Любовь

Мудрецы утверждают, что нужно решительно отбросить все, что не связано с Господом, и совершать лишь те действия, которые необходимы для того, чтобы восстановить связь с Ним.

Бхагавана можно познать исключительно посредством преданного служения Ему. Кришна Сам говорит об этом:

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад-анантарам

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога».(Бхагавад-гита 18.55)

Душа — вечная частичка Господа. Поэтому, так или иначе, ей нужно научиться обращать к Нему свой ум. Созерцая Божество Господа в храме, слушая повествования о Его играх и занимаясь другими действиями в рамках преданного служения, душа постепенно возрождает свою изначальную духовную природу. Служение Божеству в храме, слушание о Нем и воспевание Его славы – это способ духовного продвижения для тех, кто искренне решил встать на путь, ведущий к истинному счастью.

Шри Кришна

Кришна — изначальная форма Бога

Брах­ма, первое живое существо во Вселенной, подробно объяснил науку о Шри Кришне в своём трактате « Брахма-самхита ». В Сама-веда-упанишаде так же утверждается, что Господь Шри Кришна является божественным сыном Деваки. В любом случае — слово «Кришна», что с древнего санскритского — «все­при­­вле­кающий», может быть применено только к Абсо­лютной Личности Бога.

Кришна есть Верховная Личность Гос­пода. Почему? Потому что Он в точности отвечает описаниям Верховного существа, Господа. Другими словами, Кришна есть Господь, потому что Он — всепри­вле­кающий.

Если не соблюдается принцип всепривле­ка­тель­ности, то нет смысла в слове Господь. Но как может быть кто-то всепривлекающим ? Прежде всего, если кто-то богат, если у него много денег, он становится очень привле­кателен для большин­ства людей. Так же если кто-то обладает всей силой, он тоже притя­гивает к себе, и тот, кто про­слав­­лен, также становится привлекательным, и если кто-то очень красив, или мудр, или не при­вя­зан ни к какой собственности, он тоже привлекает.

Итак, из практического опыта мы можем заклю­чить, что привлекательными бывают благодаря:

  1. богатству;
  2. силе;
  3. славе;
  4. красоте;
  5. мудрости;
  6. отрешенности — именно это качество позволяет управлять первыми 5 качествами.

Сле­дует понимать, что тот, кто обладает всеми шестью этими совершенствами одновременно, и кто обла­дает ими в бесконечной степени, есть Верховная Личность Господа. Эти совершенства Господа были описаны Парашарой Муни , великим веди­чес­ким авторитетом.

Мы видели множество богатых людей, множество сильных людей, множество знаменитых людей, множество красивых людей, множество ученых людей и людей, ведущих жизнь в отречении, не привязанных к материальной собственности. Но никто во всей истории человечества никогда не был так, как Кришна, одновременно бесконечно богат, могущественен, прославлен, красив, мудр и отрешён.

Шри Кришна — историческая личность

Кришна, Верховная Лич­ность Господа, — это историческая личность, появившаяся на этой Земле 5 000 лет назад. Он оставался на Земле в течение 125 лет и вел Себя так, как будто был обычным человеком, но деяния Его — единственные в своём роде. Его деяния с самого момента Его явления и до момента Его ухода, не могут сравниться ни с чем в мировой истории, и потому любой, кто знает, что мы подра­зумеваем под словом Господь, примет Кришну как Верховную Личность Господа. Нет никого, равного Господу, и нет никого, более великого, чем Он. Таков смысл известного выражения « Бог велик».

Найден город, в котором правил Кришна!

Более детальная информация есть в описании этого видео на youtube,
а так же на сайте Zvek.info

Поливая корни дере­ва, человек тем самым поливает ветки, листья и цветы его; когда человек обеспе­чивает желу­док едой, он удовлет­воряет все части тела. Искусство сосредоточения своего внимания и своей любви на Всевышнем называется созна­нием Кришны. Поэтому, если мы сосредоточим наше естественное желание любить на одном лишь Кришне, сразу же установится всеобщая любовь, единство и мир.

Мы основали это Движение сознания Кришны, чтобы каждый мог удовле­тво­рить свою склонность любить других, просто направ­ляя свою любовь на Кришну. Все люди в мире горячо желают удовлетворить дремлющую в них склонность к тому, чтобы любить других, но изобретение различных методов, таких как альтру­изм, филантропия, национализм и всё прочее, предназначенное для мира и процветания челове­чества, бесполезно и несет лишь неудовлетво­ренность, потому что нам со­вершенно неизвестно искусство любить Кришну.

Обычно люди думают, что могут обрести счастье , строго следуя мораль­ным принципам и религиозным обрядам. Другие думают, что счастье можно достичь благодаря материальному процветанию, а третьи дума­ют, что счастье — в чувственном наслаждении. Но в действительности люди могут быть счастливы лишь любовью к Кришне.

Поскольку Кришна — всепривлекающий, следует все свои желания сосре­дотачивать на Кришне.

Шрила Вьясадева о Шри Кришне

Великий Ведический мудрец Шрила Вьясадева написал о Шри Кришне следующее:

«Именно Он вначале вложил Ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные Вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны.

О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения прояв­лен­ных Вселенных. Прямо и косвенно Он сознаёт все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него.

Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он – Абсолютная Истина.»

Шри Кришна — изначальная форма Бога

Шри Вьясадева утвер­ждает, что Шри Кришна является изначальной Лич­ностью Бога, тогда как все остальные — Его прямые или косвенные полные части и части частей. Более подробно это объясняется Шрилой Джи­вой Госвами в Кришна-сандарбхе.

А обращение Васудевы к Кришне следующими словами «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, . », явно указывает непосредственно на Господа Шри Кришну, божественного сына Васудевы и Деваки.

Брахма и Шри Кришна

Брах­ма, первое живое существо во Вселенной, подробно объяснил науку о Шри Кришне в своём трактате Брахма-самхита. В Сама-веда-упанишаде также утверждается, что Господь Шри Кришна является божественным сыном Деваки. Итак, первое же утвер­­ждение этой мо­лит­вы гласит, что Шри Криш­на — изна­чаль­ный Господь, и если какое-либо транс­­цен­дент­ное определение приложимо к Абсо­лютной Личности Бога, то им должно быть имя, выражаемое словом «Кришна», то есть «все­при­­вле­кающий».

В Бхагавад-гите Господь неодно­кратно говорит о Себе как об изна­чальной Лич­ности Бога. Арджуна и вели­кие мудрецы: Нарада, Вьяса и многие другие — подтверждают это. В Пад­ма-пуране также сказано, что среди бесчис­лен­ных имен Госпо­да главным является имя Кришна. Ва­су­дева означает полную часть Личности Бога, и в этом стихе указывается на различные формы Гос­по­да, ибо все они тождественны Васудеве. Имя « Васудева » относится, в частности, к божест­вен­но­му сыну Васудевы и Деваки. Парамахамсы, наи­более совершенные из тех, кто ведёт отреченный образ жизни, всегда медитируют на Шри Кришну. Шримад-Бхагаватам 1.1.1

« . если какое-либо транс­­цен­дент­ное определение приложимо к Абсо­лютной Личности Бога, то им должно быть имя, выражаемое словом «Кришна», то есть «все­при­­вле­кающий». Поскольку только Бог может быть привлекательным для всех

На основе предисловия к англ. изданию
«Источник вечного наслаждения»

будет ли фильм часодеи

смотреть бесплатно аниме дьявольские возлюбленные 3 сезон

выйдет ли 4 часть бегущего в лабиринте

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector