Все особенности и принципы Аштанга-виньясы йоги: мощное укрепление тела и духа

Все особенности и принципы Аштанга-виньясы йоги: мощное укрепление тела и духа

Аштанга-виньяса йога основана на серии дыхательно-двигательных упражнений, которые выполняются в определенной последовательности. В этом виде гармонично сочетаются напряжение мышц (бандх), концентрация внимания (дришти) и особая техника дыхания (пранаяма). При этом важным моментом является достижение медитативного состояния «здесь и сейчас» (дхьяна).

Первым мастером, который определил последовательность выполнения асан Аштанга-виньяса йоги, считается Тирумалай Кришнамачарья. Обучавшийся у него Шри Паттабхи Джойс смог сделать это направление популярным. В наши дни последователем и хранителем традиций динамичной йоги стал Шаратх, приходящийся внуком Джойсу. Ежегодно сотни мастеров стремятся попасть к нему на обучение, с целью подтвердить квалификацию преподавателя.

Практические упражнения данного направления основаны на Хатха-йоге и требуют серьезной подготовки. Они укрепляют мышцы, гибкость тела и формируют ментальную устойчивость.

Ученики Кришнамачарьи применяли асаны для достижения хорошей военной подготовки, с этим связаны отличия Аштанга-йоги от других направлений.

Особенности

Фото 1

Можно выделить четыре основных характерных признака Аштанга-йоги:

  1. Все асаны объединены в серии. Выполняются в определенной последовательности. Сложность упражнений нарастает постепенно, с учетом воздействия на организм.
  2. Особое внимание уделяется дыханию (виньясе). Одна поза занимает от 5 до 25 дыхательных циклов. Благодаря этому в организме происходит равномерное распределение энергии и перемещение потока из одной позы в другую.
  3. В процессе исполнения асаны напрягаются определенные группы мышц. Это помогает устранить энергетические блокировки и перемещает прану в нуждающиеся отделы тела. Бандхи также позволяют сохранять устойчивость в позе.
  4. Взгляд должен фиксироваться в одном направлении (дришти).

Сложилось мнение, что добавить к Аштанга-йоге приставку «Виньяса» решили западные мастера. Это сделано для того, чтобы отличать данное направление от первоначального вида (Аштанга-йоги).

Правильное исполнение дришти и бандх помогает сделать переход от простых асан к более сложным. Такой подход развивает в человеке терпимость и целеустремленность. Многие мастера повторяли серию простых асан несколько лет, оттачивая мастерство до совершенства, и только после этого получали благословение гуру перейти к более сложным упражнениям.

По мнению Шарата Джойса, важно каждый день тренироваться столько, сколько выдержит организм, и быть благодарным телу за возможность выполнить серию упражнений.

Польза

Фото 2

Техника Джойса основана на появлении «внутреннего огня» в человеке во время практики Аштанга-йоги. Это приводит к усиленной работе потовых желез, нормализации кровообращения и развитию гибкости тела. Ежедневные занятия помогут вывести токсины, успокоить нервную систему. Синхронность дыхательных циклов и движений создают условия для единения тела и сознания. Человеку становится проще преодолевать физические и психологические барьеры.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Для кого?

Фото 3

Аштанга-йога содержит шесть уровней сложности. К выполнению упражнений следует подготовиться как физически, так и психологически.

Рекомендуется для освоения молодыми, крепкими, здоровыми людьми.

Если у человека выявлены серьезные отклонения в работе некоторых внутренних органов, позвоночника, заболевания или травмы, то лучше начинать освоение йоги с более легких направлений.

Видео

В этих видеороликах вы можете ближе познакомится с Аштанга-виньяса йогой:

Форматы классов для начинающих

Фото 4

Практика Аштанга-виньяса йоги проводится в двух направлениях:

  • Майсор-классы – самостоятельное освоение комплекса упражнений, с возможностью корректировки правильности исполнения учителем;
  • Лед-классы – занятия под контролем наставника, который считает дыхательные циклы и контролирует ритм выполнения виньяс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Методы Аштанга-Виньясы Йоги

Мое знакомство с йогой начиналось с практики аштанги йоги виньясы. Я тогда не совсем понимала различие в направлениях йоги, в основном отталкивалась от собственных ощущений. Я пришла в йогу после танцев и на тот момент аштанга йога — была мне близка по динамике и нагрузки. Но после почти 2-х лет занятий с перерывами, я поняла, что данная система не дает мне погружение в асаны и более четкую их проработку. И я начала заниматься классической хатхой йогой. Теперь, практикуя хатху йогу, как преподаватель, хочу затронуть тему о методах аштанги виньясы йоги (физический и духовные аспекты).

«Аштанга Йога – это древняя система Йоги, которую Вамана Риши изложил в Йога Корунте. Этот текст был получен Шри Т.Кришнамачарьей в начале 20 века от его Гуру Рама Мохана Брахмачари, и позже был передан Паттабхи Джойсу во время его обучения с Кришнамачарьей, начиная с 1927г».

«Аштанга-Виньяса йога – является самой мощной системой хатха-йоги. Ее отличие от йоги Айенгара в том, что все упражнения выполняются в динамике. Каждая поза фиксируется на время от 20 секунд до 2 минут, затем переходит в следующую. Это позволяет активизировать все обменные процессы в организме. Основу упражнений составляют шесть комплексов, которые постепенно усложняются. Длительность выполнения каждого из них составляет 1,5 — 4 часа. Но даже в самом простом комплексе содержаться позы, которые рекомендуется осваивать только черед год-два после начала занятий. У новичков просто не хватит физической подготовки и гибкости». К тому же, в Аштанге нет возможности следить за правильностью выполнения каждого упражнения, что является значительным минусом в ходе выполнения практики. Еще одной отличительной особенностью Аштанга-Виньяса йоги является большое внимание к дыхательным упражнениям и концентрации внимания на определенных частях тела.

Каждая из систем хатха йоги использует различные методы достижения успокоение ума и переход через физические тело к тонкой Пране и к более тонкому уровню — мыслям. В практике Аштанги йоги выделяют основные аспекты, которым Паттабхи Джойс придает особое значение, как главным составляющим Аштанга Йоги.

«Виньяса: Виньяса означает способ дыхания и движения. На каждое движение приходится одно дыхание. К примеру, в Сурья Намаскаре девять виньяс. Первая виньяса – это вдох, когда руки поднимаются над головой, а ладони соединяются вместе; вторая виньяса – выдох с наклоном вперед и опусканием ладоней рядом со стопами и т.д. Подобным образом для всех асан установлено определенное количество виньяс.

В классической практики хатхи йоги также используются виньясы , как связки между асанами, позволяющими сделать практику более плавной и текущей.

Виньясы имеют целью внутреннее очищение. Дыхание и движение, совершаемые одновременно с асанами заставляют кровь становится горячей. Густая кровь является грязной и вызывает различные заболевания в теле. Жар, производимый йогой, очищает кровь и делает ее жидкой, чтобы она могла циркулировать без затруднений. Сочетание асан с движением и дыханием позволяет крови свободно достигать всех суставов, унося боль из тела. В случае недостаточной циркуляции возникает боль. Нагретая кровь также проходит через все внутренние органы, удаляя загрязнения и болезни, которые выводятся из тела через пот во время практики.

Пот – важный продукт виньясы, потому что только через пот болезнь покидает тело и происходит очищение.

После того, как тело очищено, становится возможным очистить нервную систему, а затем и органы чувств. Эти первые шаги весьма сложны и требуют многих лет практики. Органы чувств неизменно направлены вовне, а тело постоянно пребывает под властью лени. Это связано с тем, что мы находимся в социуме, который разлагает наше сознание, подкидывая все новые и новые развлечения, в связи с этим наш ум постоянно бежит, он суетлив. Благодаря постоянной практики возможно создать твердое намерение и контролировать свой ум,а вместе с тем и желания, эмоции. Виньяса создает основу для того, чтобы это случилось.

Тристхана: Это означает три места внимания или действия: поза, способ дыхания и направление взгляда. Все три являются очень важными в практике йоги, и охватывают три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Они всегда выполняются в соединении друг с другом.

Асаны очищают, укрепляют и придают гибкость телу. Дыхание – это речака и пурака, что означает вдох и выдох. И вдох, и выдох должны быть ровными и спокойными, длительность вдоха должна быть равна длительности выдоха. Такое дыхание очищает нервную систему. Дришти – место концентрации взгляда во время выполнения асаны. Всего есть девять дришти: нос, межбровье, пупок, большой палец, ладони, стопы, вверх, вправо и влево. Дришти очищает ум и обеспечивает устойчивость его функционирования.

Также дришти способствуют лучшей концентрации ума в асане.

«Для очищения тела изнутри необходимо наличие двух факторов: воздуха и огня. Место огня в наших телах расположено на десять сантиметров ниже пупка. Здесь находится наша жизненная сила. Чтобы огонь мог гореть, нужен воздух, отсюда следует необходимость дыхания. Если постоянно поддерживать огонь при помощи нагнетателя воздуха, то требуется равномерность его работы, чтобы пламя не погасло или не вышло из под контроля».

Так же дело обстоит и с дыханием. Длинное ровное дыхание усилит внутренний огонь, увеличит жар в теле, который в свою очередь нагреет кровь для физического очищения, а также сжигает загрязнения нервной системы. Длинное спокойное дыхание повышает внутренний огонь и укрепляет нервную систему управляемо и равномерно. Когда этот огонь усилен, пищеварение, здоровье и продолжительность жизни также возрастают. Неровный вдох и выдох, или слишком быстрое дыхание, нарушат равномерность сердцебиения, сбивая и физическое тело и вегетативную (автономную) нервную систему.

Важная составляющая дыхательного метода в практике аштанги йоги – мула и уддияна бандхи. Это замки анального сфинктра и нижней части живота, которые не дают проходить энергии во внутрь, дают легкость, силу и здоровье телу, а также помогают создать сильный внутренний огонь. Без бандх дыхание не будет правильным и асаны не принесут пользы. Когда мула бандха освоена в совершенстве, контроль ума происходит автоматически.

Шесть ядов: Жизненно важный аспект внутреннего очищения, в практики аштанги йоге относится к шести ядам, окружающим духовное сердце. В йога шастрах сказано, что Бог обитает в нашем сердце в форме света, но этот свет покрыт шестью ядами: кама, кродха, моха, лобха, матсарья и мада. Это – желание, гнев, иллюзия, жадность, зависть и леность. Когда практика аштанги виньясы йоги поддерживается с большим старанием и преданностью на протяжении долгого времени, тогда жар, производимый ею, сожжет эти яды, и сознание прояснится, как сказано Шри К.Паттабхи Джойсом. .

В практике хатха йоги аштанга виньса является одной систем самосовершенствования тела и ума, целью, которой является очищения тела от внешней грязи, создание твердого намерения постоянно практиковать и совершенствовать физическое тело, преодолевая все препятствия на пути, такие как «6 ядов» и в конце достигнуть полного успокоения ума. Каждый выбирает свой метод на пути самосовершенствования. Я выбрала свой путь и твердое намерение практиковать и стать преподавателем йоги « по сути».

Аштанга йога — история, цели, особенности, ступени

Полное название методики « Аштанга виньяса йога », – это динамичный силовой стиль, который отлично подходит для занятого современного человека. Ее можно назвать одной из разновидностей Хатха направления.

В независимости от стиля, практиковать ее можно как материнским методом (ощущения и энергии), так и отцовским методом (самопреодоления, сознания и решительности). Считается, что связки упражнений в Ашатанга стиле выполняются отцовским методом. Другими словами, в занятиях большое значение имеет волевое усилие человека, его решительность и упорство.

Все движения и позы не облегчаются, не приспосабливаются к ограниченным возможностям занимающихся. Учителя аштанга йоги пропагандируют прямо противоположный подход, считая, что это практикующий должен развивать свои способности, стремиться усовершенствовать себя до нужного уровня.

История

Основные постулаты ашатанга йоги описал Гуру Вамана Риши в трактате «Йога Корунте». В XX веке Шри Кришна Паттабхи Джойс систематизировал и усовершенствовал методику, а также основал институт аштанга йоги в индийском городе Майсуре. Он с самого детства учился йоге и радел за распространение истинного учения. После его смерти его дело возглавил его внук Шарат Рангасвами.

Первым не индийцем, который обучался основам аштанга йоги, стал Андре Ван Лисбет в 1964 году. После этого учение стало распространяться, сам Гуру Паттабхи Джойс провел несколько уроков за пределами Индии. Самыми известными его учениками-европейцами стали Дэвид Свенсон, Тим Миллер и другие, которые выпустили видео-рекомендации по правильным занятиям аштанга йогой.

Цели аштанга йоги

Первичной целью аштанга йоги является внутреннее очищение организма на физическом и энергетическом уровнях. Ритмичные движения, правильное дыхание, верное выполнение асан улучшают циркуляцию крови, позволяя ей свободно двигаться по суставам и внутренним органам. В ходе занятий аштанга йогой вместе с потом из организма удаляются токсины, лишние жидкости, сжигается жир.

Следующим этапом, после общего очищения тела, становится очищение нервной системы и органов чувств. Путем усердной практики и твердого намерения человек учится контролировать свои органы чувств, и старается искоренить лень. Занятия йогой создают основу для контроля ума над телом и органами чувств.

Основы методики

Гуру Паттабхи Джойс придавал большое значение таким аспектам аштанга йоги как асанам, виньясам, тристханам, дришти, бандхам.

В ашатанга йоге используются традиционные асаны, которые представляют собой статичные позы. Отличие заключается в том, что время нахождения человека в одной асане достаточно короткое. Поза фиксируется на несколько секунд, а затем происходит плавный переход через виньясу в другую асану. Задача асан – укрепить тело, и придать ему гибкость.

Виньяса – это особый способ движения и дыхания. В практике аштанга йоги каждому движению соответствует одно дыхание. Например, базовая йогическая связка Сурья Намаскаре включает в себя девять асан и девять виньяс. Таким образом, для всех других связок асан установлено определенное число виньяс.

Тристхана – это соединение трех мест действия или внимания, а именно: асаны, направления взгляда и способа дыхания. Эти три аспекта имеют большое значение, и выполняются в комбинации друг с другом. С их помощью достигается очищение тела, нервной системы и ума.

В практике ашатага йоги особое внимание уделяется дыханию во время выполнения упражнений. Оно должно быть ровными, спокойным. Вдох и выдох должны быть равными по длительности. Считается, что такой способ дыхания способствует очищению нервной системы.

Бандхи – это особые упражнения, которые являются важными составляющими дыхательного метода. Сжимая мышцы в определенных частях тела, практикующие создают энергетические замки. Считается, что бандхи помогают сохранить энергию внутри тела, и способствуют улучшению циркуляции крови в организме.

Дришти – это направление взгляда в процессе выполнения асаны. В определенных случаях необходимо смотреть вперед, влево, вправо, на свои ладони, пупок, межбровье, нос. Дришти помогают очистить ум, обеспечивают устойчивость мыслительного процесса.

8 ступеней аштанга йоги

Учитель Паттабхи Джойс определил 8 ступеней аштанга йоги, которые должны постепенно привести человека к высшему состоянию сознания. Это:

• Яма – правила отношений с другими людьми;

• Нияма – рассказывает о самодисциплине и важности изучения священных текстов;

• Асаны – специальные позы, которые практикуются в йоге;

• Пранаяма – правильный контроль над дыханием;

• Пратьяхара – умение направлять сознание внутрь себя;

• Дхарана – умение концентрироваться, отвлекаясь от внешнего мира;

• Дхьяна – медитация, ведущая к внутреннему совершенству;

• Самадхи – состояние высшего блаженства и полной гармонии.

Считается, что прохождение всех восьми ступеней должно привести человека к миру и просветлению.

Для тех, кто начинает практиковать аштанга йогу очень важно заниматься с опытным посвященным учителем. Для того, чтобы стать полноценным сертифицированным преподавателем аштанга йоги, нужно пройти многолетнее обучение в институте в Майсоре.

Отзывы о занятиях аштанга йогой

Отзывы о аштанга йоге от людей, который ей занимаются, очень хорошие. Эта методика позволяет сократить время практики за счет интенсивности упражнений. Поэтому даже люди, которые вынуждены проводить большую часть жизни на работе, отмечают, что смогли добиться отличных результатов за короткий срок. Практикующие говорят, что первые положительные результаты стали заметны очень быстро. Многие считают, что аштанга йога помогла им стать более здоровыми, энергичными, сильными и выносливыми.

Те, кто регулярно практикуют аштанга имеют подтянутое тело. Например, звезда шоу бизнеса Мадонна полностью изменила свою фигуру к лучшему в основном при помощи аштанга йоги.

Практика ашатанга йоги позволяет получить эффективные результаты, но для успешного освоения комплексов упражнений нужно изначально иметь нормальную физическую форму.

Для людей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, практика даже начального уровня может привести к ненужной перегрузке, и даже к травмам. Как правило, в начальных группах традиционной аштанга йоги проводятся занятия в более простом режиме.

Аштанга виньяса йога – мифы и реальность

Если говорить о стилях, оказавших наибольшее влияние на сегодняшнюю хатха йогу на Западе, то, в первую очередь, на ум приходят йога Айенгара и Аштанга виньяса. Под «влиянием» я имею в виду не только популярность самого стиля, но и то, какое значение он имел в развитии более молодых школ. И здесь Аштанга Виньяса Йога занимает одно из первых мест, породив целую плеяду вариаций и подражаний. Кроме того, многие из создателей интересных и самобытных направлений, в той или иной степени, используют ее методики, некоторые в прошлом занимались Аштангой, например, один из основателей «Дживамукти йоги» Дэвид Лайф, вообще, долгое время был авторизованным преподавателем АВЙ.

Шри К. Паттабхи ДжойсНа западе была совершенно иная ситуация. Увлекающиеся философией и экзотикой Востока американские и европейские хиппи — «дети цветов», могли свободно перемещаться по поверхности планеты, жить в сказочно дешевой, по их меркам, Индии в тепле, на берегу моря и не работать. Однако, не все были удовлетворены лежанием на пляже и бойким потреблением различных меняющих сознание веществ, они поехали дальше — искать другой жизни. Так сложилось, что у них на пути оказалась харизматичная фигура Паттабхи Джойса истиль стал распространяться, вначале, в США, затем, в Европе. Поэтому, по большому счету, сейчас у нас та же ситуация, что в Америке 70-х. Ясное дело, есть свои нюансы. Мир за это время изменился, информационный обмен ускорился в сотни раз, поэтому, такого долгого «раскачивания» в нашем случае не будет. Плюс, школа пришла не на девственную почву, а туда, где йоги много и самой разной. Помню удивление Доминика Кориглиано (сертифицированный преподаватель АВЙ из США), когда он впервые приехал в Москву по нашему приглашению в 2005, ему казалось, что на просторах безбрежной России ни о какой Аштанга йоге слыхом не слыхивали. Кроме того, поскольку, у некоторых «наших» преподавателей серьезной базы в виде подготовки в традиции нет, они не понимают — зачем это, вообще, нужно, передавая такое отношение занимающимся.
Тирумалай КришнамачарьяЭти мифы можно услышать из уст некоторых преподавателей йоги Айенгара, либо представителей некоторых украинских школ. Они основаны на недостаточном знании истории жизни и практики Кришнамачарьи и, в целом, на незнании физической культуры и единоборств южной Индии. Да, действительно, в школе йоги Майсорского дворца у Кришнамачарьи занимались преимущественно молодые люди из сословия браминов и кшатриев, в том числе и молодой П.Джойс. Однако, практика виньяс имеет под собой продуманную основу, а не просто является «прыжками, чтоб занять беспокойных детей». Во первых, в своей ранней работе «Йога Макаранда», где описана основа первой серии, Кришнамачарья нигде не упоминает что данная практика предназначена только для детей и молодых, а настаивает на ее способности укрепить и закалить любого, кто усердно практикует. В дальнейшем, когда Кришнамачарья переехал в Мадрас и у него в основном были пожилые, нуждающиеся в йога-терапии ученики, он не преподавал им серии АВЙ, но продолжал использовать принцип виньяс (динамических связок между позами), хотя и более вариативно. Это легко можно проследить по работам учеников позднего Кришнамачарьи – его сына Дешикачара, Мохана, Шриватсы Рамасвами. Все эти мастера используют разные виньясы в своих системах. Мало того, Кришнамачарья наказал П.Джойсу сохранять и передавать серии АВЙ Майсорского периода, что тот и делал, и, хотя, П.Джойс неоднократно потом навещал Кришнамачарью в Мадрасе, никаких указаний о «смене стиля» не было. Никогда сам Кришнамачарья не заявлял что серии АВЙ предназначены «для детей». В знаменитом фильме 1938 года, где он практикует вместе с молодым Айенгаром, мастер сам делает асаны с виньясами. Ряд авторов отмечает, что разные виньясы, в том числе, вариации движения «собака мордой вверх – вниз» встречаются в аутентичных тибетских стилях практики асан, строго передающихся по линии преемственности со времен 8-9 веков в рамках тантрического буддизма Ваджраяны. В тибетских средневековых тантрах по Ца Лунг и Трул Кхор (названия стилей практики асан в буддизме Ваджраяны и Бон) динамика выполнения поз в сочетании с дыханием, кумбхаками и бандхами, предназначена для активизации энергетических каналов и потоков праны, то есть, цели явно не из серии «развлечь детей». Интересно, что один из главных учителей Кришнамачарьи, Раммохан Брахмачари, жил на берегу озера Манасаровар в Тибете – об этом рассказывает сын Кришнамачарьи Т.К.В. Дешикачар.

Каждый имеет право на свое мнение. Но, чтобы быть объективными, рассматривая критику метода АВЙ, стоит обратить внимание, не является ли она в устах тех или иных авторов способом «конкурентной борьбы» между стилями и школами современной хатха йоги, нежели попыткой объективного и исторически выверенного анализа.

Что такое аштанга-йога?

Аштанга-йога – это особая практика, сформировавшаяся в русле хатха-йоги. Если классическая йога уделяет первоочередное внимание дыхательным упражнениям, развитию гибкости и расслаблению, то аштанга-йога формирует силу духа и тела. Для того, чтобы достичь главной цели, – самадхи (полного равновесия, духовного совершенства), – нужно будет пройти восемь непростых этапов.

Паттабхи Джойс - автор аштанга-йоги

Паттабхи Джойс – автор аштанга-йоги

Если кто-то считает, что практика аштанга-йоги не потребует никаких серьезных усилий, то он ошибается. Не каждому под силу пройти весь Путь. От человека потребуется не только физическая выносливость, но и готовность подчиняться достойным правилам жизни, кардинально изменить свое мировоззрение.

Многим сложно преодолеть первые этапы Пути, что уж говорить о его конечной цели. Но уж точно можно быть уверенным, что, достигнув успехов в аштанга-йоге, физически и духовно самосовершенствуясь, человек уже не сможет отказаться от этой практики. Ведь это больше, чем просто увлечение. Это особый образ жизни.

Аштанга-йога – что это такое?

Аштанга-йога представляет собой восьмиступенчатый Путь к конечной Цели – самадхи (наивысшего духовного совершенства). Эту систему предложил несколько веков назад индийский риши Патанджали.

Хоть и конечной целью является достижение душевной гармонии, в аштанга-йоге очень внимательно относятся и к физическому совершенствованию, так как телесная оболочка и ментальный дух неразрывно связаны.

Данная практика отлично подходит для тех, у кого сильное тело и разум, жаждущий свершений. К практике аштанга-йоги прибегают чаще люди, желающие укрыться в собственном духовном мире от внешних проблем.

Каждый из восьми этапов Пути по-своему непрост. Первые два, пожалуй, одни из самых ответственных, так как учат человека психогигиеническим правилам жизни. Если нет достаточно желания и силы воли сделать их своим образом жизни, переходить к следующим этапам просто бессмысленно. В общем, если человек осознает, что у него нет готовности духовно менять себя, он должен понимать, что аштанга-йога – не для него.

В процессе занятий йогин должен уделять внимание трем важным моментам: правильная поза, точка концентрации и ровное дыхание.

концентрация во время упражнений очень важна

Концентрация во время упражнений очень важна

Восемь этапов Пути к конечной Цели в аштанга-йоге

Патанаджали указывал, что для достижения конечной цели Пути необходимо по очереди преодолеть восемь этапов. И обязательно нужно придерживаться точной последовательности, иначе успешного результата не достичь:

  1. Йама – самоконтроль, напряжение, самоограничение. Этот этап предполагает работу над своим поведением и мышлением, борьбу с пороками, установление гармоничного контакта с социумом. Свое название этот этап позаимствовал у индийского бога Ямы, являющегося покровителем смерти.
  2. Нийама – самодисциплина, расслабление, духовное самосовершенствование.

Первые две ступени – духовно-врачующего характера. Они подготавливают человека к последующим этапам. Если не пройти йаму и нийаму, то это равноценно движению по ложному пути. Обязательно усваиваются определенные правила поведения, мышления, жизни.

  1. Асана – переход к духовно-физическому совершенствованию. Этот этап предполагает принятие устойчивого положения, определенных поз во время занятий. Асаны способствуют развитию энергосистемы, умению концентрироваться. При совмещении с правильным дыханием человек может избавиться от разных недугов, преодолеть эмоциональное и физическое напряжение, омолодиться и очистить организм от шлаков.
  2. Пранаяма (переводится как «работа с энергией») – специальные дыхательные упражнения. Йог осваивает особую технику дыхания, позволяющую управлять энергией сознания. Подробнее о пранаяме.
  3. Пратьяхара. Для того, чтобы понимать суть этого этапа, следует знать о «щупальцах» сознания – так называемых «индриях», которые крепко держат неподготовленного человека. На пятой ступени пути йог учится управлять «индриями», то есть, выходить за пределы своей физической оболочки и изучать духовный мир. В общем, Пратьяхару следует понимать как отрешенность от раздражителей внешнего мира.
  4. Дхарана – поддержание концентрации, стремление к слиянию с Творцом.
  5. Дхьяна – медитативные тренировки. Их цель – приблизиться к самадхи путем увеличения сознания.
  6. Самадхи – это именно та цель, которая в аштанга-йоге считается конечной. Это наивысший уровень духовных свершений. Это само совершенство, единение с божественным началом, достижение абсолютной гармонии.

Йама и Нийама

Немного подробнее рассмотрим первые два этапа Пути. Именно тогда, испытывая себя, человек понимает, действительно ли аштанга-йога – его путь. Йама и Нийама включают следующие правила жизни:

  • арджава – отсутствие высокомерия, простота в общении с окружающими;
  • ахимса – отказ от причинения живым существам какого-либо вреда словом, действием или мыслью;
  • митахара – принятие принципов вегетарианского, простого, натурального питания;
  • астея – отсутствие зависти;
  • сантоша – хорошее настроение;
  • шауча – поддержание чистоты тела;
  • хри – отрицание самолюбования, нарциссизма;
  • тапас – направление всех своих сил и ресурсов на борьбу с собственными пороками;
  • брахмачария – устранение желания признания и славы;
  • кшама – принятие мнения других людей, терпимость к инакомыслию;
  • дайя – доброта ко всему живому, милосердие;
  • сатья – чистота высказываний, отказ ото лжи и двусмысленности, правдивость;
  • ишварапранитхана – приятие того, что Творец присутствует во всем сущем, ощущение этого.

Если человек готов придерживаться этих правил и приступил к очищению духа, он может двигаться дальше, постигая непростой путь аштанга-йоги.

Одна из целей аштанги - духовное самосовершенствование

Одна из целей аштанги – духовное самосовершенствование

Аштанга-виньяса-йога – особая система хатха-йоги

Аштанга-виньяса-йога – это современная концепция, сформировавшаяся в пределах системы хатха-йоги. Слово «виньяса» переводится как «дыхательно-двигательная система упражнений», поэтому основу практики составляет объединение принципов динамичного движения и дыхательных техник. Основал эту школу Шри Паттабхи Джойс , обучавший в Майсоре (Южная Индия) желающих постичь тайны учения.

Главный принцип, которого придерживался Джойс, преподающий аштанга-виньясу, гласит: не йога должна приспосабливаться к ограниченным возможностям и слабости учеников, а наоборот – человек должен самосовершенствоваться, чтобы достичь идеала йоги.

Йогические практики самодисциплины

Особенности аштанга-виньяса йоги

  • виньясы – двигательные упражнения, прорабатываемые между выполнением асан;
  • дришти – необходимость во время принятия поз и выполнения разных упражнений концентрироваться на определенной точке тела;
  • пранаяма – важность выполнения «правильных» вдохов и выдохов;
  • дхьяна – пение мантр, позволяющих достигать медитативного состояния и поддерживать его. Подробнее о том как работают мантры.

Кто практикует аштанга-йогу, проходит Путь. Это путь духовного и физического совершенствования, позволяющий человека сделать счастливым.

Безусловно, путь этот сложный, но он под силу каждому, кто жаждет изменений. Если вы хотите преодолеть собственные слабости, испытать гармонию, готовы усердно работать над своим телом и духом, то аштанга-йога – именно для вас.

Видео для начинающих

Аштанга йога – что это: продвинутая гимнастика или постижение духовного

Представление следующего вида йоги хочется начать с такого перефразирования известных высказываний: “Солидная классика всегда в моде, как бы на первый взгляд экстремально она не выглядела.”

И отвечая на вопрос, что же такое Аштанга йога: еще один вид продвинутой гимнастики или метод развития духовных начал, можно смело сказать: и то, и другое, и третье … и, так и хочется написать – восьмое. Поскольку аштанга переводится как “восьмиступенчатая”.

Аштанга – классика йоги, “Йога-сутры” Патанджали

Аштанга - классика йоги

Впервые восьмиступенчатая система описана в “Йога-сутрах” Патанджали, труде, который считается основополагающим трактатом о йоге. Говорится, что он подобен «карте звездного неба мира йоги» и может служить путеводителем по оному. В чем отчасти несложно убедиться на практике: человек, знакомый с Аштанга йогой, может заметить те или иные ее элементы практически в любой дисциплине, в названии которой присутствует слово йога. В Йога-сутрах” описан также идеал йогина, практика достижения которого делится на восемь составляющих.

Согласно Патанджали «Йога есть обуздание волнений, присущих уму», а Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – это ступени на этом пути.

Яма и Нияма

Яма и Нияма

Яма – это соблюдение правил, а вернее, принципов поведения. Таких, как непричинение вреда или ненасилие (ахимса), в том числе в мыслях и пожеланиях; правдивость (сатья) как отсутствие лжи, в том числе самому себе; отказ от стремления присвоить то, что тебе не принадлежит (астея); освобождение от ненужных вещей, отсутствие алчности (апариграха), контроль над желаниями, самодисциплина (брахмачари). Соблюдение этических принципов в соединении со здравым смыслом, правильное действие – это и называется Яма.

Нияма – этот принцип проще всего выразить через такое понятие как очищение от загрязнений. Тела, мыслей, чувств. Патанджали упоминает 5 принципов нияма: чистота, внешняя – чистоплотность, и внутренняя – чистота помыслов, (все это шауча); скромность, удовлетворенность настоящим (сантоша); самоограничение ради достижения духовных целей (тапас), формирование культуры мышления (свадхья); принятие высшего идеала (ишвара-пранидхана).

Асана и Пранаяма

Асана и Пранаяма

Асана – назовем это специальными приемами работы с телом. Цель которых развитие способности тела принять положение “которое твердо и приятно”, то есть обеспечивает стабильное функционирование внутренних токов. При этом, развитие тела не самоцель, но необходимая ступень на пути совершенствования.

Пранаяма – особые дыхательные упражнения, позволяющие контролировать, накапливать и направлять жизненную энергию “прану”. Процитируем: “Пранаяма — это техника, посредством которой в теле активируются все большие количества праны”. Необходимо отметить, что существуют различные виды и техники пранаямы, направленные на разные цели.

Пранаяма, как и асана, может оказать сильное влияние на физиологическую составляющую. К слову, когда говорят о тех или иных видах йоги, речь идет по большей части именно о сочетании асаны с пранаямой.

Пратьяхара и Дхарана

Пратьяхара и Дхарана

Пратьяхара – первая ступень работы с сознанием. Она заключается в практике отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены в обыденном режиме, разрыва этих устойчивых связей, шаблонов мышления. Освобожденное от шаблонов, “сознание становится способным к Дхаране”.

Дхарана же есть “удержание мысли”, концентрация ума, при которой внимание сосредотачивается на каком-либо предмете “или в теле, или вне тела” и долгое время удерживается на нем. По-настоящему полная концентрация требует подготовки и применения специальных техник.

Дхьяна и Самадхи

система аштанга виньяса йоги

Седьмая и восьмая ступени Аштанга йоги. Дхьяна описывается как медитация, непрерывное познавание предмета сосредоточенности ума, а самадхи как состояние слияния с сутью всех вещей, когда между воспринимающим и предметом восприятия отсутствует разница. Что выражается в отсутствии противоречия между внешним и внутренним, полном спокойствии и бесстрашии сознания.

Вот вкратце о том, из чего состоит и с чем работает Аштанга йога. Как это возможно применить на практике? Хотя об учениках самого Патанджали нам ничего не известно, существует ряд серьезных школ, основанных на описанных им методах.

Аштанга виньяса йога

Аштанга виньяса йога

Традиция аштанга виньяса йоги получила распространение благодаря ученику Кришнамачарьи Шри Паттабхи Джойсу, который основал школу йоги в Майсоре (Южная Индия). В этой традиции последовательность асан как бы “нанизана на нить” повторяющихся комплексов движений (виньяса), совмещенных с пранаямой.

Особое внимание уделяется технике дришти – концентрации внимания на определенных точках и трем основным бандхам (энергетическим замкам), которые организуют потоки энергии в организме.

Виньяса направлена на укрепление тела, развитие гибкости, физической и ментальной устойчивости практикующего. В отличие от многих Шри Паттабхи Джойс отстаивает тот подход, что “не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции”. Отчасти такая специфика связана с тем, что в школе Кришнамачарья эти методики изначально применялась для тренировки молодых людей из военного сословия.

Что такое Виньяса

Что такое Виньяса

Виньяса означает упражнения, сочетающие дыхания и движения, где на каждое движение приходится одно дыхание. Целью виньясы становится внутреннее очищение. Дыхание и движение, совершаемые одновременно с асанами “заставляют кровь бурлить”. Жар, производимый в результате упражнений, очищает кровь и делает ее жидкой, чтобы она могла циркулировать без помех и затруднений, унося боль и напряжение из тела. Важным продуктом виньясы считается пот, потому что именно с потом болезнь покидает тело и организм очищается.

В результате применения метода виньяс тело становится сильным, чистым, здоровым. После этого можно переходить к очистке нервной системы и органов чувств.

Только благодаря твердому намерению и усердной практике тело и органы чувств можно контролировать. Эти сложные и требующие и многих лет практики шаги. После того же, как это выполнено, контроль ума приходит автоматически. Практика виньяс создает для этого необходимую основу.

Система тренировочных последовательностей Аштанга виньяса йоги

Паттабхи Джойс объясняет: «Добившись синхронности дыхания и движений ученику удается привести в соответствие друг другу тело и сознание, создав возможность для более легкого преодоления физиологических и психологических барьеров».

Для чего применяется система тренировочных последовательностей. Она состоит из нескольких базовых уровней восходящей степени сложности.

Информация по первым пяти уровням открыта, информация о более сложных уровнях и их общем числе в общем доступе не разглашается. Смысл этого видится простым и логичным, не только для виньяса, но и для любой йоги: только систематические занятия под руководством опытного наставника позволяют достигнуть правильных результатов.

повелитель стихий 2 часть трейлер

мультфильм про волка и ивана царевича

морозова сериал 1 сезон 40 серия

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector